Предисловием к современной российской действительности стала перестройка — период 1985–1991 годов, когда перемены сверху и снизу быстро разрушили советскую систему. Мы выбрали 30 главных событий того времени.
1985
Новое кино приходит с полок
Главный фильм о войне, чтобы там не думали о себе другие картины. Эта лента Элема Климова 1985 года настолько точно уловила в кадре свинцовый военный ужас, что попала во все учебники кино мира и повлияла на кинематограф в целом. Какое-то время считалось, что снимать фильмы на эту тему после «Иди и смотри» в какой-то мере даже бессмысленно. В преддверии перестройки казалось, что пришел самый честный и бесповоротный конец вечным военным советским эпопеям на экранах. А застывший взгляд юного героя Алексея Кравченко все глядел и глядел куда-то вдаль бесповоротного будущего, которого нет.
1985
Пешеходные улицы и новые общественные пространства
Малый Арбат — воспетый Окуджавой и знаменитый одним из домов, где жил Пушкин, — стал первой пешеходной улицей в Советском Союзе. Формируется новый тип общественного пространства. Мощенная плиткой или брусчаткой мостовая, на которой туда-сюда снуют прохожие, а вокруг — бойкая торговля позднего социализма и раннего капитализма, уличные музыканты, кафе и прочий городской досуг. В 1990-е свой Абрат появится у всех более-менее крупных городов.
1985
Самая популярная игра в мире от гражданина СССР
В 1984 году молодой сотрудник Вычислительного центра при Академии наук СССР Алексей Пажитнов увлекся настольной игрой пентамино, в которой из нескольких маленьких геометрических фигур надо выкладывать одну большую. Пажитнов решил сделать ее электронную версию, но быстро выяснилось, что вычислительных мощностей компьютеров тех лет не хватит на обработку пяти типов фигур; решено было оставить только четыре. Так «пента» («пять») стала «тетрой» («четыре») и возник тетрис. Уже через несколько месяцев за права на издание этой игры будут биться Nintendo и Atari, еще через год в одной только Японии она разойдется двухмиллионным тиражом, а Пажитнова признают одним из самых влиятельных игровых разработчиков на планете. Тетрис не теряет популярности по сей день, существуя на смартфонах и консолях нового поколения, — и до сих пор это главная игра из России.
1985
Начало перестройки: Горбачев как никогда близок к народу
В мае 1985 года Михаил Горбачев приезжает в Ленинград. В городе, с которого началось построение коммунизма в отдельной стране (и в итоге не закончилось) он прямо на заседании Политбюро говорит о кризисе социалистической экономики: так открыто власть давно не признавала свои ошибки. Вторым моментом была встреча Горбачева с людьми на площади Восстания. Откровенный — будто избирательную кампанию ведет — разговор с гражданами завершается просьбой одной из прохожих: «Вы к народу поближе будьте». На что Горбачев отвечает, еле разводя руками в толпе: «Ну куда уж ближе». Так началась перестройка. То, что изначально задумывалось как тотальная реформа советского строя закончилось его крушением, но тогда это мало кто мог предположить.
1986
Фильм «Курьер» показывает позднесоветское поколение
«Носи и мечтай о чем-нибудь великом», — лучший совет, который дает вместе со своим пальто герой «Курьера» другу Базину, который просто хотел не мерзнуть зимой в куртке. Если вспомнить, что юного героя «Курьера» впереди ждала только служба в Афганистане, то его поступок обрастает все более актуальной подоплекой. В фильме пойманы моменты перемен в укладе людей вместе с неизбежным страхом перед этими переменами. В 1986 году остроумная картина Карена Шахназарова о новой генерации свежей поросли или так называемом потерянном поколении, что отвергает былые устои, ловко совпала с настроениями расходящегося по швам общества, но при этом дарила новые надежды, которые актуальны и до сих пор. Оставалось только взять их и носить с гордо поднятой головой и думать не только об обыденном.
1986
Первый конфликт на территории союзных республик
В конце 1986 года Москва назначает первым секретарем компартии Казахстана вместо Динмухамеда Кунаева ульяновского главу обкома Геннадия Колбина. Это вызывает протесты — прежде всего среди местной молодежи: население было недовольно назначением «варяга». С 16 декабря — многодневные беспорядки в Алма-Ате и Караганде: в республиканской столице даже жгут машины и бьют витрины. Конфликт закончится поражением протестующих. Только через три года Колбина заменят на Нурсултана Назарбаева. Но «желтоксан» (то есть «декабрь» по-казахски) стал знаковым событием: в союзных республиках куча неразрешенных проблем, у их населения есть своя идентичность. Через три года уже будут не протесты, а настоящие войны по всему Союзу — от Таджикистана до Молдовы. Еще через два все эти конфликты будут решаться республиками самостоятельно: в результате «парада суверенитетов» Советский Союз распадется.
