Продолжаем узнавать о любимой литературе героев «Афиши» и собирать рекомендации о произведениях, которые, по их мнению, должен прочесть каждый. На этот раз про свои предпочтения рассказали художники Никита Зимов и Дмитрий Аске, кинокритик Станислав Зельвенский, режиссер Ладо Кватания, дизайнер Никита Грузовик и музыкант Eighteen.
В материале:
Что вы читаете прямо сейчас?
Не так давно я понял, что готов взяться за «Поминки по Финнегану» Джеймса Джойса, да еще и в оригинале — найти где-нибудь точный и без авторских увиливаний перевод до сих пор невозможно. У меня вообще очень трепетное отношение к Джойсу: мне нравится его способ мышления и юмор, его книги всегда случайным образом попадались в момент каких-то возрастных кризисов — в подростковом возрасте были «Дублинцы», годам к 20 я прочитал «Портрет художника в юности» и только недавно попытки с третьей справился с «Улиссом», отчего был безмерно счастлив.
Почему именно эту книгу выбрали?
Думаю, что в большей степени это лингвистический интерес, учитывая, что «Поминки» — одно из самых сложных художественных произведений именно с точки зрения непереводимости. Мне нравится копаться в тексте и изучать слова, выписывать их, пытаться понять, как все устроено, особенно шутки. Не думаю, что когда-нибудь справлюсь, во всяком случае, удовольствие получу точно.
Какая книга произвела на вас самое сильное впечатление за последнее время?
На день рождения друзья подарили мне почти полуметровую книгу об архитекторе Якове Чернихове, собранную его сыном. Впечатление произвел размах его деятельности: графика, создание шрифтов, эксперименты с цветом, живопись, композиция и просто гениальная архитектура, кроме всего прочего — невероятно умный авторский текст и теория.
Кто ваш любимый автор? Какая ваша любимая книга у этого автора?
Уилльям Фолкнер и «Трилогия о Сноупсах». В каждом романе трилогии такое множество историй в истории, писем, описаний, биографических очерков, происшествий и проблем, что можно сойти с ума, если отвлечься. Громоздкий, но очень интересный текст. В свое время я даже мечтал сделать по нему компьютерную ролевую игру.
А кого вы терпеть не можете — и почему?
Такого нет, но что-то сложнее дается зачастую из-за издевательски затянутого повествования. Почти все, что я читал в жанрах киберпанка и контркультуры, приходилось бросать на середине.
Какой автор или книга сформировали ваш литературный вкус?
Наверное, приключенческая литература из детства — Майн Рид, Фенимор Купер или Генри Хаггард. Там было все, что могло меня запросто увлечь — строгий текст и захватывающая история. Я до сих пор изредка обращаюсь к Куперу, например, перечитываю «Прерии» или «Зверобоя».
3 книги, которые вы рекомендуете к прочтению каждому?
Из несложных — «Новенький» Уилльяма Сатклиффа или «Допплер» Эрленда Лу. Из мрачных, но интересных — Иэн Бэнкс, «Осиная фабрика».
Что вы читаете прямо сейчас?
Биографию Романа Полански. Мне нужно было для дела, потом дело вроде рассосалось, но книга увлекательная, жизнь удивительная, ну и вообще в разных контекстах это все очень интересно.
Какая книга произвела на вас самое сильное впечатление за последнее время?
Может быть, «Белый альбом» Джоан Дидион, это конец 70-х, сборник полуавтобиографических эссе про разное — очень умных, откровенных и каких-то прозрачных, что ли.
Кто ваш любимый автор?
Грэм Грин. Его удобно любить — у него много книг, и почти все хорошие. Любимая пусть будет «Суть дела», например.
А кого вы терпеть не можете — и почему?
Несколько раз пытался читать Джонатана Франзена и бросал — что-то в его интонации меня неизменно раздражает.
Какой автор или книга сформировали ваш литературный вкус?
В детстве я читал, как все, много и все подряд, в юности — трудно сказать. Я без передышки читал Набокова, но, во-первых, мало что понимал, подозреваю, во-вторых, сейчас отношусь к нему сложнее и уж точно не ищу в литературе чего-то «похожего» — скорее наоборот.
3 книги, которые вы рекомендуете к прочтению каждому?
