Как в России появилась магия
До того как магия стала развлекательной, к ней относились очень серьезно — в разные времена она принадлежала шаманам, алхимикам, ведьмам и оккультистам. В средневековье магические приемы и манипуляции впервые позаимствовали артисты — кукольники и шулеры, которые выступали на ярмарках и площадях. Тогда иллюзии считались уличным искусством для народа, поэтому имена первых фокусников нам неизвестны. Впервые изображение фокусника (и циркового артиста вообще) появилось только на исходе Средневековья, в XV веке, — это был «Шарлатан» Иеронима Босха.
Об иллюзиях заговорили с уважением, когда за дело взялся австрийский и венгерский изобретатель автоматических машин Вольфганг фон Кемпелен, придумавший во второй половине XVIII века шахматный автоматон. Машина внешне выглядела как комод с шахматной доской, за которой сидел манекен, одетый турком. Механический «турок» якобы самостоятельно играл в шахматы, побеждая раз за разом. Долгое время изобретение считалось чудом инженерной мысли, пока не выяснилось, что в его основе лежал иллюзион — а точнее, шахматист высокой квалификации, который прятался в комоде.
Переворот в истории магии совершил Гарри Гудини, который проделал путь от мальчика, показывающего карточные фокусы в заведениях, до иллюзиониста, умеющего выбираться из любых оков и даже из-под земли. Гудини стал настоящей трансатлантической знаменитостью и хотя активно разоблачал коллег, подогрел интерес к магии, как никто прежде.
Иллюзионисты обзавелись сценой и большой аудиторией не сразу. Сами цирки (в современным понимании, а не в кровавом римском) появились только в конце XVIII века во Франции, и много лет там выступали только лошади и их наездники. Лишь через сто лет туда пришли фокусники.
В России цирковые здания стали строить в середине XIX века, но исключительно для иностранных трупп, а первый русский национальный цирк открыли в 1873 году в Саратове. Во времена революции лишь немногие цирки выжили, но в 1919 году они были национализированы, и на помощь пришла государственная поддержка. Через два года после этого на сцену вышел первый в стране крупный иллюзионист — Эмиль КиоЕсть несколько версий происхождения псевдонима: древнееврейское слово из молитв в синагоге; акроним от «как интересно обманывать»; акроним от «колдун из Осетии»; акроним от «культура и отдых». Затем его дело переняли сыновья Эмиль и Игорь (известный также тем, что десять дней был женат на дочери генсека Галине Брежневой, после чего сотрудники спецслужб забрали у него паспорт и аннулировали брак).
В XX веке искусство сценической магии процветало в Европе и США: артисты летали с выступлениями в разные страны, обменивались опытом, создавали министерства магии. Так, в 1948 году была основана Международная федерация иллюзионных обществ (The International Federation of Magic Societies, FISM), которая насчитывает более 50 тысяч членов, имеет представительства по всему миру устраивает чемпионаты мира по магии. В 1968 году в США появилось Международное общество иллюзионистов (The International Magicians Society, IMS), в котором состоит 41 тысяча человек по всему миру, в том числе именитые иллюзионисты, включая Дэвида Копперфильда и Дэвида Блейна.
И пока в 1983 году кудрявый и лихой Дэвид Копперфильд заставлял исчезать и появляться статую Свободы, в СССР магическое сообщество только начало зарождаться.
В Советском Союзе было много иллюзионистов, и некоторые из них даже работали за рубежом, но в своей стране они были разобщены. В 1981 году фокусник Владимир Руднев понял, что магия в СССР могла бы развиваться куда более интенсивно, если бы появилась возможность обмениваться идеями и делиться опытом, и стал писать в филармонии, Союзгосцирк, Росгосцирк, концертные организации, только чтобы найти всех фокусников, живших тогда в стране, и собрать их вместе. Так появился Московский клуб фокусников, который позднее переименовали в Российскую ассоциацию иллюзионистов РАИ). По словам действующего президента РАИ Екатерины Медведевой, их организация в каком-то смысле родственница олимпийского медвежонка Миши, потому что эмблему РАИ нарисовал Виктор Чижиков, создавший символ Олимпиады-80.
«Раньше это был очень закрытый мир, который не мог развиваться без подпитки, — говорит Медведева. — Книги и семинары были где-то там, за железным занавесом, и мы собирали десятки человек, чтобы, например, посмотреть одну-единственную западную кассету на только что появившихся тогда видеомагнитофонах». Раз в год РАИ проводила конгресс магов, для того чтобы фокусники могли вдохновиться, познакомиться с коллегами, обменяться опытом. Советские цирки поддерживали организацию и даже командировали на съезды своих артистов.
