Иностранцам всегда было сложно понять русский характер. Но иногда появляются фильмы, в которых душа русского человека раскрывается во всех своих уникальных качествах.

реклама
реклама

10 ноября в Okko вышла одна из таких картин — новая работа режиссера Владимира Мирзоева «Как Надя пошла за водкой». Мы посмотрели ее вместе с блогером Юлией Кузиной, которая восемь лет живет в Британии и периодически объясняет англоговорящим друзьям, что же такое русская душа. По нашей просьбе Юлия составила список фильмов, которые можно было бы считать краткой энциклопедией отечественного менталитета.

1. «Любовь и голуби»

© Кадр из к/ф «Любовь и голуби»

Добрая открытость миру вызывает симпатию к русским во всем мире. Фильм оскароносного режиссера Владимира Меньшова именно об этой широте душевной, в которой находится место и воркованию Василия с пернатыми питомцами, и выходкам дяди Мити, и напускной ворчливости бабы Шуры. Открытость и простодушие принимают порой странные формы: от наивности, с которой Кузякин внимает рассуждениям Раисы Захаровны о гуманоидах, до крикливого напора Нади, за которым прячется забота о близких. Все мы можем найти в себе щепотку этих качеств.

2. «Афоня»

© Кадр из к/ф «Афоня»

Если открытость миру — черта располагающая, то вот идущая порой рука об руку с ней русская надежда на авось уже как‑то не очень. Безалаберность, неорганизованность, упование на «и так сойдет!» — это тоже часть национального характера. Как тут не вспомнить обаятельного шалопая Афоню из одноименного фильма. Нагловатый слесарь Борщов, выполняющий свою работу абы как и подкалымливающий с выгодой для себя, — узнаваемый персонаж. Типично и то, что в «Афонь» влюбляются милые доверчивые «Кати». И везут, везут на себе, пытаясь сделать из них человека. Времена меняются, но «Борщовы» вечны.

3. «Мужики!»

© Кадр из х/ф «Мужики!»

Беспутному Афоне можно противопоставить Павла, главного героя фильма «Мужики!». Искренность и цельность натуры — это тоже черты русского национального характера. Внезапное решение Павла стать отцом не только родной дочери, но и двоим совершенно чужим ему мальчишкам — это не рассудочный, просчитанный шаг, а импульсивное желание «поступить по справедливости», «как настоящий мужик». «Поступать по справедливости» и везде ее искать — неистребимое стремление многих из нас.

4. «Ирония судьбы, или С легким паром!»

© Кадр из к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром!»

Что объединяет нас, независимо от того, как далеко мы находимся в данный момент от России? Смешно и парадоксально, но правильный ответ — тазик салата оливье на новогоднем столе. В суровые и непредсказуемые времена российской истории постоянными оставались эти преданность новогодним традициям и надежда, что следующий год будет лучше предыдущего. Мы бережем елочные игрушки, готовим блюда по рецепту бабушек, ходим в баню, дарим подарки друзьям. И по-прежнему нежно любим картину Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!». Несмотря на критику, которой в последние пару десятилетий подверглись и сам фильм, и его главный герой, нерешительный и мягкотелый Женя Лукашин, очень многие из нас по-прежнему не мыслят Нового года без просмотра этой классической комедии.

5. «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»

© Кадр из к/ф «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»

Несколько десятилетий двадцатого века, когда «полстраны сидело», если перефразировать поэта Роберта Рождественского, безусловно, наложили отпечаток на менталитет. Нелюбовь к доносительству и пустой демагогии — тоже о нас, о русских. И как тут не вспомнить историю незадачливого пионера Кости Иночкина? Его приключения в детском летнем лагере — полномасштабная сатира, высмеивавшая двойные стандарты советского общества. Озабоченный инструкциями, предписаниями и правилами начальник лагеря — товарищ Дынин, которого блестяще сыграл Евгений Евстигнеев, — оказался настолько узнаваемым персонажем, что цензоры Госкино обвинили Элема Климова, режиссера картины, в антисоветчине. Сменился политический строй, но лента до сих пор необычайно популярна, и ее секрет не только в прекрасной режиссерской и актерской работе, но и в том, что картина апеллирует к той самой нелюбви к стукачеству и формализму, которая крепко сидит почти в каждом русском.

6. «Как Надя пошла за водкой»

© Кадр из к/ф «Как Надя пошла за водкой»

В этом фильме русская душа раскрывается целым букетом качеств. Во-первых, отчаянное стремление к счастью. В «счастье» мы пытаемся убежать по-разному, порой через поиск себя, а иногда — спасая другого. В фильме «Как Надя пошла за водкой» две сестры, по-чеховски измученные неустроенностью быта и несбывшимися надеждами, неожиданно решают «спасти» случайного знакомого Нади, несчастного в браке Алексея. Это трагикомическая история трех одиночеств, разочарования и поиска счастья. Если присмотреться, то тусовщица Надя (Надежда Игошина) воплощает еще одну типично русскую черту — желание помочь человеку, иногда против его воли, ее сестра Валя (Евгения Соляных) — хозяйственность и гостеприимство, а Алексей (Евгений Цыганов) — умение сохранять чувство юмора даже в самых сложных обстоятельствах. И хотя все они страдают от одиночества и тоски по счастью, каждый в итоге получает то, на что надеется.

Почему история Нади, Вали и Алексея так отзывается в душе? Из‑за своей обычности, а значит, узнаваемости. Мы привыкли, что в фильмах показывают приукрашенную или драматизированную жизнь, все «как в кино». А в этих героях, ситуациях и диалогах узнаются люди вокруг нас, их боли и надежды. Смотришь фильм и кажется, что ты вот только сегодня читал пост Вали в фейсбуке, даже припоминаешь — там было что‑то про утраченные надежды и страх одиночества. Читали?

В общем-то, иногда достаточно посмотреть один хороший фильм, чтобы понять все о русской душе и отечественном менталитете. Уже сейчас фильм эксклюзивно доступен в подписке мультимедийного сервиса Okko.

Все кинокартины, по которым можно составить представление о русской душе, вы также можете посмотреть бесплатно в рамках подписки сервиса Okko. Кстати, в ноябре она стоит всего 1 рубль, и к ней можно получить скидку 50% на первое продление.