Екатеринбург. Саша Гвоздикова сочиняет ненавистные рекламные слоганы и мечтает однажды опубликовать собственные рассказы. Случайная встреча с подругой Неплюевой, которая давно добилась в Москве успеха, подталкивает Гвоздикову к большим переменам. Она мчится в столицу и видит Неплюеву обычной официанткой с мужем-бездельником и трудным ребенком. Чуть позже к ним присоединяется авантюристка Кремлева — девушка сильно накосячила перед парнем и сбежала в Москву из мира, в котором не прекращаются свадьбы и дембеля. Хочется сказать, что подруг ждет новая жизнь, но это было бы слишком просто и шаблонно. А «Озабоченные» — не про шаблоны.
Ни одну тему сериала, которая напрашивается в главные, таковой не назовешь. Это не история про переезд и не противостояние Москвы с провинцией. Это не история про тернистый путь к успеху. Это не любовная драма. В «Озабоченных» всего понемногу — ровно в таких пропорциях, как и бывает в реальной жизни. Переехав в Москву, девушки ютятся в квартире Неплюевой. Вместе с ними живут муж Неплюевой, обвиненный в педофилии бывший хоккеист Гора, и их непутевый сын. Деньги, ухажеры, любовь и признание не падают на подруг с неба. И хотя у Гвоздиковой появляется красавец Лозовский — то ли любовь всей жизни, то ли обычный козел, — он не становится смыслом ее жизни.
Если пересказывать сюжет сериала, то из него улетучится вся жизнь, потому что все его прелести именно в деталях. Рассказываем, из чего состоит сериал «Озабоченные» — ситком и драмеди в одном флаконе.
Литературный первоисточник
Сценарий «Озабоченных» Семен Слепаков писал вместе с екатеринбургской писательницей Ириной Денежкиной — автором книги «Дай мне!». За рассказ «Song for Lovers» из «Дай мне!» Денежкина едва не получила премию «Национальный бестселлер» в 2002 году.
На момент издания «Дай мне!» Денежкиной было чуть за 20. Ее рассказы наделали шума в кругу литературоведов и критиков — одни громко называли ее «рупором поколения двухтысячных», другие — «литературным «Тату». Ее рассказы — это непричесанная правда жизни, которую Денежкина фиксирует ровно так, как слышит: в стопроцентном чувстве разговорной речи ей не откажешь. Персонажи «Дай мне!» легко знакомятся, легко расходятся, напиваются, трахаются, торчат — но романтизирует Денежкина не сами действия, а ту бесхитростность, с которой проходит молодость. Все это вы увидите в «Озабоченных».
«Изначально Семен хотел, чтобы «Озабоченные» были таким же жестким сериалом, как моя книга, — говорит Денежкина. — Там много мата, секса. Но в процессе написания получилось не так жестко, а скорее смешно и жизненно».
Авторский сериал
«Года три мы просто гоняли идеи, — говорит Семен Слепаков, — и когда появились Борис Хлебников, режиссер, и Павел Костомаров, оператор, у нас картинка сложилась».
«Озабоченные» — это редкий отечественный сериал, в котором исключительно важны все слагаемые: шоураннер Слепаков, сценарист Денежкина, режиссер Хлебников и оператор Костомаров, между которыми возник стопроцентный мэтч. Замените хотя бы одного из них — и картинка распадется.
В своих интервью Семен Слепаков рассказывает, что он задумал «настоящий, смешной и реалистичный сериал» — и вспомнил про Денежкину. Закипела работа над сценарием, и к проекту присоединился Борис Хлебников — режиссер со своим узнаваемым стилем, который критики окрестили «тихим», — вместе с Алексеем Попогребским и Бакуром Бакурадзе.
«Озабоченные» — это первый сериал Бориса Хлебникова, и все эпизоды, вопреки правилам индустрии, сняты им самим. «Я гораздо больше доверяю течению жизни, нежели любым своим намерениям о ней высказаться. Чем больше помимо и поверх, тем лучше» — говорит Хлебников о своем методе работы. И кажется, что для него идеально подходит формат сериала.
