От автора
Наш новый герой — петербуржец Александр Мальцев, первый мужчина-синхронист в России, четырехкратный чемпион мира и четырехкратный чемпион Европы по синхронному плаванию.
Синхронное плавание считалось исключительно женским видом спорта. Александр с детства доказывал обратное. В плавательной школе одиноко плавающему в бассейне мальчику пришлось столкнуться с недоумением и насмешками, безразличием тренеров и фактическим отсутствием спортивных перспектив: для мужчин-синхронистов в России тогда не существовало ни разрядов, ни толковых соревнований.
Александр пробил мужчинам дорогу в синхронное плавание. Его цель — выступить на Олимпиаде.
«Афиша Daily» пообщалась с Александром о трудной карьере молодого человека в синхронном плавании, перспективах мужчин-синхронистов на Олимпиаде, проблемах спортивного образования, девушках-партнершах и балете.
Владимир Завьялов:
«Когда я первый раз пришел в бассейн, я даже плавать не умел, у меня не было ни гибкости, ни навыка плавания. Я пришел ребенком, который еще ничего не умеет.»
Как это было?
Александр Мальцев:
Я начал заниматься синхронным плаванием в семь лет в Санкт-Петербурге — тогда был экспериментальный набор мальчиков в этот вид спорта. Я в тот момент плавать не умел, меня родители отдали скорее для гармоничного развития, потому что наш вид спорта очень многосторонний, и для любого ребенка — не важно, мальчик это или девочка — он очень полезен.
Помимо воспитания всех основных физических качеств человека, формирования акробатических и хореографических навыков, в подготовке спортсменов большое внимание отводится пластической выразительности и актерскому мастерству, что свойственно театру. Поэтому выбор пал на такой вид спорта. Плюс тогда был набор (мальчиков на синхронное плавание. — Прим. ред.) и были разговоры о том, что этот вид спорта может быть смешанным. И я начал заниматься. Первые два года у нас было обучение всем стилям плавания и общефизическая подготовка, специализированная подготовка уже позже начинается. Соответственно, за первый год я научился плавать всеми стилями, растянулся на все шпагаты.
Вы неоднократно рассказывали, что в XIX веке синхронное плавание было по большей части мужским. Как оно стало в итоге женским?
В XIX веке синхронное плавание было мужским видом спорта по одной простой причине: во всех видах спорта соревнования в принципепроводились только среди мужчин.
Только в начале XX века началась волна борьбы женщин за равноправие и за возможность заниматься спортом в целом. Синхронное плавание еще не было признано международной федерацией, не были утверждены международные правила, не проводились чемпионаты мира и Европы. Синхронное плавание не было представлено на Олимпийских играх.
В этом виде спорта проводились только какие-то международные соревнования в Европе, в Америке, но не было даже единого названия! «Синхронное плавание» появилось позднее. Это был период зарождения этого вида спорта. Когда в плавание пришли женщины, у них акцент был сделан на некую историю девушек-русалок. Была известная пловчиха Аннет Келлерман (австралийская пловчиха, актриса и писательница. — Прим. ред.), которая в роли русалки, с хвостом, в аквариуме выполняла под водой трюки, напоминающие синхронное плавание. Она внесла свой вклад в то, что синхронное плавание начало ассоциироваться именно с русалками в частности и женщинами вообще.
Потом появилась Эстер Уилльямс, участница Олимпийских игр в плавании, которая после завершения спортивной карьеры перешла в водные мюзиклы, пробуя себя в таких примитивных формах синхронного плавания. Поскольку эти мюзиклы были очень популярны, там был сделан акцент именно на женское исполнение, хоть и мужчины тоже в этом участвовали. И когда официально наш вид спорта был признан — то есть был создан комитет по синхронному плаванию при Международной федерации плавания, были утверждены правила, когда синхронное плавание было включено в программу чемпионатов мира и Европы — оно стало считаться женским уже на официальном уровне.
Соответственно, те мужчины, которые им занимались, стали постепенно прекращать участие, не получив возможности официально соревноваться. Но в разных странах, тем не менее, мужчины все же занимались синхронным плаванием — и все шло к тому, что наш вид спорта станет смешанным.
Если какой-то вид спорта не подходит для одного из полов, то его вряд ли можно считать полноценным. Я убежден, что спорт должен быть доступен и для мужчин, и для женщин.
Александр Мальцев
В итоге в 2014 году FINA (Международная федерация плавания. — Прим. ред.) решила ввести микст-дуэты в программу чемпионатов мира. Тогда спорт в целом стал развиваться в сторону смешанных дисциплин в разных видах: там, где были мужские и женские, стали появляться еще и смешанные. Наш вид спорта тоже не остался в стороне.
Почему из вашего экспериментального набора в школу синхронистов-мальчиков все ушли, кроме вас?
Из-за стереотипов?