1986
Крупнейшая техногенная катастрофа в СССР
26 апреля 1986 года произошел взрыв на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС. Неудачный эксперимент сотрудников привел к гибели — сразу и после ликвидации последствий в результате лучевой болезни — тысяч людей, переселению целого города и паники в Союзе и соседних странах. Несмотря на декларируемую гласность, власти несколько дней скрывали реальные масштабы трагедии и даже позволили провести первомайский парад в Киеве, где радиационный фон превышал допустимый в 80 раз.
1986
Раиса Горбачева — первая леди с ярким стилем
Михаил Горбачев был первым президентом СССР, а его супруга Раиса — первая первая леди (извините за тавтологию), за чьим стилем наблюдала вся страна. И не только страна, но и мир. Раиса Максимовна появлялась на обложке журнала Times с выносом «Новое лицо для загруженной и недооцененной советской женщины» и получала костюмы Пьера Кардена и Ив Сен-Лорана. Правда, не носила их: весь гардероб Раисы отшивался в Доме моделей на Кузнецком Мосту. Вообще, западная одежда была нежелательным элементом образов первой леди СССР, и в целом во времена, когда «каждому по труду», нельзя было откровенно модничать. Да, Раиса Максимовна позволяла себе носить шубы, цветастые платья, золотые босоножки, но все же преобладающим цветом в ее гардеробе был серый. Хотя даже из-под серого костюма Горбачевой всегда выглядывал яркий бант от блузы.
1986
Россия и США начинают краткосрочный роман
Вся вторая половина 1980-х — это медленное, но верное потепление отношений СССР и США. На Западе — горбимания, у нас — огромный интерес к зарубежной поп-культуре и потребительским товарам. Кульминационный момент — знаменитые телемосты СССР — США. У нас Владимир Познер и у них Фил Донахью рассказывают беседуют друг с другом и со зрителями: две страны присматриваются друг к другу и обнаруживают, что в реальности очень похожи.
1987
Диссидентская литература признана у нас
В 1987 году «за всеобъемлющую литературную деятельность, отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью» Иосиф Бродский получил Нобелевскую премию в области литературы — пятую в истории отечественной литературы. «Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику», — за полвека до того сказал в своей нобелевской речи Иван Бунин; выходит, Бродский, выдавленный из страны, оказался продолжателем традиции. Правда, его лауреатство уже не вызвало такого скандала, как присуждение премии Пастернаку или Солженицыну. Напротив, 25 октября на вечере поэзии в московском Доме литераторов о новости со сцены объявил журналист Феликс Медведев, сорвав овации, а после этого стихи Бродского читал актер Михаил Козаков. Поэт Олег Чухонцев добился разрешения опубликовать шесть стихотворений Бродского в «Новом мире». Так Бродский одновременно вошел в высшую лигу мировой литературы и был наконец признан на родине. И до сих пор, как бы кто к этому ни относился, остается главным поэтом страны — уж как минимум первым после Пушкина.
1988
Поп-музыка стала проще — и лучше
Новая поп-музыка — это не сложные аранжировки с оркестром, а грошовые хиты под синтезатор. Но при этом по своей прилипчивости и убедительности они ни разу не уступали прежним шлягерам. Флагманы перестроечной попсы — дуэт «Ласковый май». Два бывших воспитанника детского дома поют про белые розы и разбитую любовь перед огромными стадионами. Не было тогда поп-группы популярнее — как будто нет и сейчас.
1988
Ельцин уходит в оппозицию
Глава московского горкома партии Борис Ельцин в 1987 году выступает на пленуме ЦК КПСС с критикой высшего руководства страны. В ноябре того же года его снимают с поста и отправляют зампредом Госстроя. Через год он приходит на XIX Всесоюзную партконференцию и просит о «политической реабилитации». Ему возражает заместитель Горбачева Егор Лигачев. Его эмоциональная фраза «Борис, ты неправ!» запомнится многим. Многие же знают по слухам, что Горбачев ранее обещал не допустить Ельцина снова до политики. Но публичные гонения теперь только способствуют росту популярности опального чиновника. За год Ельцин превратится в главного оппозиционера страны.