«Еще совсем недавно мир иллюзионного искусства был скрыт от посторонних глаз, фокусники ревностно оберегали свои секреты, храня преемственность, знание передавались от отца к сыну или от учителя к ученику, — говорит Медведева. — Но в этом были как плюсы, так и минусы. Плюс был в том, что создавались уникальные номера, а минус — отечественным фокусникам приходилось вариться в собственном соку, мы сильно отставали в знаниях и умениях от иностранных коллег». Многое изменилось с перестройкой. К этому моменту на Западе уже давно издавались книги и семинары, а с падением железного занавеса доступ к ним появился и у российских иллюзионистов.
Раз в год РАИ проводил съезд фокусников, для того чтобы иллюзионисты могли познакомиться с коллегами, обменяться опытом и вдохновиться для создания новых программ. Государственные концертные объединения и филармонии командировали на съезды своих артистов. Говоря об основоположниках РАИ, Екатерина Медведева называет Владимира Руднева, Ларису Рубцову, Анатолия Карташкина, Владимира Лягова, Владимира Переводчикова, Анатолия Кириченко, Наталью Перфильеву. Сейчас об этих артистах можно прочитать разве что на сайте РАИ, и многие из них по-прежнему состоят в сообществе. По словам Медведевой, сейчас открытый чемпионат России по фокусам собирает от 300 до 400 участников ежегодно.
Путь мага
Когда Корнелису Росу исполнилось восемь лет, он заболел. Мальчик целыми днями сидел дома, ему было скучно, и тогда родители привели его в магазин игрушек. У них не было денег на дорогой подарок, поэтому они попросили сына выбрать что-нибудь попроще — желательно сломанное. Корнелис увидел красивую деревянную коробку, у которой не работал один замок, — это был «магический ящик», и он очаровал мальчика. Когда покупку принесли домой, оказалось, что книжка с инструкциями написана на трех языках: немецком, английском и французском. Корнелис родился в Голландии, поэтому не знал ни одного из них, и книгу пришлось читать отцу: он переводил сыну каждое слово и стал разучивать с ним магические манипуляции. Через месяцы тренировок Корнелис пошел на день рождения к другу, которому исполнялось девять.
Позднее, как рассказывает Корнелис, он стал разведчиком и девять лет работал в Советском Союзе. Он присутствовал на множестве важных переговоров и решал серьезные вопросы. Получил звание полковника. Но никогда не забывал о фокусах.
«Однажды голландский министр обороны полетел в Словакию, чтобы обсудить важную военную поставку, и я тоже был там, — говорит Рос. — Это был рабочий ужин, на котором присутствовало десять человек. Беседа не ладилась, тянулась очень долго. До этого я три года работал в Словакии и хорошо знал министра обороны, и он вдруг спросил, есть ли у меня фокусы. Я ответил, что есть. По его просьбе я выступил, атмосфера сразу же изменилась, и все вопросы решились за час».
Корнелис скромно называет себя любителем. Он работает с мелкими предметами и в небольших помещениях. Всего существует пять видов фокусов. Сценическая магия рассчитана на большую аудиторию: это распиленные женщины, летающие предметы, манипуляции с предметами, комедийные фокусы и ментальная магия (когда артист как бы читает ваши мысли). Еще есть общая магия, куда входят эклектичные номера, сочетающие в себе разные техники исполнения. Самое сложное — это малая магия, где многое построено именно на ловкости рук, и она делится на три подвида: микромагия, когда фокусник управляется с маленькими предметами вроде монет и шариков, карточные фокусы — то же самое, но с одними лишь картами, и салонная магия, которая объединяет технику и разные уловки вроде прозрачных нитей и потайных карманов. Малая магия считается самой сложной, хотя и не самой зрелищной. И обычно иллюзионисты стремятся овладеть именно ей.
Сейчас Корнелис на пенсии, поэтому он может уделять фокусам больше времени, чем раньше. Иногда, как рассказывает Рос, он работает наблюдателем на выборах — например, в Грузии и Азербайджане. Параллельно он работает секретарем Dutch Magic Association (Голландской ассоциации магии), но не забывает и о России: Корнелис состоит в Российской ассоциации иллюзионистов и участвует в ее проектах по развитию магии в стране. В этом министерстве магии Корнелис занимается внешними коммуникациями и числится на официальном сайте как вице-президент по международным связям. Кроме того, каждые три года Корнелис Рос приезжает на чемпионат мира по магии.
