Музей Балабанова. Свитер Багрова, красные туфли и другие важные вещи из жизни режиссера

T

В петербургском «Севкабель Порту» открывается выставка-путешествие «Балабанов», посвященная творчеству одного из главных российских режиссеров. Вместе с создателями выставки мы сделали небольшой цифровой музей Балабанова, где мы рассказываем биографию творца через вещи, а вдова режиссера Надежда Васильева рассказала про каждую.

Алексей Октябринович считал, что у мужчины обязательно должен быть следующий список личных вещей: перочинный ножик со многими лезвиями, личные ложка и вилка, хорошие часы на кожаном ремешке (не электронные!), тельняшка, простые черные ботинки, пижама, вязаная шапка (не в обтяжку, пухлая, чтобы натягивалась на уши), вязаный свитер (домашней вязки), грубые вязаные носки (купленные у бабушки на рынке), джинсы Levi’s 501, кожаный ремень, портфель и записная книжка, где записаны все номера телефонов, фонарик. Телефон — необязательно, только если для звонков.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-1,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":1,"properties":{"x":2553,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":2,"properties":{"duration":1000,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Я нашла этот свитер на барахолке. После съемок я его сразу спрятала, и его же Данила носил в «Брате-2». С Лешей всегда все решения принимались по наитию. Я энергетически понимала, что это то, что нужно Леше. Никогда не было нескольких вариантов. В сиквеле правильные ботинки, бушлат — все это было не из секондов, а из магазинов подороже. Свитер он взял с собой в Америку как знак героя. Никто не знает, где свитер хранится сейчас. Я его передала через Сельянова родственникам Сергея Бодрова, и он где-то пропал в процессе передачи. Спрашивать я не стала, это очень интимный вопрос.


{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-56,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":1,"properties":{"x":-2158,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":2,"properties":{"duration":800,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Видеокамера

Кинопленка 

Леша любил, чтобы в каждом фильме были смостряченныые умелыми руками вещи, созданные специально для конкретного героя. Он придумывал эти вещи сам. Например, в «Замке», нашем первом совместном фильме, Фрида качала пиво на специальном прибамбасе, который придумал Леша. В «Войне» такой вещью был шлем с камерой, в «Брате» — деревяшка-пугач, а в «Про уродов и людей» — камера. Он поэтому любил оператора Сергея Астахова, который мог смастерить эти приблуды. Пугач и камера — его рук дело. Леша так и их и называл — «приблуды». Художники всегда что-то должны были изобретать для Леши эти самоделкинские вещи, которые нельзя купить в магазине.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":259,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":1,"properties":{"x":1796,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":2,"properties":{"duration":800,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Кожаная куртка

Шахматная доска

Плеер нужен был для того, чтобы в него попала пуля, и как олицетворение времени. Тогда все ходили с плеерами и слушали музыку. Он у нас где-то лежит. Леша слушал тонны музыкальных дисков. Они до сих пор у меня хранятся, хотя уже и слушать не на чем.

Телефон

Печатная машинка

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-149,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":1,"properties":{"x":-2089,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":2,"properties":{"duration":800,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Олицетворяет ли тельняшка самого Балабанова? Может быть. А может быть это просто олицетворение желания быть мужиком. Тельняшка должна быть не тоненькая, не с голубыми полосками, а с темно-синими, морская, двойного вязания. Не важно, что с дырками, особенно на локте. Леше дарили эти правильные тельняшки. Сколько я его знала, у него всегда была пачка тельняшек. Для мичмана из «Брата 2» я сшила тельняшку из двух Лешиных тельняшек, потому что актер был очень высокий. Серебряков в «Грузе 200» носит драную Лешину тельняшку. В «Кочегаре» Миша Скрябин носит не только Лешину тельняшку, но и Лешин черный тулуп, который он носил лет в 16-17 в Свердловске.

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":259,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":1,"properties":{"x":1910,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":2,"properties":{"duration":800,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Игрушка

Стол

Все пластинки Леша купил в Манчестере, куда он ездил от Института иностранных языков в Нижнем Новгороде. Все деньги, которые у него были, он истратил на пластинки. Он их покупал в местных барахолках. Только он был такой сумасшедший, который все спустил на пластинки. В «Жмурках» он взял пластинки как раз из своей коллекции. Я недавно купила себе проигрыватель, чтобы слушать их. Мне нравится виниловое шипение. Хотя Леша всегда слушал музыку на разных носителях. Он любил The Doors и Sparks, которые он называл «Спарксы».

{"points":[{"id":4,"properties":{"x":0,"y":0,"z":0,"opacity":0,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":6,"properties":{"x":-56,"y":0,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}},{"id":1,"properties":{"x":-2023,"y":8,"z":0,"opacity":1,"scaleX":1,"scaleY":1,"rotationX":0,"rotationY":0,"rotationZ":0}}],"steps":[{"id":5,"properties":{"duration":200,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":true}},{"id":2,"properties":{"duration":800,"delay":0,"bezier":[],"ease":"Power0.easeNone","automatic_duration":false}}],"transform_origin":{"x":0.5,"y":0.5}}

Гитара

CD  "Наутилус Помпилиус"

Самая интересная работа была на «Реке». Там вообще все было вручную сделано. Из украшений главной героини у меня остались только сергьи, браслеты и хлыст-мухобойка. Все остальное бралось в их музее.

У всех героинь Балабанова была определенная история с обувью. У Анжелики это красные туфли, яркие и запоминающиеся. Таких у нее не могло быть в 1984-м. Они должны были быть таким же ударом кулаком, как и постер фильма.

Хлопушка

Шапка

ПРОДЮСЕР: НИКОЛАЙ ОВЧИННИКОВ. АВТОРЫ ТЕКСТОВ: МИХАИЛ МОРКИН, НИКОЛАЙ ОВЧИННИКОВ, МАКСИМ СУХАГУЗОВ. ФОТОРЕДАКТОРЫ: ЛЮДМИЛА АНДРЕЕВА, ЕКАТЕРИНА КОКИНА. АРТ-ДИРЕКТОР: АРТЁМ ХАЙРЕЦ. ДИЗАЙНЕР: ЕКАТЕРИНА ПОЛЯКОВА. ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР: ТРИФОН БЕБУТОВ. АВТОР ИДЕИ ВЫСТАВКИ И ЕЕ КУРАТОР: ТАТЬЯНА ГЕТМАН.

{"width":1440,"column_width":202,"columns_n":6,"gutter":45,"line":20}
default
true
767
1440
false
true
true
{"mode":"page","transition_type":"slide","transition_direction":"horizontal","transition_look":"belt","slides_form":{}}
{"css":".editor {font-family: GroteskDemi; font-size: 16px; font-weight: 400; line-height: 24px;}"}
Расскажите друзьям
Читайте также