1988
Россия вновь ищет идентичность — и, кажется, находит
В 1988 году с большой помпой — и при поддержки советских властей и массмедиа — проводится 1000-летие Крещения Руси. С той поры начинается восстановление церкви как важного общественного института. Православная религия больше не порицается властями, число верующих растет — кажется, так страна мучительно находит собственную утерянную идентичность. Поиск «русской идеи» доходит до крайностей: параллельно с восстановлением православия идет рост популярности «люберов» (подмосковной субкультуры, исповедующей «добро с кулаками») и общества «Память» — там к русской национальной идее уже крепко примешан пещерный антисемитизм.
1989
СССР проиграл последнюю войну
15 февраля 1989 года советская 40-я армия пересекает границу Афганистана и Узбекской ССР на мосту через реку Амударья. Так заканчивается война, которая длилась вдвое больше Великой Отечественной. Советская армия так и не смогла полностью взять контроль над территорией республики, маринонеточное правительство не могло контролировать территорию дальше Кабула. Только и остается, что набор страшных слов: «Афган», «погиб при исполнении интернационального долга», «груз 200», «душманы», или просто «духи». Только и слышны песни Розенбаума про «Черный тюльпан» и Бутусова про «моего брата Каина». Война в Афганистане — символ провала советской внешней политики. Ветераны Афгана, которые не смогут встроиться в новую реальность, составят в том числе костяк нового криминалитета. А те, кто не уйдет из войск, скоро будут воевать в горячих точках, что появляются по всему Советскому Союзу.
1989
Журналистика — новая рок-музыка
Главная передача перестройки — «Взгляд»: Листьев, Любимов, Политковский и компания без особых прикрас рассказывают о пробуксовывании реформ, конфликтах на окраинах Союза, критике КПСС, а параллельно показывают и актуальную поп-культуру. Там крутили клипы «Аквариума» и «Наутилуса Помпилиуса», туда приходили Гребенщиков и Цой.
1985
Начало перестройки: Горбачев как никогда близок к народу
В мае 1985 года Михаил Горбачев приезжает в Ленинград. В городе, с которого началось построение коммунизма в отдельной стране (и в итоге не закончилось) он прямо на заседании Политбюро говорит о кризисе социалистической экономики: так открыто власть давно не признавала свои ошибки. Вторым моментом была встреча Горбачева с людьми на площади Восстания. Откровенный — будто избирательную кампанию ведет — разговор с гражданами завершается просьбой одной из прохожих: «Вы к народу поближе будьте». На что Горбачев отвечает, еле разводя руками в толпе: «Ну куда уж ближе». Так началась перестройка. То, что изначально задумывалось как тотальная реформа советского строя, закончилось его крушением, но тогда это мало кто мог предположить.
1985
Самая популярная игра в мире от гражданина СССР
В 1984 году молодой сотрудник Вычислительного центра при Академии наук СССР Алексей Пажитнов увлекся настольной игрой пентамино, в которой из нескольких маленьких геометрических фигур надо выкладывать одну большую. Пажитнов решил сделать ее электронную версию, но быстро выяснилось, что вычислительных мощностей компьютеров тех лет не хватит на обработку пяти типов фигур; решено было оставить только четыре. Так «пента» («пять») стала «тетрой» («четыре») и возник тетрис. Уже через несколько месяцев за права на издание этой игры будут биться Nintendo и Atari, еще через год в одной только Японии она разойдется двухмиллионным тиражом, а Пажитнова признают одним из самых влиятельных игровых разработчиков на планете. Тетрис не теряет популярности по сей день, существуя на смартфонах и консолях нового поколения, — и до сих пор это главная игра из России.
1986
Россия и США начинают краткосрочный роман
Вся вторая половина 1980-х — это медленное, но верное потепление отношений СССР и США. На Западе — горбимания, у нас — огромный интерес к зарубежной поп-культуре и потребительским товарам. Кульминационный момент — знаменитые телемосты СССР — США. У нас Владимир Познер и у них Фил Донахью рассказывают беседуют друг с другом и со зрителями: две страны присматриваются друг к другу и обнаруживают, что в реальности очень похожи.