Турниры всех волшебников
Когда железный занавес рухнул, российские маги задумались о том, как им интегрироваться в мировое сообщество. Они связались с Международной федерацией иллюзионных обществ (FISM) и вступили в нее. С 1947 года раз в три года FISM устраивает чемпионаты мира по магии, куда съезжаются лучшие фокусники со всего мира, и в 1991 году Россия также приняла в нем участие. К удивлению всего сообщества, пермский иллюзионист Владимир Данилин сразу же взял Гран-при, набрав максимальное количество баллов за всю историю FISM — сто. А в 1997 году Гран-при взяли фокусники Любовь Ивкина и Иван Нечипоренко. С тех пор россияне не становились чемпионами мира, зато в 2009 году впервые членом жюри FISM от России стала Екатерина Медведева, а в 2012 и 2015 годах она была председателем жюри.
В этом году проходил очередной чемпионат мира по магии в южнокорейском Пусане, и Россию на нем представляла Наталья Перова и Вадим Савенков. Когда-то Наталья окончила институт культуры по специальности «режиссер» и ничего не знала про фокусы, но потом встретила будущего мужа Дмитрия Перова, уже состоявшегося иллюзиониста, который пригласил ее поработать у него ассистенткой. Спустя несколько лет Наталья стала создавать сольные номера: она их придумывает, а муж помогает с трюковой частью.
«На чемпионат мира приглашают поехать тех, кто победил на чемпионате своей страны и занял места на международных конкурсах, — говорит Перова. — Это решает президент РАИ. Потом нам предлагают подать заявку на FISM, а затем президент чемпионата мира подтверждает или не подтверждает участие. Конечно, выступить на FISM мечтает почти каждый фокусник, так как это главный чемпионат мира в нашей сфере!» Перова говорит, что не каждый может туда попасть. Например, в этом году России выдали всего два места на участие, и в первую очередь едут победители национального чемпионата.
Что происходит с победителями чемпионата мира потом? Денежных призов на FISM нет, а признание, по словам Перовой, дело относительное: кому-то достаточно выступать на частных мероприятиях, а кто-то хочет посостязаться с признанными во всем мире магами. Чемпион получает пропуск на мировые сцены, но на самом деле каждый сам решает, как распорядиться славой.
Скорее всего, вы вряд ли слышали о первом чемпионе мира по магии от России Владимире Данилине, если только не интересовались историей фокусов, но в сообществе иллюзионистов о нем знают все.
Заслуженный артист России, лауреат международных конкурсов и художественный руководитель иллюзионного театра «Улыбка» Валерий Бастраков называет себя учеником Данилина и упоминает его имя чуть ли не в каждом предложении. «У нас в Перми был кружок фокусников во дворце, — рассказывает Бастраков. — В 1974 году к нам приехал Данилин, мы с ним познакомились, он поправил мои ошибки. На следующий год опять приехал. В 1977-м он сказал, что мне пора уже в местную филармонию. Там собрали худсовет, посмотрели нас с супругой и приняли. Потом Данилин посоветовал поехать учиться в Москву, в организацию ВТМЭИ (сейчас — Всероссийская творческая мастерская эстрадного искусства. — Прим. ред.). Там в 1980 году мы попали к очень хорошему режиссеру, он нам сделал номер «Коробейник». А теперь ко мне отношение такое: я сказал, что я ученик Данилина, а мне отвечают, мол, о-о-о, ученик Данилина».
За плечами у Бастракова уже 89 фестивалей разных уровней, только за этот год он побывал на семи — по большей части за свой счет. Все крупные номера Валерия так или иначе связаны с русской тематикой. Он гордится номером «Появление трехметровых матрешек» и выступлением, центральная часть которого — балалайки. «Я придумал эти балалайки еще в 1990-е годы, и до сих пор никто их не повторил! — говорит Валерий. — У меня русский костюм, кафтан богатый, и когда я выхожу на заграничную сцену, уже слышу аплодисменты. Все-таки Россию там уважают. В прошлом году на чемпионате Европы в Англии все три тысячи капиталистов из зала нас уважали!»
