Уличный художник Вова Nootk — о стрит-арте, рекламных граффити и запретах властей

6 августа 2019 в 13:08
27–28 июля в Москве прошёл фестиваль "Форма". За два дня на нем отыграли десятки концертов, а еще показали спектакли, перформансы, видеоарт и инсталляции. Одним из арт-объектов стал минивэн Volkswagen Caravelle City, расписанный уличным художником Вовой Nootk. Мы поговорили с ним об эволюции стрит-арта, запретах властей и работе с брендами.

История стрит-арта: вандализм, скандалы и запреты властей

Стрит-арт зародился в середине прошлого века в США. Тогда уличные художники с помощью аэрозольных красок наносили на стены зданий замысловатые тексты и символы и таким образом захватывали городские пространства. Такое искусство часто считалось вандализмом и становилось причиной скандалов. Например, художника Кита Харинга, автора одного из самых известных нью-йоркских граффити «Crack Is Wack», в 1980-х из‑за работы арестовали, а саму ее быстро закрасили. Впрочем, позже городские власти сами попросили художника воссоздать граффити на прежнем месте — так уличное искусство стало легальным инструментом обновления общественных территорий.

В России (как и во всем мире) уличное искусство уже давно не считается подпольным. Правда, рисовать художники могут не любые изображения. Несколько дней назад московская мэрия запретила расписывать стены домов рекламными граффити, а еще теперь райтеры должны согласовывать дизайн-проекты рисунков в семи ведомствах.

Вова Nootk: Я часто думаю, кто судьи? И какое право мы имеем оценивать, что считать достойным стрит-артом, а какие граффити убирать? Иногда классные работы закрашиваются, а какая‑нибудь шляпа продолжает висеть. Это несправедливо, но регулировать стрит-арт невозможно — он должен существовать стихийно, именно в этом его фишка. Улицы — пространство для всех. Любой горожанин может самовыражаться так, как он хочет, — но, конечно, никто не застрахован от того, что кому‑то его работа может не понравиться. Например, европейская стрит-арт-сцена в последние десять лет стала нарочито грязной. Райтеры нарочно коряво рисуют, стараются действовать будто бы неумело. Не все могут такое оценить — но я считаю, что в этом и есть стиль. При этом мне самому нравится работать легально. Такой формат дает больше возможностей для реализации идеи — можно сделать более сложную работу, не думая о времени и рисках.

Подпольное искусство и коммерческие проекты

Сегодня стрит-арт-художники не только создают независимые проекты, но также сотрудничают с некоммерческими организациями, городскими властями, а еще с брендами. Например, в Лондоне девелоперы часто привлекают уличных художников, чтобы те разрисовали районные объекты: по статистике, чем больше стрит-арта рядом с жилым комплексом, тем быстрее растут цены на недвижимость. В России компании тоже нередко заказывают известным художникам рекламные граффити — при этом, как правило, авторы работ сами выбирают тему, стиль и технику исполнения, стараясь воплотить оригинальную идею.

Вова Nootk: Иногда в городе я прохожу мимо фасадов, дверей и телефонных будок и вижу, как они попадают под кисть художников. Обычно это выглядит гармонично и добавляет городу жизни. Минивэн Volkswagen я хотел расписать в этом же ключе — будто посреди города стояла машина, а мимо случайно прошел райтер и потегал на ней. Мне хотелось, чтобы рисунок выглядел как акт вандализма от граффитчика. Сама машина Volkswagen — красивая дизайнерская вещь. Это белый фургон в ретростилистике, с приятным силуэтом. Стараться украсить его еще больше мне казалось лишним — наоборот, хотелось добавить небрежности и сделать стильный акт вандализма. В итоге я использовал свои традиционные образы и рисовал комичных носатых зевак и ниндзя в балаклаве. Последний персонаж очевидно вдохновлен образами граффити-райтеров, которые сидят в засаде и ждут момента, когда можно будет выйти и покрасить какой‑нибудь объект.

Присвоение территорий и диалог с жителями

Стрит-арт-художники стремятся не просто присвоить территорию. Их задача — переосмыслить жизнь в городе, отразить на стенах и других поверхностях собственное восприятие действительности, а еще — вовлечь жителей в диалог. А иногда райтеры заходят еще дальше и буквально позволяют зрителям поучаствовать в процессе создания арт-объектов. Например, на «Форме» вместе с Вовой Nootk белый минивэн Volkswagen Caravelle City расписывали и гости фестиваля, среди которых были музыканты Sonic Death, блогеры, начинающие граффитчики и дети.

Вова Nootk: Обычно, проходя по городу, люди видят граффити как законченное произведение. На «Форме» была другая история: я создавал арт-объект на глазах посетителей фестиваля, и вполне естественно, что у них возникло желание поучаствовать в творческом процессе. В итоге получилась коллективная работа. Вообще, за последние пять лет отношение людей к стрит-арту довольно сильно изменилось. Если раньше было много недовольных горожан, которые все время жаловались и норовили закрасить граффити, то сегодня все чаще им нравятся расписанные поверхности. Хотя случаи бывают разные. Например, не так давно я абсолютно легально рисовал во дворе на Басманной, но дворник стал страшно переживать — говорил, что только что покрасил стену, а я ее испортил. Я говорю: «Так вы для меня ее покрасили». Но он все равно боялся, что ему придется заново ее перекрашивать. В целом сегодня на девять людей, которые заинтересуются работой и захотят ее сфотографировать, всегда найдется один, кто отнесется к ней с недоверием. Но я думаю, что это нормально.

Минивэн Volkswagen Caravelle City — городской автомобиль с оптимальным набором опций, приятным внешним видом и привлекательной ценой. Все подробности о модели можно прочитать здесь.

Расскажите друзьям
Читайте также