1987
Диссидентская литература признана у нас
В 1987 году «за всеобъемлющую литературную деятельность, отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью» Иосиф Бродский получил Нобелевскую премию в области литературы — пятую в истории отечественной литературы. «Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику», — за полвека до того сказал в своей нобелевской речи Иван Бунин; выходит, Бродский, выдавленный из страны, оказался продолжателем традиции. Правда, его лауреатство уже не вызвало такого скандала, как присуждение премии Пастернаку или Солженицыну. Напротив, 25 октября на вечере поэзии в московском Доме литераторов о новости со сцены объявил журналист Феликс Медведев, сорвав овации, а после этого стихи Бродского читал актер Михаил Козаков. Поэт Олег Чухонцев добился разрешения опубликовать шесть стихотворений Бродского в «Новом мире». Так Бродский одновременно вошел в высшую лигу мировой литературы и был наконец признан на родине. И до сих пор, как бы кто к этому ни относился, остается главным поэтом страны — уж как минимум первым после Пушкина.
1988
Поп-музыка стала проще — и лучше
Новая поп-музыка — это не сложные аранжировки с оркестром, а грошовые хиты под синтезатор. Но при этом по своей прилипчивости и убедительности они ни разу не уступали прежним шлягерам. Флагманы перестроечной попсы — дуэт «Ласковый май». Два бывших воспитанника детского дома поют про белые розы и разбитую любовь перед огромными стадионами. Не было тогда поп-группы популярнее — как будто нет и сейчас.
1989
Журналистика — новая рок-музыка
Главная передача перестройки — «Взгляд»: Листьев, Любимов, Политковский и компания без особых прикрас рассказывают о пробуксовывании реформ, конфликтах на окраинах Союза, критике КПСС, а параллельно показывают и актуальную поп-культуру. Там крутили клипы «Аквариума» и «Наутилуса Помпилиуса», туда приходили Гребенщиков и Цой.
1989
Съезд народных депутатов показывает, какой должна быть настоящая дискуссия
Съезд народных депутатов — первая легальная площадка для демократической оппозиции во время перестройки. Впервые допустимы альтернативные выборы — и жители Москвы и Петербурга голосуют за Сахарова, Ельцина и Собчака. Впервые допущена дискуссия по всем важным вопросам — и страна, не отрываясь, следит за спорами о недавних беспорядках в Тбилиси, войне в Афганистане и «агрессивно послушном большинством» — так депутат Юрий Афанасьев обозвал сторонников Горбачева, готовых по старинке голосовать как скажут и не особо возникать. Особых решений первый съезд не принял, но зато утолил накопившуюся народную жажду живых дискуссий.
1989
Наша музыка — там, их музыка — у нас
Рок-музыка с обеих сторон прорывает железный занавес. Центр Стаса Намина организует Moscow Music Peace Festival с участием Bon Jovi и Scorpions. В том же году в Москву приезжают монстры арт-рока Pink Floyd. На обоих концертах — аншлаг. Одновременно русский рок потихоньку просачивается за рубеж. «Кино», «Аквариум», «Звуки Му» и другие катаются выступать в Европу. «Центр» записывает в Париже альбом «Сделано в Париже». Gorky Park записывает альбом на английском и попадает в американские хит-парады. Даже Алла Пугачева едет в Европу и записывает концерт в Стокгольме: ее англоязычные песни — некоторые не имеют русского варианта — сейчас позабыли, а зря. Пиком русского прорыва на Запад должен был стать альбом Бориса Гребенщикова «Radio Silence»: но его высокотехнологичный поп-рок, спродюсированный Джоном Стюартом из Eurythmics оказался не особо востребован в Америке — больше БГ туда не рвался.
1989
Цой — навсегда
Виктор Цой — как мы уже писали год назад — наша последняя скрепа. Герой в образе мрачного романтика, автор главных песен конца 1980-х, он стал лицом позднесоветской поп-культуры, с одной стороны логоцентричной, с другой стороны — насквозь западнической. Ключевой момент биографии Цоя — сцена в конце фильма «Асса», где буквально проговаривается, что новая культура из маленьких залов ДК уже захватывает стадионы — и с этим ничего не поделать.
1989
Несоветское искусство легализуется
Окончательно — и властью, и обществом — признается несоветское современное искусство: то самое, что больше всего ценится взыскательной публикой у нас и экспертами на Западе. В страну приезжают эмигрировавшие Михаил Шемякин и Эрнст Неизвестный: два главных скульптора установят самые яркие памятники эпохи — монумент Петру Первому без усов и волос и памятник жертвам сталинского террора на Магадане. Одновременно признается и полузапрещенный старый авангард: в Русском музее показывают Кандинского и Филонова. Соцреализму нанесен смертельный удар.
