Рабочие материалы

«Тяжело назвать это работой»: мнемотехник, пародист и сантехник — о своих профессиях

«Афиша Daily» поговорила со специалистами PROFI.RU о том, как найти дело своей жизни, которое будет не только приносить деньги, но и удовольствие, а еще узнала, как сделать хобби полноценной профессией.

Фотографии: Митя Лялин


ПАРТНЕРСКИЙ МАТЕРИАЛ



Сергей Силантьев, пародист

«Я буквально жил двумя жизнями»

Сергей Силантье в образе Филиппа Киркорова выступает на сцене ресторана «Бакинский бульвар»

В театральный мир я был влюблен с детства и, возможно, сейчас служил бы именно театру, но жизнь распорядилась иначе. В десять лет я потерял обоих родителей, и о мечте пришлось временно забыть. После окончания школы и кадетства в Кронштадте, чтобы получить «твердую профессию», я выучился на повара четвертого разряда (повар-универсал. — Прим. ред.) и многие годы ставил себя на ноги: несколько лет работал по профессии, затем попал в компанию, где со временем стал руководителем кол-центра, но душа все равно тянулась к творчеству. Однажды я купил в подземке самую дешевую косметику, и это был мой первый сценический грим.

Моей первой пародией стала Ирина Аллегрова. Это было в клубе, где проходил конкурс «Алло, мы ищем таланты!». Мне было восемнадцать лет — возраст вполне адекватный.

Костюм собирали с мира по нитке: туфли дала мама подруги моей девушки, парик купили на Черкизовском рынке, остальное сшили своими руками. С кем в молодости не бывало? Ведь пока не попробуешь, не поймешь.

Через десять лет, в 2016 году, я выстрелил Киркоровым, это был мой первый серьезный образ. Я задумался о нем за год до этого, когда вел день рождения ведущей Нелли Ермолаевой: под конец вечера мы разговорились с певицей Таней Терешиной и солисткой группы Reflex Ирой Нельсон — они предложили идею, а я всерьез задумался. Целый год ушел на подготовку образа: парик, борода с усами и белый костюм из театра «Сатирикон», где работала моя знакомая, постижер Марина Поздняк, — все это делалось на заказ. Несмотря на то, что я внешне совсем на него не похож, внутренне я понимал, что в чем‑то мы с ним родственные души. С этого момента случился настоящий взлет моей карьеры. Я долго работал над этим образом, отрабатывал мельчайшие детали. Я развиваю и совершенствую его до сих пор, потому что мне в нем комфортно.

Первое время мне было неловко рассказывать людям, что в свободное время я надеваю платья или блестящие пиджаки. Так я буквально жил двумя жизнями, где в одной — занудный офисный клерк, а в другой — звезда клубной эстрады. Однажды мой начальник вызвал меня на ковер, показал фотографии, где я в образе Пугачевой, и грозно спросил: «Что это?» Я гордо ответил, что это моя вторая профессия. Последний предновогодний корпоратив в компании провел я. Коллеги были в восторге, и никто меня не застыдил, наоборот, хвалили, спрашивали визитки, рекомендовали друзьям. Оказывается, люди добрее, чем иногда принято думать.

А вот так Сергей выглядит вне сцены: в парке у дома на северо-западе Москвы


Самая сложная этическая проблема в моей профессии — решить, что же делать, когда артист умирает.

Сейчас мне тридцать один год, и я подрабатываю пародистом около десяти лет. В моем гардеробе более сотни нарядов — от Аллы Пугачевой до Фредди Меркьюри; иногда они в точности повторяют оригинал, иногда похожи лишь стилистически, но моя профессиональная болезнь — это любовь к деталям.

Образ Филиппа Киркорова непростой, потому что требует больших вложений — дорогих нарядов и аксессуаров: все это покупается за счет пародиста. В этом образе очень важно не только выглядеть, но и чувствовать себя богато, роскошно, гордо.

Практически все выходные заняты концертами, и зарабатываю я не хуже, чем на первой работе: одно выступление стоит от 20 тысяч рублей. Работаю на корпоративах, частных праздниках и время от времени предоставляю услуги ведущего. Вести все мероприятие в одном образе сложно: во-первых, потому что я не голосовой пародист, а работаю в жанре синхробуффонады, во-вторых, зачастую в помещениях жарко, грим течет, а парик и борода отклеиваются. Как правило, я делаю так: либо я даю образ звезды на мероприятии в самом конце, либо меняю по пять образов зараз с перерывом в сорок минут на перевоплощение, тратя по десять минут на каждое выступление.

Ко мне подходят с благодарностями, дарят цветы, а время от времени даже верят, что я настоящий Киркоров, — недавно так случилось с восьмидесятилетней бабушкой, к которой меня пригласили на юбилей. Она воткнулась ко мне в грудь и заплакала. Служение музыке, сцене — это непростое дело, особенно когда ты вкладываешь в него всего себя. Но если это дело любимое, это приносит отдачу, соизмеримую с вложенным трудом.

