Dig Dug
Dig Dug
1982
Конкуренты: ET, Jungle Hunt
Жанр: аркадная головоломка
Разработчики: Namco
Вооруженный отбойным молотком и одетый в костюм вызывающе белого цвета мужчина роет землю и охотится на помидоры. Вонзив в них наконечник шланга насоса, накачивает до тех пор, пока они не лопнут. Несмотря на кажущуюся простоту, Dig Dug заложила основу так называемого сэндбокс-геймплея («песочницы»), даром что вся в этой песочнице и происходила. Туннели, которые рыл герой, меняли геометрию уровня, а вместе с ней — и поведение врагов, и весь игровой процесс. Через 25 лет к похожему геймплею добавят летучих мышей, преследующих игрока по прорытым ходам, и девушек в красном, ждущих, что их спасут, — получится Spelunky, одна из главных инди-игр на планете.
Dragon’s Lair
1983
Конкуренты: Spy Hunter, Punch Out, Halloween
Жанр: набор quick time events, интерактивный мультфильм
Разработчики: Digital Leisure
Классик двухмерной анимации, работавший под руководством лично Уолта Диснея, режиссер «Земли до начала времен» и «Все псы попадают в рай» Дон Блут в начале восьмидесятых увлекся новомодным развлечением — видеоиграми — и нечаянно сделал одну из самых очаровательных игр на планете. Номинально Dragon’s Lair это набор quick time events — вам можно только выбирать направление: ← ↑ → ↓. Выбрали не то или просто невовремя нажали кнопку — проигрывается анимация гибели героя. Успели ткнуть верную клавишу — продолжаете «играть». Если отвлечься от схематичного геймплея, то перед нами короткометражный мультфильм от непревзойденного мастера своего дела. Бултыхающаяся в позе зародыша в хрустальном шаре гиперсексуальная принцесса кокетливо ждет своего спасителя, а рыцарь, ободренный такой поддержкой, прет напролом, не замечая препятствий (оттого регулярно в них погибая). Необязательно проходить Dragon’s Lair — можно легально посмотреть его на ютьюбе.
Tetris
1984
Конкуренты: Golf, Karateka, Tennis
Жанр: головоломка
Разработчик: Алексей Пажитнов
В начале восьмидесятых сотрудник Вычислительного центра АН СССР Алексей Пажитнов работал над созданием искусственного интеллекта, а мыслительные способности своих прототипов проверял головоломками. Особенно удачным вышел цифровой вариант популярной в Советском Союзе игры тетрамино, в которой нужно было собирать геометрические фигуры из примитивных форм. Дальше все было как в классических киберпанк-триллерах: в результате эксперимента на свет появилась живая, самостоятельная сущность, не предвиденная автором. Искусственный разум, конечно, так и не зародился, зато вместо него в наш мир проникло нечто не менее зловещее и грандиозное — идеальная видеоигра, которая увлекала в 80-е, не теряет свой шарм сегодня и будет популярной всегда.
Super Mario Bros.
1985
Конкуренты: Gauntlet, Battle City
Жанр: платформер
Разработчики: Nintendo
Отец. Начало истории. Большой взрыв из зеленой водопроводной трубы, забрызгавший все вокруг черепашьими панцирями. Технически «Марио», конечно, не является первой видеоигрой на планете. Но что было до — это как если сравнивать с кино запись мужчины, скачущего верхом на коне, ну или в крайнем случае «Прибытие поезда». Super Mario Bros. же — это уже полноценные «Новые времена», несустаревающая классика. Приятно, что наследие Mario держит марку и, например, его последняя инкарнация, Mario Odyssey — это одна из лучших игр для Nintendo Switch. Честно. Без папиного блата.