1989
Ерофеев и возрождение андеграунда
Зимой 1988/1989 года в журнале «Трезвость и культура» — ну а где же еще — была впервые официально напечатана поэма Венедикта Ерофеева «Москва — Петушки». В эти же годы из подполья были извлечены на свет и десятки других авторов, манера которых для официальной культуры была прежде слишком авангардна: оказалось, что у нас есть и Рубинштейн, и Саша Соколов, и Татьяна Толстая, и Дмитрий Александрович Пригов. Официальный советский литературный процесс наконец-то встретился лицом к лицу с процессом реальным. Десятилетиями томившийся в подвале авангард определил движение литературы на годы вперед. Да и для восприятия окружающей реальности стихи Пригова до сих пор подходят лучше многих более актуальных произведений: «Чем больше Родину мы любим,/Тем меньше нравимся мы ей!/Так я сказал в один из дней/И до сих пор не передумал».
1989
Символ новой России — треш
Нагловатый, дерзкий и при этом возмутительно спокойный Александр Невзоров на фоне счетчика — главный образ Ленинграда времен перестройки. Его передача «600 секунд» стала первой в формате «скандалы, интриги, расследования». Зрители вместе с Невзоровым в ужасе наблюдали, как рушатся последние советские идеалы, а страна медленно катится на дно.
1989
Выворот соцреализма
«На лице „митька“ чередуются два аффектированно поданных выражения: граничащая с идиотизмом ласковость и сентиментальное уныние». Стоически-эпикурейское движение „митьков“ сложилось в 1980-х: сперва в него входила дюжина человек во главе с Дмитрием Шагиным и Владимиром Шинкаревым, а потом движение прирастало всеми, от Николая Полисского до Бориса Гребенщикова. Обаятельное движение (хотя тут больше хочется сказать «движуха»), напоминавшее странную смесь хиппи со скоморохами в тельняшках, увиденную сквозь бутылку бормотухи, оттеняло время больших перемен своим нежным нежеланием никого победить. Но через четверть века Дмитрий Шагин подружился с властью, Шинкарев поссорился с Шагиным, «митьки» раскололись, как упавший с газетки стакан. Дык елы-палы.
1989
Зарубежные игры приходят в Россию через фактически легализованное пиратство
В позднем СССР международное авторское право не особо соблюдалось, потому часто возникали клоны популярных на Западе устройств. Знаменитая «Электроника» — копия Game & Watch от Nintendo. Там, правда, на экране был какой-то безымянный мужчина, жонглирующий шариками, а у нас — близкий советскому зрителю Волк из «Ну, погоди!». По четырем направлениям катились куриные яйца, Волк должен был вовремя подставить корзину и поймать в нее яйцо. Примечательно, что сами яйца и Волк были изображены посредством жидких кристаллов, а вот куры и жердочки, по которым катились яйца, были нарисованы краской поверх дисплея. В годы популярности игры по стране ходил миф о том, что если набрать более 999 очков, то прямо на дисплее покажут секретный эпизод мультсериала «Ну, погоди!».
1989
Литературные журналы
В годы перестройки литературные журналы пережили свой главный — и последний — взлет. В «Дружбе народов» вышли «Дети Арбата», в «Октябре» — «Жизнь и судьба», в «Новом мире» — главы «Архипелага ГУЛАГ», в серии «Библиотека журнала „Иностранная литература“» — «Лолита». На пять лет современная литература отошла на второй план: сперва надо было наверстывать упущенное за десятилетия культурной изоляции. С помощью журналов в русскоязычную литературу возвращались изъятые из нее произведения, прежде ходившие только в сам- и тамиздате. Журналы издавались тиражами в сотни тысяч, дискутировали друг с другом — до России айфона и России шансона была Россия «Нового мира» и Россия «Молодой гвардии». С концом перестройки закончилась и эпоха толстых журналов: они по-прежнему существуют, но играть такой роли, как в конце 1980-х, уже не будут никогда.
1989
Новая культура питания — фастфуд
Канадская фирма, владелец бренда McDonald’s, давно хотела открыть в СССР свой ресторан быстрого питания. Все получилось зимой 1990 года. В заведение, кредо которого — быстрое обслуживание, за бургерами и картошкой фри люди стояли часами. «Макдоналдс» уже своим появлением окончательно похоронил советскую систему общепита: сложным щам и табличкам «Мест нет» он противопоставил вежливость и уютные цветастые залы, где каждый найдет себе местечко.