Самая сложная этическая проблема в моей профессии — решить, что же делать, когда артист умирает. В первый раз я с этим столкнулся, когда умерла Людмила Зыкина. Я решил, что лучше воздерживаться от выступлений на полгода или год, отдав дань памяти. Но, как говорится, мы живы до тех пор, пока нас помнят, поэтому отказываться от образов полностью я не могу. Думаю, песни, которые исполняют мои герои, — это искусство, и хочется, чтобы зрители чувствовали радость от моей интерпретации.


Профиль Сергея на PROFI.RU

Александра Левина, мнемотехник

«Тяжело назвать это работой, потому что я не устаю»

Легкий макияж, однотонная блузка, густая коса: Александра готовится к занятию с учеником

Когда я училась в школе, мне хотелось поступить на биологический факультет МГУ по олимпиаде. Я готовилась к ней сама, и этот процесс отличался от подготовки к школьным контрольным и чтения параграфов — ведь когда информации много и она сложная, зубрежка не поможет. Случайно я узнала о мнемотехнике — это набор приемов, который помогает запоминать большие объемы сложной информации легко, просто и надолго. Он основан на ассоциативных связях, то есть визуально-образном мышлении. Говоря простым языком, мнемотехника учит представлять информацию, а все, что можно представить, — легко запомнить. Пароль от карточки, логин, список правителей, тексты, стихотворения можно перевести в образы, причем не только зрительные, но и других органов чувств.

Я работаю преподавателем мнемотехники четвертый год. Когда я перешла на частную практику после работы в образовательном центре, моей главной целью было научить ребенка не только приемам мнемотехники, но и их применению, чтобы ученик мог перенести эти знания в школу и использовать их там. Буквально за 8–10 занятий можно объяснить ребенку основы мнемотехники, он уловит фишку и начнет придумывать свои методы запоминания.

Чаще всего я занимаюсь с детьми. Есть и дошкольники, и одиннадцатиклассники, и студенты, но большинство — 2–4-й классы. Продвинутые родители понимают, что проблема не в том, что ребенок не знает таблицу умножения, а в памяти, мышлении и внимании, поэтому нужен преподаватель по мнемотехнике, который будет работать с этим.

Например, для одной из моих учениц композитор Михаил Иванович Глинка превратился в медведя (Михаил), который сидит в ванной (Иван — Ваня — ванна) и лепит из глины (Глинка) музыкальные инструменты. Одна девочка готовится к ЕГЭ по истории и запоминает даты, переводя цифры в слова. Так, у нее Санкт-Петербург был основан, когда Петр I сделал из РиСа НиТки (Р — раз, С — семь, Н — ноль, Т — три: 1703 год). Был пятиклассник, который представлял число 10 как пистолет и пончик, — так и работает мнемотехника.

По выходным скромный образ радикально сменяется — Александра в любимом баре «Луч»


Самый главный враг мозга — рутина, и зачастую взрослые глубже в нее погружены, и выйти из нее бывает нелегко.

Когда ребенок работает с ассоциациями, он невольно подключает творчество и личный опыт. Дети раскрываются и преобразовываются буквально на глазах. Для одних это просто улучшение памяти и внимания, для других полностью меняется подход к восприятию информации — это чаще бывает у ребят постарше, которые вдруг осознали, что сдавать экзамены можно без заучивания, зубрежки и волнения. Дети раскрываются, начинают говорить, они видят, что кто‑то их слушает, понимает и не критикует — эта творческая составляющая отсутствует в подавляющем большинстве школ, но именно благодаря ей я могу сказать, что дети по-настоящему учатся, образовываются и растут. Для меня важно, чтобы ребенок не воспринимал меня как репетитора, к которому он идет на седьмой или восьмой урок, — это должны быть игра, общение.

На своих занятиях я разрешаю детям двигаться, не садиться за стол, иногда мы вместе занимаемся прямо на полу. Ребенок чувствует, что ему не нужно класть ручки куда нужно и сидеть с прямой спиной, поэтому начинает мыслить иначе, и это приносит гораздо больший результат, чем в школе. Тяжело назвать это работой, потому что я не устаю: может сесть голос или я устану идти от одного ученика к другому, но морально — нет. Обычно преподаватели уходят от частных занятий в пользу групповых, я все сделала наоборот и не пожалела. Думаю, моя цель — обучение учителей мнемотехнике, но в ближайшее время я планирую продолжить частную практику и работу с семьями.

