Что посмотреть, чтобы понять загадочную русскую душу

18 ноября 2020 в 11:56
Иностранцам всегда было сложно понять русский характер. Но иногда появляются фильмы, в которых душа русского человека раскрывается во всех своих уникальных качествах.

10 ноября в Okko вышла одна из таких картин — новая работа режиссера Владимира Мирзоева «Как Надя пошла за водкой». Мы посмотрели ее вместе с блогером Юлией Кузиной, которая восемь лет живет в Британии и периодически объясняет англоговорящим друзьям, что же такое русская душа. По нашей просьбе Юлия составила список фильмов, которые можно было бы считать краткой энциклопедией отечественного менталитета.

1. «Любовь и голуби»

Добрая открытость миру вызывает симпатию к русским во всем мире. Фильм оскароносного режиссера Владимира Меньшова именно об этой широте душевной, в которой находится место и воркованию Василия с пернатыми питомцами, и выходкам дяди Мити, и напускной ворчливости бабы Шуры. Открытость и простодушие принимают порой странные формы: от наивности, с которой Кузякин внимает рассуждениям Раисы Захаровны о гуманоидах, до крикливого напора Нади, за которым прячется забота о близких. Все мы можем найти в себе щепотку этих качеств.

2. «Афоня»

Если открытость миру — черта располагающая, то вот идущая порой рука об руку с ней русская надежда на авось уже как‑то не очень. Безалаберность, неорганизованность, упование на «и так сойдет!» — это тоже часть национального характера. Как тут не вспомнить обаятельного шалопая Афоню из одноименного фильма. Нагловатый слесарь Борщов, выполняющий свою работу абы как и подкалымливающий с выгодой для себя, — узнаваемый персонаж. Типично и то, что в «Афонь» влюбляются милые доверчивые «Кати». И везут, везут на себе, пытаясь сделать из них человека. Времена меняются, но «Борщовы» вечны.

3. «Мужики!»

Беспутному Афоне можно противопоставить Павла, главного героя фильма «Мужики!». Искренность и цельность натуры — это тоже черты русского национального характера. Внезапное решение Павла стать отцом не только родной дочери, но и двоим совершенно чужим ему мальчишкам — это не рассудочный, просчитанный шаг, а импульсивное желание «поступить по справедливости», «как настоящий мужик». «Поступать по справедливости» и везде ее искать — неистребимое стремление многих из нас.

4. «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Что объединяет нас, независимо от того, как далеко мы находимся в данный момент от России? Смешно и парадоксально, но правильный ответ — тазик салата оливье на новогоднем столе. В суровые и непредсказуемые времена российской истории постоянными оставались эти преданность новогодним традициям и надежда, что следующий год будет лучше предыдущего. Мы бережем елочные игрушки, готовим блюда по рецепту бабушек, ходим в баню, дарим подарки друзьям. И по-прежнему нежно любим картину Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Несмотря на критику, которой в последние пару десятилетий подверглись и сам фильм, и его главный герой, нерешительный и мягкотелый Женя Лукашин, очень многие из нас по-прежнему не мыслят Нового года без просмотра этой классической комедии.

5. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»

Несколько десятилетий двадцатого века, когда «полстраны сидело», если перефразировать поэта Роберта Рождественского, безусловно, наложили отпечаток на менталитет. Нелюбовь к доносительству и пустой демагогии — тоже о нас, о русских. И как тут не вспомнить историю незадачливого пионера Кости Иночкина? Его приключения в детском летнем лагере — полномасштабная сатира, высмеивавшая двойные стандарты советского общества. Озабоченный инструкциями, предписаниями и правилами начальник лагеря — товарищ Дынин, которого блестяще сыграл Евгений Евстигнеев, — оказался настолько узнаваемым персонажем, что цензоры Госкино обвинили Элема Климова, режиссера картины, в антисоветчине. Сменился политический строй, но лента до сих пор необычайно популярна, и ее секрет не только в прекрасной режиссерской и актерской работе, но и в том, что картина апеллирует к той самой нелюбви к стукачеству и формализму, которая крепко сидит почти в каждом русском.

В этом фильме русская душа раскрывается целым букетом качеств. Во-первых, отчаянное стремление к счастью. В «счастье» мы пытаемся убежать по-разному, порой через поиск себя, а иногда — спасая другого. В фильме «Как Надя пошла за водкой» две сестры, по-чеховски измученные неустроенностью быта и несбывшимися надеждами, неожиданно решают «спасти» случайного знакомого Нади, несчастного в браке Алексея. Это трагикомическая история трех одиночеств, разочарования и поиска счастья. Если присмотреться, то тусовщица Надя (Надежда Игошина) воплощает еще одну типично русскую черту — желание помочь человеку, иногда против его воли, ее сестра Валя (Евгения Соляных) — хозяйственность и гостеприимство, а Алексей (Евгений Цыганов) — умение сохранять чувство юмора даже в самых сложных обстоятельствах. И хотя все они страдают от одиночества и тоски по счастью, каждый в итоге получает то, на что надеется.

Почему история Нади, Вали и Алексея так отзывается в душе? Из‑за своей обычности, а значит, узнаваемости. Мы привыкли, что в фильмах показывают приукрашенную или драматизированную жизнь, все «как в кино». А в этих героях, ситуациях и диалогах узнаются люди вокруг нас, их боли и надежды. Смотришь фильм и кажется, что ты вот только сегодня читал пост Вали в фейсбуке, даже припоминаешь — там было что‑то про утраченные надежды и страх одиночества. Читали?

В общем-то, иногда достаточно посмотреть один хороший фильм, чтобы понять все о русской душе и отечественном менталитете. Уже сейчас фильм эксклюзивно доступен в подписке мультимедийного сервиса Okko.

Все кинокартины, по которым можно составить представление о русской душе, вы также можете посмотреть бесплатно в рамках подписки сервиса Okko. Кстати, в ноябре она стоит всего 1 рубль, и к ней можно получить скидку 50% на первое продление.