Не было никаких реальных перспектив. Когда дети приходят заниматься, их родители настроены на то, что они будут выступать на соревнованиях.
Также, когда спортсмены выполняют разряды и получают места, тренеры получают денежные надбавки. Пока они занимались с мальчиками, об этом речи идти не могло.
Кажется, что будто бы не было никаких перспектив и надежд.
Что вами владело тогда? Бешеная мотивация?
Да. Во-первых, я действительно полюбил этот вид спорта и понял, что это со мной навсегда — в каком бы то ни было качестве. Мне всегда была интересна и тренерская работа: я с детства понимал, что у меня получается объяснять что-то сверстникам, потом, когда я стал старше, — детям. Я почувствовал желание в дальнейшем связать свою работу с тренерской практикой.
Надо сказать, что я много учился по видео. Такого, чтобы со мной постоянно сидел тренер и целенаправленно занимался, практически не было — лишь время от времени и в общей массе.
Вам 16 лет, вас исключают из спортшколы. Помните свои эмоции в тот момент?
По-моему, мне было 17 лет. Для меня это не было удивительно. Я был переведен в ту группу «неперспективных» детей, которые как бы «для себя» занимались, для здоровья. Нам давали час-полтора на воде, когда остальные по пять-шесть часов занимались (две тренировки на воде плюс зал).
О моей проблеме узнала Татьяна Николаевна Покровская, тренер сборной по синхронному плаванию. Она поговорила с олимпийской чемпионкой, синхронисткой Ольгой Кужелой, которая открыла в Петербурге свою школу, и попросила ее, чтобы мне дали возможность тренироваться у нее столько, сколько мне будет нужно. И она такую возможность дала.
Поскольку у моей тогдашней школы и у школы Ольги Кужелы была внутренняя конкуренция, это и послужило причиной того, что меня отчислили. Но я просто перешел в школу Ольги Кужела и стал там тренироваться большее количество времени, и через год-полтора я уже переехал в Москву.
Первый большой успех, когда вы поняли, что это не зря.
Что это было?
Наверное, когда миксты (смешанные дисциплины. — Прим. ред.) включили в программу чемпионатов мира.
За месяц до чемпионата мира в Казани прошел международный тестовый турнир среди микст-дуэтов — это был первый международный официальный турнир под эгидой FINA. Он проходил в Риме. Там мы выиграли первую золотую медаль в технической программе — мы туда поехали с одной программой, чтобы просто попробовать ее откатать. В тот момент и появилась мотивация!
А потом, конечно, был чемпионат мира в Казани. Там были самые яркие эмоции. Можно сказать, что это первые больше соревнования. На чемпионате мира мы заняли первое место в произвольной программе, серебро в технической. Это было самое первое яркое на тот момент впечатление.
У вас в дуэте партнерша менялась несколько раз. Почему? Вам было сложно или девушкам?
Тут еще есть третья сторона — тренер, которому тоже должно быть комфортно. Каждый раз были разные причины. Моя первая партнерша Дарина Валитова просто хотела бороться за Олимпиаду и, соответственно, должна была сконцентрироваться на групповом выступлении. Она выбрала группу: мы с тренером нормально отнеслись к этому.
В следующий раз мы с партнершей Михаелой Каланчой прошли Европу и мир, но поняли, что достигли потолка в плане партнерства — плюс были определенные сложности в работе.
Затем пришла Майя Гурбанбердиева, которая проявила себя исключительно хорошо: мы с ней выиграли чемпионат Европы, мира и мировую серию 2019 года. Потом у нее произошла травма плеча, и она была вынуждена сделать операцию. В сезоне-2020 заменить Майю должна была Олеся Платонова. Но так как весь этот год пролетел без соревнований, единственные соревнования, на которые мы надеемся, — это чемпионат России в ноябре. Олеся еще нигде не выступила, хотя уже была готова. Но тут вернулась Майя после операции, и мы тренируемся втроем. На чемпионате России мы планируем выступать в одном дуэте с Майей, а в другом — с Олесей, а дальше уже будет видно.
А что касается массового сознания:
произошел ли перелом в восприятии синхронного плавания именно как вида спорта для всех, а не только для женщин?
Если речь о соревнованиях по ТВ, то смешанные дуэты будут поддерживать. Они увидят своими глазами, что это зрелищно, красиво и интересно. Но если люди вообще не смотрели синхронное плавание, то здесь могут быть стереотипы.
У дуэтов появились перспективы: официальные разряды, соревнования. Я рад, что они занимаются. Я показал им тогда мастер-класс и увидел, что у мальчиков горят глаза, что они хотят, они стремятся.
Кстати, первый вопрос, которые мне задавали ребята: какие у вас были отношения с девочками? У меня были сложности. У них пока тоже это есть: мальчики пока находятся в меньшинстве.
В этом году все соревнования перенесены.
Чем занимаетесь во время паузы?