В «Озабоченных» — 21 серия, в которых вполне умещается вся жизнь. Герои едят, пьют, сплетничают, ссорятся, мирятся, ищут, теряют, плачут, смеются. Иногда, когда сериал едет по траектории ситкома, ожидаемого вдруг не происходит, штамп не срабатывает. Именно поэтому героям получается сопереживать по-настоящему.
Гений времени и места
«Озабоченные» — сериал про наше время, его приметы щедро рассыпаны по сериям и работают на максимальное узнавание происходящего на экране. Все, что мы видим, запросто могло бы случиться и с нами — на тех же улицах, в тех же локациях.
Девушки приехали в Москву из Екатеринбурга и, в отличие от множества сериальных героинь, будут свое прошлое вспоминать — ходить на встречи земляков, где Гвоздикова и встретит своего первого издателя, читать «Золото бунта» главного уральского писателя Алексея Иванова, орать под гитару у костра песни «Чайфа». За кадром — песни «Агаты Кристи», «Сансары» и «Курары», важных для города групп. Вообще мир в «Озабоченных» по-настоящему объемный, и это особенно подкупает зрителя, привыкшего видеть в кино и сериалах условную столицу и неназванную провинцию.
Премию «Нацбест», которую Денежкина не получила в реальной жизни, в вымышленной получает Гвоздикова — с одной оговоркой, которую вы сами увидите в сериале. Один из критиков злится, что награду дали не «Андрюше Шарбунову» — очевидно, что в виду имеется писатель Сергей Шаргунов, близкий по взглядам и стилю Александру Проханову. А пресловутому редактору «Афиши» — о которой грезит Гвоздикова и в которой Денежкину в свое время обругали критики — на голову выливают стакан пива.
В чем‑то «Озабоченные» выглядят как милое ретро: Москва в сериале пока не стала «по-настоящему европейским городом», нормкор еще не укрепился в моде, летние кафе выглядят недопустимо роскошно, и никто не светит в кадре кроссовками и айфонами — можно ли представить современный сериал без двух главных атрибутов миллениалов? Тем не менее и столичная действительность в «Озабоченных» тоже не лишена объема: в одной из серий Кремлева ведет знакомого немца вкусить дикой русской жизни в легендарную чебуречную на «Сухаревской».
Для работников киноиндустрии в «Озабоченных» спрятано множество пасхалок. В одной из главных ролей — кинокритик и режиссер Роман Волобуев, в эпизодах — кинокритик Лидия Маслова, продюсеры Александр Дулерайн и Вячеслав Дусмухаметов. Обычному зрителю это никак не мешает, знающему — нравится. А еще вы наверняка помните Клавдию Викторовну из «Домашнего ареста» — назойливую бабку из коммуналки, в которую сослали мэра Аникеева. Так вот в «Озабоченных» та же актриса Альбина Тиханова играет точно такую же бабку — амплуа она отыгрывает безупречно.
Girl Power
«Озабоченные» — про феминизм здорового человека, при этом сериал из своего далекого 2015 года абсолютно не пытается хайпиться на теме.
Саша Гвоздикова решительно бросает какую-никакую, но карьеру в Екатеринбурге и тернистым путем идет к тому, о чем больше всего мечтает — стать писательницей и опубликоваться. Она не сидит на игле мужского одобрения и всегда слушает себя, чего бы ей это ни стоило. Катя Неплюева, имея образование и даже зная языки, целый день носится в ресторане, чтобы содержать непутевого мужа Гору и трудного ребенка. Вряд ли об этом задумываясь, она и есть олицетворение girl power — и к финалу, кажется, это знание начнет ей открываться. Зависимость от мужчин, которой подвержена сексапильная Алена Кремлева, — ее собственный выбор. Она получает от этого удовольствие и не обращает внимания на вездесущий слатшейминг.
Этих пунктов достаточно для того, чтобы сделать из подруг иконы феминизма, вот только зачем? «Озабоченные» — про сильных героинь, которым их сила нередко выходит боком. Ровно таких же, какие окружают и нас в реальной жизни.
Смотрите сериал «Озабоченные» на «ТНТ-Premier».