Metroid
1986
Конкуренты: The Legend of Zelda, Dragon Quest, Kid Icarus, Arkanoid
Жанр: метроидвания
Разработчики: Nintendo
Эпохальная игра, давшая название целому жанру метроидвании, особенно модному в наши дни. Именно в ней впервые была введена в абсолют прокачка как главный мотиватор исследования уровней. Персонаж становится сильнее не для того, чтобы быстрее расправляться с врагами, а потому что без улучшений игру просто невозможно пройти. Желание найти такой апгрейд (например, возможность превращаться в шар или с разбега проламывать лбом стены) подталкивает к скитаниям по немилосердно запутанным лабиринтам, а его долгожданное обретение становится незабываемым откровением. По сей день в играх с открытым миром не придумали ничего лучше. Без Metroid не было бы ни метроидваний, ни Hollow Knight, ни Dark Souls.
Contra
Конкуренты: Metal Gear, Final Fantasy, Castlevania, Mega Man
1987
Жанр: run-n-gun, экшен
Разработчики: Konami
Два мужика (российские подростки в лихие 90-е думали, что это Шварценеггер и Сталлоне) бегут слева направо, расстреливая врагов из пулеметов. Среди противников — вооруженные автоматами люди, летающие роботы, а также монстры, напоминающие Чужого на разных стадиях жизненного цикла — от личинки-фейсхаггера до королевы улья. Заслуга Contra в том, что она первой доказала, что если убрать из платформера платформы, но добавить побольше стрельбы, игра получается не менее захватывающей.
Bionic Commando
1988
Конкуренты: Super Mario Bros. 3, Robocop, Ninja Gaiden
Жанр: платформер, экшен
Разработчики: Capcom
В начале своего творческого пути могучий японский издатель Capcom не боялся экспериментов. Прежде чем закрепить успех с Resident Evil и Devil May Cry, студия выпускала оригинальные небольшие игры с необычной механикой. Одним из таких экспериментов стал Bionic Commando, двухмерный боевик про мужчину, вооруженного бионической клешней. Прыгать мужчина не умел, зато мог, зацепившись клешней за уступ, раскачаться и пролететь вперед, как Человек-паук. Смех смехом, а получился первый в своем роде экшен с качественным вертикальным геймплеем. В 2009-м выйдет вольный авторемейк — его можно и пропустить, а вот оригинал был выдающийся.
Prince of Persia
1989
Конкуренты: Mother, Batman, Duck Tales
Жанр: платформер
Разработчик: Джордан Мекнер
Скромный двадцатичетырехлетний американец записывал на пленку прыжки своего брата, чтобы потом закрасить его пиксельной кистью, превратив в принца Персии. Таким кустарным, неблагодарным методом удалось добиться того же эффекта, что сегодня достигается при помощи технологии motion capture и дорогих костюмов с сенсорами. Несмотря на бюджетность, замысел сработал: анимации вышли плавными, прыжки через шипы — захватывающими, а игра — хитом, который через 15 лет поможет компании Ubisoft превратиться в мегакорпорацию.
Super Mario World
1990
Конкуренты: Monkey Island, Metal Gear 2, Wing Commander
Жанр: платформер
Разработчики: Nintendo
Проще говоря, это «Марио-4». Отдельные уровни теперь систематизированы на карте — исследовать мир стало интереснее. Появились новые движения, например прыжок с поворотом или полет на парашюте. Добавили новых врагов — чего стоит одна только пуля, занимающая полэкрана. Но главное — в Super Mario World дебютировал теперь уже незаменимый спутник Марио, тираннозавр Йоши. На нем можно было скакать верхом, заставляя динозавра проглатывать врагов, хватая их длинным языком. Super Mario World — не революционный «Марио», но уверенная демонстрация силы и подтверждение того, что в платформенной концепции Сигэру Миямото есть потенциал для развития на долгие годы.
Текст: Линар Феткулов. Редактура: Николай Овчинников. Арт-директор: Артем Хайрец. Дизайн и вёрстка: Екатерина Полякова. Главный редактор: Трифон Бебутов