1990
«Поле чудес» производит революцию в развлечениях
В октябре 1990 года звезда «Взгляда» Владислав Листьев становится ведущим «капитал-шоу „Поле чудес“». Это советская версия американского шоу «Колесо фортуны». Принцип очень простой: крутишь барабан, угадываешь, есть ли такая буква в загаданном слове и выбираешь между деньгами и чем-то в черном ящике. Вся страна каждую пятницу следит за соревнованиями простых граждан за деньги, технику или «а-а-а-автомобиль». «Поле чудес» — уже с ведущим Якубовичем — все 1990-е будет главным развлекательным шоу страны.
1991
Провал консервативного контрнаступления
19 августа представители консервативного крыла в КПСС предприняли последнюю попытку обратить время вспять. Они объявили об отстранении Горбачева от должности и создании Госкомитета по чрезвычайному положению. В Москву ввели танки. А представители демократической оппозиции с Ельцином во главе собрали большой митинг у Белого дома, чтобы не дать войскам захватить здание Верховного Совета РСФСР. У тех событий есть два символа. Первый — Ельцин на танке в окружении огромной толпы. Второй — член ГКЧП Янаев, который неумело отвечает на вопрос корреспондентки «Независимой газеты», понимает ли он, что совершил госпереворот, и с трясущимися от волнения руками зачитывает очередной акт ГКЧП. Показанная по телевидению, эта пресс-конференция стала финальным аккордом в недолгой судьбе консерваторов у власти. Уже 21 августа ГКЧП завершил работу, вернувшийся из заточения Горбачев не смог нормально продолжить работу, а вскоре российские власти запретили деятельность КПСС.
1989
Литературные журналы
В годы перестройки литературные журналы пережили свой главный — и последний — взлет. В «Дружбе народов» вышли «Дети Арбата», в «Октябре» — «Жизнь и судьба», в «Новом мире» — главы «Архипелага ГУЛАГ», в серии «Библиотека журнала „Иностранная литература“» — «Лолита». На пять лет современная литература отошла на второй план: сперва надо было наверстывать упущенное за десятилетия культурной изоляции. С помощью журналов в русскоязычную литературу возвращались изъятые из нее произведения, прежде ходившие только в сам- и тамиздате. Журналы издавались тиражами в сотни тысяч, дискутировали друг с другом — до России айфона и России шансона была Россия «Нового мира» и Россия «Молодой гвардии». С концом перестройки закончилась и эпоха толстых журналов: они по-прежнему существуют, но играть такой роли, как в конце 1980-х, уже не будут никогда.
1991
Ателье «Строгий юноша»
Константин Гончаров — главный дизайнер российской альтернативной моды 1980-х. Он шил сложные вещи для модернистских театральных постановок, но публика чаще видела его одежду на Георгии (Густаве) Гурьянове, Викторе Цое, Жанне Агузаровой, Джоанне Стингрей и прочей богеме тех времен. Вместе со своим другом и наставником, художником Тимуром Новиковым, Гончаров основал ателье «Строгий юноша». Этот тандем стал главным вдохновением для будущих российских дизайнеров, заигрывающих с ностальгией. Пересечения с работами Гончарова и отсылки к работам Новикова можно найти, к примеру, в коллекциях Гоши Рубчинского.
1991
Победа демократии под актуальную музыку
Американский промоутер Билл Грэм придумал отметить победу демократии большим концертом в Москве (среди прочих в лайнапе предполагались даже U2). Ему помогал российский бизнесмен Борис Зосимов. С благословения московской мэрии они устроили шоу «Монстры рока» на поле в Тушино и привезли туда главных людей от актуальной тяжелой музыки: классиков AC/DC, только выпустивших классический «Черный альбом» Metallica и диких новичков Pantera. По разным оценкам на этот бесплатный праздник рок-музыки пришли от 100 до 500 тысяч человек. Более грандиозного музыкального шоу Москва еще не видела.
1991
Распад СССР
25 декабря 1991 года Михаил Горбачев выступил с телеобращением, в котором сообщил о сложении с себя полномочий президента СССР. За полмесяца до этого президенты России, Беларуси и Украины подписали в резиденции «Беловежская пуща» соглашение о создании Содружества Независимых Государств и выхода республик из состава СССР. Парад суверенитетов, начавшийся еще в 1990 году, стал необратимым и к концу декабря 1991 года Горбачев оказался в роли главы фактически несуществующего государства. Его уход и смена флага над Кремлем с красного на российский триколор поставили точку в истории СССР.