«Кандид» Вольтера — прочел уже взрослым и с удивлением обнаружил, что это ужасно смешная книга, «Двенадцать стульев» практически. «Сцены из жизни богемы» Анри Мюрже — тоже очень смешной текст, хотя и драматический, конечно. Опера Пуччини мало передает дух, в отличие от фильма Каурисмяки. «Бувар и Пекюше» Гюстава Флобера — пусть будет еще один смешной французский роман. Не самое важное произведение этого автора, прямо скажем, но крайне поучительное.
Что вы читаете прямо сейчас?
Сейчас я читаю книгу Леонида Парфенова «Намедни. Наша эра. 1981–1990», потому что в этом году я буду снимать свой дебютный полнометражный фильм, события которого будут разворачиваться примерно в этот период времени. Поэтому на данный момент я занимаюсь изучением истории, и книга Парфенова очень хорошо мне в этом помогает — в ней отражены все ключевые события очень доступным и понятным языком. В дополнение смотрю его старые выпуски «Намедни» на НТВ. Из более профессиональных настольных книг — «История на миллион долларов» сценариста и теоретика киноискусства Роберта Макки. Она хороша тем, что структурирует знания в области сценарного мастерства, показывает методологию работы и процесса съемок. А для визуального вдохновения у меня на столе лежит книга сербского уличного фотографа Буги под названием «Москва в стиле Буги».
Какая книга произвела на вас самое сильное впечатление за последнее время?
Думаю, что это научно-фантастический роман «Три стигмата Палмера Элдрича» Филипа К.Дика. Я скорее помню даже не саму книгу, а именно ту работу воображения, которую я проводил во время чтения. Она меня очень впечатлила своим сконструированным миром, архитектурой литературной вселенной. Я в целом очень люблю фантастику, в особенности произведения Братьев Стругацких.
Кто ваш любимый автор?
Наверное, как раз Стругацкие. Они заложили во мне фундамент вкусового восприятия литературы. Они, безусловно, помогли и в понимании некоторых экранизаций, например, фильма «Трудно быть богом» Алексея Германа, последней его работы. Многие говорят, что это чудовищно тяжелая картина, но я посмотрел ее буквально на одном дыхании, потому что хорошо был знаком с оригиналом.
Вообще, книги всю жизнь были для меня некими спутниками, а их авторы — лучшими друзьями, в словах которых я находил созвучные своему пониманию мира мысли. Своим другом, допустим, я считаю Сергея Довлатова — могу перечитывать его рассказы десятки раз, чтобы побывать в его мире. Перечитывание любимых книг хорошо тем, что никогда не знаешь, что ты обнаружишь при очередном погружении в текст. На разных этапах жизни обращаешь внимание на определенные вещи и проникаешься ими еще сильнее, чем несколько лет назад.
Какой автор или книга сформировали ваш литературный вкус?
Огромное влияние на меня оказали Федор Михайлович Достоевский и Герман Гессе — они привили мне любовь к философской литературе. Я читал абсолютно все произведения этих авторов, даже самые незначительные. Также в свое время на меня произвели впечатление новелла австрийца Стефана Цвейга «Амок» и роман Томаса Манна «Волшебная гора». Еще сильно на меня повлияли антиутопии — классические романы «Мы» Замятина, «О дивный новый мир» Хаксли, «1984» Оруэлла.
3 книги, которые вы рекомендуете к прочтению каждому?
Я питаю особую любовь к биографиям. Обожаю книгу о Федерико Феллини «Я вспоминаю» — она написана безумно досконально, со всеми фактами, вплоть до того, как он ел ЛСД. Это не самая важная часть в книге, но этот факт говорит о степени ее откровенности. Очень честное и искреннее произведение, которое напоминает о том, как должен человек исполнять свой профессиональный долг. Моя личная рекомендация для тех, кто хочет углубиться в суть профессии сценариста и режиссера, — «Герман: интервью. Эссе. Сценарий» Антона Долина. Надеюсь, что я когда-нибудь познакомлюсь с ним лично и пожму ему руку за эту работу. А из художественной литературы могу порекомендовать Габриэля Гарсии Маркеса «Вспоминая моих грустных шлюх», но это чисто для визуального ряда — чтобы все книги так или иначе были связаны с воспоминаниями.