Час занятий стоит 1500 рублей. Спрос большой, свободные окошки у меня появляются нечасто. Зарплата зависит от сезона, большой спрос осенью и весной перед экзаменами. В основном клиенты меня находят через сарафанное радио. Кто‑то пришел с Profi.ru, а за ним подтягиваются уже его одноклассники, друзья. Бывает, что клиенты занимаются всей семьей.

Мышление ребенка и взрослого сильно различается. В процессе обучения взрослые начинают применять приемы быстрее, чем дети, но научить их тому, чтобы они не боялись придумывать ассоциации, которые порой нелогичны и абсурдны, — тяжело. Самый главный враг мозга — рутина, и зачастую взрослые глубже в нее погружены, и выйти из нее бывает нелегко.


Профиль Александры на PROFI.RU

Рафик Туктабаев, сантехник и электрик

«Люди хотят жить красиво, а мы исполняем мечты людей о собственном доме»

Рафик принимает 1-2 заказа в день, на фото он осматривает ванную комнату одной из клиенток

Молодые люди думают, что требования для работы сантехником и электриком невысокие, но на самом деле это тяжелый физический и умственный труд. По образованию я учитель физики и математики, и что бы делал сейчас без специализированных знаний, не представляю. Например, без понимания электродинамики невозможно качественно установить розетки, а без термодинамики — сушилки для полотенец.

У меня большая семья: жена, три дочери и младший сын, который болен ДЦП. Чтобы обеспечить ему достойный уход, я переехал в Москву и пришел в профессию сантехника, это случилось около десяти лет назад. Еще в молодости я перестал преподавать в школе, потому что мне надо было обеспечивать родных, началась перестройка, и я решил построить бизнес, но не вышло.

Уже тогда сменить профессию на что‑то смежное было сложно, я столкнулся со стигматизацией или, говоря простым языком, полным пренебрежением к своему труду. После того как я стал набираться опыта в сантехнике и электрике, я понял, что могу решить задачи, которые не могут сделать мои коллеги. Я стал гордиться тем, что делаю, и делиться своими знаниями с окружающими. Удивительно, но оказалось, что люди не начали стыдиться того, что знакомы с каким‑то там сантехником. Наоборот, меня приглашали как эксперта, просили помочь, дать консультацию, и вскоре пошли рекомендации. Обычно я беру по один-два заказа в день, потому что работать нужно качественно. График — ненормированный, я могу прийти и выполнять одну работу с утра и до позднего вечера. Час работы в среднем стоит 1500 рублей.

В выходной день Рафик прогуливается по скверу в центре Москвы


Для того чтобы тебя ценили, достаточно делать свою работу хорошо.

Я кризисный мастер, решаю задачи, которые не смогли решить другие мастера, но меня вызывают и для профилактики либо для консультации, например, при покупке дома. Это осознанный и очень правильный подход, ведь у всей сантехники есть срок годности. Обычно я разъясняю клиентам нюансы, когда и что им следует менять, чтобы избежать аварий, но могу сказать точно: любая техника выдерживает максимум десять лет, и совсем не обязательно, что она при этом будет ржаветь. Что касается многоэтажных домов, то самые проблемные квартиры — это на последнем и первом этажах, за ними нужен дополнительный уход. Но даже если это коммунальная квартира в старом доме, далеко не факт, что сантехника и электрика будут плохими, все зависит от хозяев.

Нужно заниматься тем, что востребовано, и электрика, сантехника, ремонт — одни из таких направлений. Люди хотят жить красиво, а мы исполняем мечты людей о собственном доме. За десять лет в профессии я встретил много умных и известных людей — это рекордсмены, начальники, крупные ученые, защитники родины, звезды эстрады, но заметил, что живут они довольно скромно. Еще я заметил, что известные люди никогда не ведут себя по-снобски. Наверное, когда человек чего‑то добился в жизни, он ценит любой чужой труд.

Для того чтобы тебя ценили, достаточно делать свою работу хорошо. Выучиться на профессию сантехника несложно — достаточно найти хороший техникум, где вас обучат применять теоретические знания на практике. Думаю, если есть голова на плечах, то никаких преград для освоения этой профессии нет. Одно могу сказать точно: это очень увлекательно, скучно никогда не бывает.


Профиль Рафика на PROFI.RU

На сайте PROFI.RU вы можете найти специалистов, которые горят своим делом — об этом можно узнать из отзывов от реальных людей. Кроме того, у профи есть возможность загрузить в свои анкеты сертификаты, дипломы и другие документы, которые могут повлиять на ваш выбор. Доверьте работу профессионалам, а сами потратьте время на себя, ну или просто почитайте Афишу Daily!

На PROFI.RU более 900 тысяч специалистов под практически любые задачи — от сантехника и репетитора до пародиста, мастера по пивному спа и преподавателя эсперанто. Цены на одни и те же услуги варьируются, а фильтр-система на сайте помогает найти наиболее подходящего специалиста в вашем же районе.