ПРОМО
как мы стали покупать осознанно и пришли к новым способам оплаты
Автор текста
Екатерина Надежкина
Научный консультант
Анастасия Воробьева
27 декабря 2023
erid: 2RanymhZyf6
В последнее время в культуре потребления наметились изменения: походы по магазинам сменяет онлайн-шопинг, мы привыкаем к идее планирования расходов и необходимости инвестирования. «Афиша Daily» и сервис «Яндекс Сплит» обратились к истории развития культуры потребления в России и выяснили, почему мы стали распоряжаться деньгами иначе.
благосостояние нулевых
На смену тяжелым кризисным девяностым пришел новый период. В первую очередь он ознаменовался возможностью зарабатывать большие деньги и тратить их: у россиян росли доходы, а на российский рынок хлынуло невиданное обилие товаров. Люди тратили импульсивно, велись на обещания продавцов и не задумывались о том, что будет с приобретенным в дальнейшем.
Главными признаками богатства тогда были брендовая одежда и дорогие машины. Люди со средним достатком, кому эти атрибуты роскоши были по-прежнему недоступны, не спешили отдавать деньги на хранение банкам: после периода финансовых потерь уровень доверия к ним был низким. Вместо этого накопления предпочитали хранить в долларах и недвижимости. Занимали деньги также не в банках, а у родственников и друзей.
Именно в нулевые появились первые «магазины на диване» и интернет-магазины, но в целом культура удаленных покупок была еще не развита. Открылись первые крупные супермаркеты и торговые центры, которые стали центром притяжения для россиян.
кредиты и шеринговая экономика
Кризисный 2008 год повлек за собой кардинальные изменения в экономике всех стран. Для многих золотой период бесконтрольного транжирства закончился. Люди задумались о том, стоит ли переплачивать за бренды, и все чаще начали делать ставку на качество. Постепенно для совершения крупных покупок они стали обращаться за кредитами в банки, а не к родственникам и соседям. Но многие столкнулись с разочарованием: ставки зачастую оказывались слишком высокими, а условия — невыгодными.
Изменилось отношение и к покупке вещей на один выход. Владельцы одного из первых проектов по прокату одежды в ТЦ «Весна» на Новом Арбате заметили, что люди часто возвращают в магазин вещи, надев их пару раз, и решили предложить покупателям легальную и гигиеничную альтернативу без необходимости оплачивать полную стоимость вещи. Пик популярности прокатов, в которых в основном брали наряды для свадеб, смокинги, вечерние платья и яркие костюмы для фотосессий, пришелся на середину 2010-х.
Владеть личным автомобилем тоже становилось все дороже. В 2013 году после введения в Москве платной парковки запустился первый в стране сервис каршеринга, освободивший множество водителей от расходов на содержание машины. Поминутная оплата поездки так понравилась россиянам, что, по оценке PwC, к 2025-му совокупный парк каршеринга в столице достигнет 30 тыс. машин.
Именно в 2010-е начинают активно развиваться интернет-магазины. Но на данном этапе заказ одежды или продуктов онлайн востребован слабо. Кроме того, большинство людей не спешит делать дорогие покупки в сети.
BNPL и ответственное потребление
Пандемия положила начало новой эпохи онлайн-шопинга. Связанные с ней ограничения оставили свой отпечаток и приучили людей покупать онлайн косметику и одежду, которые до этого было принято примерять и тестировать офлайн. Разрослись маркетплейсы: ассортимент даже одной крупной платформы электронной коммерции стал превышать выбор любого гипермаркета. Кроме того, на онлайн-площадках появились и небольшие бренды, которые не могут позволить себе содержание физического магазина.
С течением времени изменился и подход к управлению деньгами: пользователи стали активно интересоваться новыми продуктами, которые работают на стыке технологий и финансов и меняют условия покупки. Несколько лет назад в России появились сервисы BNPL (покупай сейчас — плати позже), которые позволяют более гибко управлять бюджетом и при этом не откладывать важные покупки.
К примеру, «Яндекс Сплит» делит сумму покупки на четыре части — первая оплачивается сразу, остаток стоимости списывается позже, в несколько этапов. Разделить стоимость товара можно на два месяца без комиссии или на больший срок с небольшой доплатой. BNPL-продукты максимально бесшовно встраиваются в пользовательский путь, не нужно заполнять длинные анкеты или долго ждать решения банка. Так пользователи могут позволить себе больше и при этом сэкономить время.
Растет интерес и к инвестициям: в 2021 году он достиг максимума за 20 лет, в акции вкладываются 19% мужчин и 13% женщин. За это можно поблагодарить цифровизацию: открыть инвестиционный счет, купить и продать ценные бумаги теперь можно в один клик или тап. Кроме того, появилось множество платных и бесплатных курсов для инвесторов разного уровня.
Банки начинают предлагать более выгодные условия хранения сбережений. Если долгосрочные вклады пугали людей (никогда не знаешь, когда могут потребоваться деньги), то накопительными вкладами с возможностью снятия денежных средств в любой момент начинают пользоваться многие. В настоящее время можно положить зарплату на счет и получать с нее проценты, используя небольшие суммы на ежедневные нужды.
Меняется отношение к покупкам не только с точки зрения трат или доступности товаров: глобальный тренд на сокращение отходов, избавление от лишнего и разумное использование того, что уже есть в доме, дошел до России. Сегодня 44% россиян сдают на переработку ненужную одежду, 28% — мебель и технику. По данным ВЦИОМ, тренду следует прежде всего молодежь 18–24 лет: из них каждый второй отдает ненужные вещи знакомым и родственникам и каждый третий — на благотворительность. Люди старших поколений лишь ненамного уступают им. Большую роль в популяризации экоповестки среди студентов сыграло и появление университетских экопрограмм.
За последние 20 лет произошли кардинальные изменения в культуре накопления средств и их распределения. В 2022 году в онлайн-магазинах сделали 2,8 млрд заказов. Неудивительно, ведь этот вид шопинга дает время подумать, принять взвешенное решение и приобрести вещи, которые будут радовать долгие годы. Таким образом, от импульсивных трат мы переходим к разумному потреблению, что в конечном счете позволяет сэкономить деньги, время и сберечь планету для будущих поколений.
Реклама
Рекламодатель: ООО «Яндекс Пэй»