Что вы читаете прямо сейчас?
«Синий. История цвета» Мишеля Пастуро. Эта книга — одна из серии, в которой рассказывается, как изменялась роль разных цветов на протяжении развития западноевропейской культуры. Мне как художнику это интересно.
Какая книга произвела на вас самое сильное впечатление за последнее время?
Из относительно недавно прочитанного — это «Хищные вещи века» братьев Стругацких. Больше всего впечатлил вопрос, который ставится перед читателем в самом конце произведения. Для себя я сформулировал его так: «Зачем человеку жить в реальном мире, если технологии могут погрузить его в сладкую иллюзию?» На мой взгляд, он очень актуален сегодня. Еще я бы упомянул «Who Paid the Piper? : CIA and the Cultural Cold War» Фрэнсис Стонор Сондерс, «Искусство видеть» Джона Бергера и «Nobrow. Культура маркетинга. Маркетинг культуры» Джона Сибрука.
Кто ваш любимый автор?
У меня его нет. Из писателей, чьи произведения я читал больше всего за последние два-три года, это Виктор Пелевин и Стругацкие. Мне нравится, как они сочетают увлекательные сюжеты с философскими и социальными вопросами. У них я бы выделил рассказ «Спи» и роман «Generation П» Пелевина и «Жук в муравейнике» и «Трудно быть богом» Стругацких.
Какой автор или книга сформировали ваш литературный вкус?
Рэй Бредбери, в особенности его рассказ «И грянул гром» и роман «451 градус по Фаренгейту».
3 книги, которые вы рекомендуете к прочтению каждому?
«Мы» Евгения Замятина, «Час быка» Ивана Ефремова и «Идиот» Федора Достоевского.
Что вы читаете прямо сейчас?
Недавно моя подруга выдала мне книгу Уилла Сторра «Селфи. Почему мы зациклены на себе и как это на нас влияет» с указанием прочитать ее в обязательном порядке. Я еще не читал, но обязательно это сделаю. К 30 годам возникает все больше и больше вопросов экзистенциального характера, и хорошо бы на все эти вопросы дать ответы. Отсюда и выбор литературы: приключенческими романами делу не поможешь.
Какая книга произвела на вас самое сильное впечатление за последнее время?
Катастрофически не хватает времени, и, к сожалению, места для книг в жизни сейчас у меня не так уж и много. Во время работы в мастерской мы иногда слушаем аудиокниги. Иногда хорошие, иногда не очень, но из последнего мне очень понравилась и увлекла «Страна радости» Стивена Кинга.
Кто ваш любимый автор?
Мне сложно выделить кого-то одного, и особо оригинален я сейчас не буду, но в школьные годы это определенно был Джек Лондон. Если отбросить всю мою любовь к Аляске и попытаться выделить что-то одно, то, конечно, это будет его «Кусок мяса».
А кого вы терпеть не можете — и почему?
Не могу сказать, что кого-то или что-то я терпеть не могу, но у меня всегда были проблемы с нашей отечественной классикой и XIX веком как исторической эпохой в целом. Это все в сумме вызывает у меня неконтролируемые приступы скуки. Но справедливости ради хочу отметить, что «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина, в отличие от его остальных произведений, вызывала у меня в свое время восторг.
Какой автор или книга сформировали ваш литературный вкус?
Не уверен, что лишь одна книга или один автор могут сформировать литературный вкус, да и очень сомневаюсь, что он у меня есть. Я любил читать Рэя Брэдбери, любил его «Вино из одуванчиков», любил Джека Лондона, его золото Аляски и, конечно, его «Морского волка», зачитывался Хемингуэем и Ремарком, в университете не мог оторваться от «Мифа о Сизифе. Эссе об абсурде» Камю и «Так говорил Заратустра» Ницше, читал Акунина, читал Пелевина, много книг и авторов оставил дочитанными в лучшем случае лишь до середины. У меня высшее инженерное образование, и я с огромным интересом читаю техническую литературу — и, как мне кажется, гораздо чаще, чем литературу художественную.
3 книги, которые вы рекомендуете к прочтению каждому?
