Конец эпохи шопоголиков: как мы стали покупать осознанно и пришли к новым способам оплаты

<style> .vms_article_parent.article_background-size--cover { background-image: url(https://daily.afisha.ru/uploads/verstka_io/upload/26660_desktop/83ea29731fcb094d87c9bf841663ca8c.png) !important; background-position: 0 0 !important; background-attachment: fixed !important; } </style>
T
{"points":[{"id":9,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":11,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-5}},{"id":12,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":5}}],"steps":[{"id":10,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}},{"id":13,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

ПРОМО

как мы стали покупать осознанно и пришли к новым способам оплаты

Научный консультант
Анастасия Воробьева

27 декабря 2023

erid: 2RanymhZyf6

В последнее время в культуре потребления наметились изменения: походы по магазинам сменяет онлайн-шопинг, мы привыкаем к идее планирования расходов и необходимости инвестирования. «Афиша Daily» и сервис «Яндекс Сплит» обратились к истории развития культуры потребления в России и выяснили, почему мы стали распоряжаться деньгами иначе.

благосостояние нулевых


{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":10,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":0.8,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":13,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":15,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-20}}],"steps":[{"id":14,"properties":{"duration":2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

На смену тяжелым кризисным девяностым пришел новый период. В первую очередь он ознаменовался возможностью зарабатывать большие деньги и тратить их: у россиян росли доходы, а на российский рынок хлынуло невиданное обилие товаров. Люди тратили импульсивно, велись на обещания продавцов и не задумывались о том, что будет с приобретенным в дальнейшем.

Главными признаками богатства тогда были брендовая одежда и дорогие машины. Люди со средним достатком, кому эти атрибуты роскоши были по-прежнему недоступны, не спешили отдавать деньги на хранение банкам: после периода финансовых потерь уровень доверия к ним был низким. Вместо этого накопления предпочитали хранить в долларах и недвижимости. Занимали деньги также не в банках, а у родственников и друзей.

Именно в нулевые появились первые «магазины на диване» и интернет-магазины, но в целом культура удаленных покупок была еще не развита. Открылись первые крупные супермаркеты и торговые центры, которые стали центром притяжения для россиян.

{"points":[{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":9,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":-10,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":8,"properties":{"duration":2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":10,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":12,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":6}}],"steps":[{"id":11,"properties":{"duration":2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

кредиты и шеринговая экономика 

{"points":[{"id":7,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":9,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-40}}],"steps":[{"id":8,"properties":{"duration":2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Кризисный 2008 год повлек за собой кардинальные изменения в экономике всех стран. Для многих золотой период бесконтрольного транжирства закончился. Люди задумались о том, стоит ли переплачивать за бренды, и все чаще начали делать ставку на качество. Постепенно для совершения крупных покупок они стали обращаться за кредитами в банки, а не к родственникам и соседям. Но многие столкнулись с разочарованием: ставки зачастую оказывались слишком высокими, а условия — невыгодными.


Изменилось отношение и к покупке вещей на один выход. Владельцы одного из первых проектов по прокату одежды в ТЦ «Весна» на Новом Арбате заметили, что люди часто возвращают в магазин вещи, надев их пару раз, и решили предложить покупателям легальную и гигиеничную альтернативу без необходимости оплачивать полную стоимость вещи. Пик популярности прокатов, в которых в основном брали наряды для свадеб, смокинги, вечерние платья и яркие костюмы для фотосессий, пришелся на середину 2010-х.




Владеть личным автомобилем тоже становилось все дороже. В 2013 году после введения в Москве платной парковки запустился первый в стране сервис каршеринга, освободивший множество водителей от расходов на содержание машины. Поминутная оплата поездки так понравилась россиянам, что, по оценке PwC, к 2025-му совокупный парк каршеринга в столице достигнет 30 тыс. машин.

Именно в 2010-е начинают активно развиваться интернет-магазины. Но на данном этапе заказ одежды или продуктов онлайн востребован слабо. Кроме того, большинство людей не спешит делать дорогие покупки в сети.



{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":40,"y":40,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":-15}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":4,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

BNPL и ответственное потребление

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":5,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":2,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}
{"points":[{"id":1,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":3,"properties":{"x":-146,"y":-43,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":2,"properties":{"duration":4,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power2.easeInOut","automatic_duration":true}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Пандемия положила начало новой эпохи онлайн-шопинга. Связанные с ней ограничения оставили свой отпечаток и приучили людей покупать онлайн косметику и одежду, которые до этого было принято примерять и тестировать офлайн. Разрослись маркетплейсы: ассортимент даже одной крупной платформы электронной коммерции стал превышать выбор любого гипермаркета. Кроме того, на онлайн-площадках появились и небольшие бренды, которые не могут позволить себе содержание физического магазина.


С течением времени изменился и подход к управлению деньгами: пользователи стали активно интересоваться новыми продуктами, которые работают на стыке технологий и финансов и меняют условия покупки. Несколько лет назад в России появились сервисы BNPL (покупай сейчас — плати позже), которые позволяют более гибко управлять бюджетом и при этом не откладывать важные покупки.





К примеру, «Яндекс Сплит» делит сумму покупки на четыре части — первая оплачивается сразу, остаток стоимости списывается позже, в несколько этапов. Разделить стоимость товара можно на два месяца без комиссии или на больший срок с небольшой доплатой. BNPL-продукты максимально бесшовно встраиваются в пользовательский путь, не нужно заполнять длинные анкеты или долго ждать решения банка. Так пользователи могут позволить себе больше и при этом сэкономить время.

Растет интерес и к инвестициям: в 2021 году он достиг максимума за 20 лет, в акции вкладываются 19% мужчин и 13% женщин. За это можно поблагодарить цифровизацию: открыть инвестиционный счет, купить и продать ценные бумаги теперь можно в один клик или тап. Кроме того, появилось множество платных и бесплатных курсов для инвесторов разного уровня.


Банки начинают предлагать более выгодные условия хранения сбережений. Если долгосрочные вклады пугали людей (никогда не знаешь, когда могут потребоваться деньги), то накопительными вкладами с возможностью снятия денежных средств в любой момент начинают пользоваться многие. В настоящее время можно положить зарплату на счет и получать с нее проценты, используя небольшие суммы на ежедневные нужды.


Меняется отношение к покупкам не только с точки зрения трат или доступности товаров: глобальный тренд на сокращение отходов, избавление от лишнего и разумное использование того, что уже есть в доме, дошел до России. Сегодня 44% россиян сдают на переработку ненужную одежду, 28% — мебель и технику. По данным ВЦИОМ, тренду следует прежде всего молодежь 18–24 лет: из них каждый второй отдает ненужные вещи знакомым и родственникам и каждый третий — на благотворительность. Люди старших поколений лишь ненамного уступают им. Большую роль в популяризации экоповестки среди студентов сыграло и появление университетских экопрограмм.




За последние 20 лет произошли кардинальные изменения в культуре накопления средств и их распределения. В 2022 году в онлайн-магазинах сделали 2,8 млрд заказов. Неудивительно, ведь этот вид шопинга дает время подумать, принять взвешенное решение и приобрести вещи, которые будут радовать долгие годы. Таким образом, от импульсивных трат мы переходим к разумному потреблению, что в конечном счете позволяет сэкономить деньги, время и сберечь планету для будущих поколений.


Реклама

Рекламодатель: ООО «Яндекс Пэй»

{"width":1440,"column_width":202,"columns_n":6,"gutter":45,"line":20}
default
true
500
1440
false
false
false
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: GroteskDemi; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 24px;}"}
Расскажите друзьям