У нас была вынужденная двухмесячная пауза. Потом мы начали тренироваться на закрытой базе. Заезжаем, проходим день обсервации, нас селят в отдельную гостиницу по одному человеку в каждый номер. Сдаем тест на коронавирус: сидим один день каждый в своем номере, нам нельзя выходить, еду приносят в ланчбоксах. Потом получаем результаты теста. Если тест отрицательный, переводят уже в нашу гостиницу, общую. Но мы все равно не можем никуда выезжать с базы.
Когда мы сидели два месяца во внеплановом отпуске, я работал над диссертацией — я учусь в аспирантуре, — читал, смотрел фильмы. Сейчас начал учить французский язык.
Почему французский?
В 17 лет я выступал в Страсбурге. Меня туда устроила Гана Максимова, мой тренер. Она договорилась, чтобы я выступал во Франции на соревнованиях, потому что в России я нигде выступать не мог.
Французы хотели, чтобы я выучил язык. Но мне тогда было 17, я готовился к ЕГЭ — не было времени. Так что выучить французский я давно хотел — сейчас пришло время!
Где учитесь и по какой теме диссертация?
Я учусь в РГУФКе. С отличием окончил там бакалавриат и магистратуру и учусь в аспирантуре. Диссертация у меня на тему выносливости в синхронном плавании.
Очевидный вопрос: как получается совмещать образование и спорт?
Если ты мотивирован, то ты все можешь совмещать. Конечно, это тяжело: после тренировок ты очень устаешь, особенно, после бассейна, когда ты хочешь спать. Но у меня получается: у меня французский сейчас, в 8.30 вечера, как раз после тренировок.
Как успехи с французским?
Я только начал! Но мне нравится.
Не скажу свежую мысль, но вы очень не похожи на типичного российского спортсмена, наверное, вам много кто это говорил.
Да (смеется). У спортивных вузов, к сожалению, есть проблема: к ним относятся скептически, большинство спортсменов ходят туда для галочки и не собираются связывать свою жизнь ни с тренерской работой, ни со спортом.
У меня это было целенаправленное решение: я приехал в Москву, чтобы получить именно это образование. Но я не буду на этом останавливаться.
Но я считаю, что спортивные, как и педагогические, вузы должны предъявлять более жесткие требования абитуриентам. Здесь разговор о работе с людьми — нельзя к этому относиться халатно.
Ваша партнерша Майя — страстная болельщица футбольной «Барселоны». А вы следите за другими видами спорта?
Слежу за фигурным катанием. Мне нравится, что это тоже художественный вид спорта, как и синхронное плавание. Я увлекаюсь театром и искусством в целом, всеми его видами. Все-таки наш спорт находится на стыке с искусством, мне это интересно.
Черпаете вдохновение для номеров?
Из балета, конечно. Мы с тренером всегда понимаем, о чем мы говорим: оба интересуемся искусством. К сожалению, многие тренеры мало интересуются чем-то, кроме спорта, им сложно ставить программы. Что касается Ганы Максимовой и ее мамы, Марии Николаевны Максимовой (тренер, основоположница синхронного плавания в СССР. — Прим. ред.), они ставят уникальные в плане хореографии постановки.
Последняя балетная постановка, которая вас потрясла?
Мне нравятся Морис Бежар и его «Болеро», «Весна священная» и другие, Борис Эйфман и его постановки. Балеты Эйфмана — уникальные: там есть все, что должно быть в современном балете.
Ваша цитата: «На Олимпийских играх мужчины пока выступать не могут, из-за этого их в виде спорта еще очень мало».
Сколько еще нужно времени, чтобы мужское синхронное плавание появилось на Олимпиаде?
Я продвигаю программу микст-дуэтов на Олимпийских играх 2024 года — решение будет уже в декабре. Я многое в этом направлении делаю и надеюсь, что это случится. Отсутствие мужчин в синхронном плавании в олимпийской программе абсолютно нелогично.
Мужчины выступают на чемпионатах Европы и мира, а на Олимпийских играх их нет. При этом в Олимпийской хартии есть пункты 4 и 6, которые говорит о том, что олимпийское движение против дискриминации по какому-либо признаку, в том числе по полу. Таким образом, не может быть чисто мужских или чисто женских видов спорта. Здесь налицо нарушение Олимпийской хартии.
Александр Мальцев
Шанс увидеть мужчин-синхронистов на следующей Олимпиаде:
он велик?
Мне сложно прогнозировать. В отличие от предыдущей Олимпиады (которая должна была состояться в 2020 году), FINA уже рекомендовала МОК включить микст-дуэты по синхронному плаванию. Теперь решение за ним.
Но что нужно продолжать продвигать мужское синхронное плавание и об этом говорить, — это однозначно.
Вам часто приходят сообщения от молодых парней о том, что они вдохновились вашим примером?
Да. Пишут либо сами ребята, либо родители. Приятно осознавать, что являюсь примером для поколения в нашем виде спорта!
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга