В июне 2021 года в Москве при поддержке Госкорпорации «Роскосмос» состоялась первая научно-популярная конференция «Космос. Открытый разговор». Спикеры в формате коротких лекций рассказали о работе на орбите Земли, освоении дальнего космоса и многом другом.
Если 60 лет назад, чтобы попасть на орбиту, нужно было быть опытным военным летчиком ростом не выше 170 см и возрастом не старше 30 лет, обладать идеальным здоровьем и физической подготовкой на уровне мастера спорта, то сейчас ситуация изменилась. Конечно, инженерные и летные специальности по-прежнему в приоритете. Но теперь попасть в космос гораздо легче, поскольку к любым сложным ситуациям можно подготовиться на Земле.
Спикер конференции Анастасия Степанова, испытатель Института медико-
биологических проблем РАН, участница исследовательской миссии Mars 160, рассказала, как ее путь в космической индустрии начался без внушительного багажа технических знаний.
В 2013 году Анастасия познакомилась с аэрокосмическим инженером Робертом Зубриным в Музее космонавтики. Он рассказал ей, что набирает волонтеров для годовой миссии на станции в Арктике. Анастасия загорелась идеей, но сомневалась, что в научно-исследовательскую экспедицию сможет отправиться российская журналистка. Роберт убедил девушку подать заявку. Анастасия успешно прошла отбор и в 2016 году стала участницей исследовательского проекта Mars 160.
Проект имитировал условия, максимально приближенные к тем, в которых окажутся первые колонизаторы на Марсе. В составе экипажа были французский аэрокосмический инженер, американский геолог, индийский микробиолог, японский архитектор, австралийский геолог и российский журналист. Они до этого не были знакомы друг с другом: не тренировались и не работали вместе. Команда провела три месяца на исследовательской станции пустыни Марс в штате Юта, а затем месяц на арктической исследовательской станции Flashline Mars на острове Девон в Канаде.
Главная цель исследования Марса — поиск жизни или ее следов. Экипаж Mars 160 проводил множество микробиологических и геологических исследований. Процесс не из легких. Нужно надеть прототип скафандра (который весит более 14 кг), пройти имитацию декомпрессии в шлюзовой камере (выравнивание давления) и только затем приступать к полевым исследованиям местности (они могут занимать до четырех часов в день).
Пока одни занимались наукой, другие члены экипажа добывали талую воду, готовили еду и следили за системами жизнеобеспечения. Вечером участники писали отчеты для Центра управления полетами (ЦУП) и старались привыкнуть к враждебному миру за иллюминатором. Опасения не были беспочвенными. Остров населен полярными медведями, которые могли атаковать экипаж во время внекорабельной деятельности. Каждый член команды заранее проходил обучение по стрельбе из ружья.
На конференции «Космос. Открытый разговор» Анастасия уделила особое внимание исследованию того, как ведут себя члены экипажа в зависимости от пола. Психологи ожидали, что будут конфликтные ситуации, но по итогу были выявлены интересные моменты: например, женщины чаще проявляли свои эмоции — это были грусть и радость — и гораздо активнее и чаще общались с Центром управления полетов. Мужчины сначала чаще проявляли гнев во время обсуждения каких‑то проблемных моментов. Через несколько месяцев и мужчины, и женщины стали вести себя одинаково: они минимизировали связь с ЦУПом, а общение стало менее эмоциональным, все были заняты усердной работой.
Многие годы мужчины в составах экипажей численно преобладали над женщинами, но времена изменились. Женщины все чаще участвуют в космических исследованиях и летают в космос. Исследование подтвердило, что некорректно делить кандидатов в космонавты по гендерному признаку. У мужчин зрение острее реагирует на изменения в условиях полета и ухудшается, а у женщин сильнее развивается ортостатическая непереносимость. Так что можно сказать, что существенных анатомических препятствий для полета в космос женщин нет: плюсов и минусов у мужского и женского организма поровну.
В 2020 году Анастасия Степанова получила высшее образование в области машиностроения и робототехники в МГТУ имени Баумана. Сейчас она идет к своей главной цели — готовится к полету на Марс.
Кто еще выступил на конференции «Космос. Открытый разговор» и о чем рассказали спикеры на конференции
Молодые ученые уже сейчас активно разрабатывают уникальные решения и технологии. Так, в центре М.В.Келдыша специалисты работают над метановым двигателем, создан специальный самозатягивающийся металлический состав для космических и надувных модулей, который не боится повреждений от метеоритов. Новый двигатель, созданный новым поколением конструкторов в НПО «Энергомаш», КБ «Химавтоматика», отработал рекордное время в 3000 секунд и будет использован в новых российских ракетах. Также молодые ученые РКЦ «Прогресс» разработали новые части ракеты «Союз-5».
К 2023 году планируется построить Национальный космический центр, который обеспечит 20 тыс. рабочих мест для молодых инженеров и конструкторов. В нем будет создано все необходимое для эффективной работы и самых инновационных исследований.
Владимир Устименко, руководитель пресс-службы Госкорпорации «Роскосмос», подчеркнул, что
«в XXI веке стало недостаточно просто запускать ракеты, выводить на орбиту космические аппараты, обеспечивать работу на орбитальной станции. Стало чрезвычайно важно говорить об этом. Рассказывать, что происходит в отрасли, делиться планами, объяснять сложные и спорные моменты».
Роскосмос рассказывает о том, что происходит в отрасли, пытается заинтересовать космосом молодежь, разъясняет свою позицию, создает все больше интересных мероприятий и активностей. Мир меняется, и Роскосмос меняется вместе с ним.