В 8-м классе я обменял в школьной библиотеке свою книгу «Пеппи Длинныйчулок» на местную книгу 1990 года «Для тех, кто любит мастерить». Если учесть тот факт, что мастерить я просто обожал, то моя любовь к этой книге — дело вполне закономерное и понятное. Рекомендую. А также хочу посоветовать «Кусок мяса» Джека Лондона и Веру Ермолаеву — «Собачки».
Что вы читаете прямо сейчас?
Последние четыре года я вообще практически не читаю художественную литературу. Худлит я перестал читать потому, что он сильно отвлекает меня от реальности, а я очень люблю то, где и с кем я нахожусь в реальном мире. Чем чаще я погружаюсь в литературные миры, тем меньше я люблю настоящее.
Недавно закончил читать «Поток: психология оптимального переживания» Михая Чиксентмихайи. Это очень интересная книга, которая пришлась и к месту, и ко времени. Вообще, когда я глубже погрузился в психологию, я начал плутать и забывать основы своего собственного видения и понимания мира. И «Поток» словно заново расставил все по полочкам в моей голове. Книга эта о правильном вложении своих эмоций и энергии в свое дело, о циркуляции энергии и состоянии потока. Самое главное, что она повествует не просто о какой-то практической технике — как создавать, удержать поток и как жить в нем, — а о том, что это такое и как он работает именно с тобой.
Вообще, я много времени посвящаю изучению потока, стабильности своего внутреннего состояния и эмоционального фонда. Из этого я пришел к выводу, что каждый человек самостоятельно формирует свое настроение и мироощущение.
Какая книга произвела на вас самое сильное впечатление за последнее время?
Такой книги нет, потому что всегда, когда я связываюсь с литературой, я что-то из нее черпаю. Вся литература, которую я читаю, поглощает меня и открывает передо мной огромное количество новых возможностей. Начав читать психологическую литературу, я начал жить в поиске информации о себе и своем сознании.
Кто ваш любимый автор?
Такого у меня тоже нет. Для меня это сезонная вещь. Примерно каждые два года у меня появляются любимый автор и любимая книга. Из любимых книг, я думаю, могу выделить «Силу подсознания» Джо Диспензы. Она открыла для меня путь к медитации и дыхательным практикам.
А кого вы терпеть не можете — и почему?
Не могу сказать чего-то определенного, но могу обозначить типы книг. Есть некие книги-коучи, которые учат тебя жить, взаимодействовать с людьми — это крайне банальные вещи, которые человек должен постигать сам, а не заимствовать советы из книг. К моему огромному сожалению, такие книги безумно популярны. Я сам читал много таких в промежуток с 16 по 18 лет, и я легко могу считать, когда человек, с которым я общаюсь, использует один из приемов, описанный в коуч-книге. Наверное, самая распространенная книга, судя по моему опыту общения с людьми, это «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» Дейла Карнеги. Когда я в реальной жизни встречаю тех, кто использует советы из нее, у меня идет моментальное отторжение, потому что я считаю, что все, что твое, должно идти от тебя. По-моему, это очень дешево и походит на читерство.
Какой автор или книга сформировали ваш литературный вкус?
Проводником из мира художественной литературы в литературу психологическую стали для меня три книги австралийской писательницы Ронды Берн — «Тайна», «Магия» и «Сила» (псевдонаучные произведения. — Прим. ред.). Ее произведение мне попалось впервые в 14 лет, и прочитал, не смотря экранизацию «Тайны». На меня тогда произвело очень сильное впечатление то, что, оказывается, люди могут владеть собой, управлять своей жизнью. Ронда для меня — первооткрыватель темы потока, психологии Джо Диспензы и эзотерического направления в целом. Эти три книги повлияли не только на мой литературный вкус, но и в целом на всю мою жизнь.
Также, безусловно, на меня повлияла литература о музыке. Одна из таких книг — биография Дэвида Боуи Саймона Кричли. В ней отлично подчеркивается его тонкая натура и особенность этого великого музыканта в индустрии. Читая ее, я имитировал разговор с ним, несмотря на то что это давно уже невозможно в реальности. Я вообще люблю биографичные книги, так как через них можно почувствовать человека и словно ощутить личное знакомство.
3 книги, которые вы рекомендуете к прочтению каждому?
«Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха, «Просто продолжай» Остина Клеона, и, конечно же, «Сила подсознания» Джо Диспензы.