Что стало с Владимиром Данилиным? После триумфа на чемпионате мира, гастролям по «горячим точкам», среди которых был Афганистан, и медали «Участник войны в Афганистане», он обосновался в Перми. В 2003 году за «значительный вклад в развитие культуры и укрепление имиджа города Перми как одного из культурных центров России, воспитание молодежи и благотворительную деятельность» Данилину присвоили звание почетного гражданина города Перми. Там он с 2011 года устраивает фестиваль «Белая магия» и работает депутатом Законодательного собрания Пермского края второго созыва, является членом фракции «Единая Россия». Тогда же он стал самым богатым депутатом пермского Заксобрания. Сейчас Данилин продолжает заниматься депутатской деятельностью, руководить собственным театром, владеть компанией «Урал-концерт» и наращивать доходы (по данным Forbes, в 2015 году его состояние составило 660,7 млн рублей). А два года назад Данилин поставил памятник самому себе.
О чем мечтают маги
«Сейчас в России нет главного фокусника, — говорит президент РАИ Екатерина Медведева. — Его место не занято, но все может измениться».
Слава и успех российского иллюзиониста — это очень расплывчатое понятие. Широкая аудитория не знает имен фокусников, а из старшего поколения кто-то, возможно, еще вспомнит имя одного из Кио. Какое-то время назад были популярны братья Сафроновы со своими шоу и «Битвой экстрасенсов», но профессиональные фокусники называют их просто раскрученными. Пока у нас нет своих копперфильдов и блейнов, но есть индустрия магии, хотя и не вполне оформившаяся.
Самый очевидный способ зарабатывать — выступать на свадьбах и корпоративах. Этим занимаются все иллюзионисты. Наталья и Дмитрий Перовы показывают номера также на городских концертах, а собственное шоу даже для таких профессиональных фокусников «пока в мечтах». «Помимо творческой работы шоу подразумевает большой труд менеджера, организатора, бухгалтера и так далее, — объясняет Перова. — А я этого не люблю. Люблю только творчество».
Валерий Бастраков признается, что ему совсем не нравится выступать перед взрослыми, поэтому сейчас он работает в основном в детских садах. «Деньги, конечно, нужны, но они вторичны, — говорит Бастраков. — Для настоящего артиста важно именно отношение зрителя. У меня цветная безрукавка, работаю без рукавов, в футболочке, дети реагируют очень хорошо, приятно с ними работать. Однажды прихожу в школу, стоит десятиклассник, ждет. Я поднимаюсь с чемоданами по лестнице, и тут он говорит: «Здравствуйте, я вас помню, вы к нам в детский садик приезжали». Он пришел на мой концерт, купил билет, это было приятно».
Другой заработок Бастракова — неочевидный — это изобретение фокусов. Он придумал 26 фокусов, с которыми ездит по магическим фестивалям и выставкам, чтобы продавать их коллегам. По его словам, на чемпионате мира в Пусане фурор произвела волшебная рыба длиною в метр, которая появляется из маленького пакетика. Основным заработком Валерия остаются выступления, но и продажа изобретений дает ему небольшой доход. «Прямо много денег я не имею, но получаю удовольствие, — говорит Бастраков. — Есть и расходы. Например, чтобы приехать на чемпионат в Южную Корею, я заплатил 1200 долларов только за аккредитацию. А еще самолет, 42 тысячи на человека, плюс я приехал с сыном. Гостиницы мы ищем подешевле, особо не шикуем, но это интересно. Это моя жизнь». Сыну Валерия 40 лет, он тоже показывает фокусы в школах и садиках, правда, в образе клоуна.
Секретарь Dutch Magic Association и почетный вице-президент по международным связям в РАИ Корнелис Рос в отличие от российских фокусников отвечает на вопрос о том, как выглядит успех мага, более определенно. «Для иллюзиониста самое крутое — стать резидентом, выступать на одном месте, — говорит Рос. — Например, голландский артист Ханс Клок недавно уехал работать в Лас-Вегас, причем надолго. Одно место, одно шоу, весь реквизит там». В Лас-Вегасе же работает и Дэвид Коперфильд: в свои 61 год он проводит по два шоу в день, на которые съезжаются люди со всего мира. Резидентами чаще всего становятся также маги из Азии, Франции, Голландии и США — по словам Роса, там самые сильные школы магии.
Если раньше больше всего ценилась сценическая магия (она более зрелищная, плюс ее можно показывать максимально широкой аудитории), то сейчас благодаря развитию технологий все большую популярность набирает микромагия. «За счет того, что наука и техника шагнули вперед, теперь микромагия показывают на огромных площадках, — говорит Екатерина Медведева, которая сама выступает в этом жанре. — Сейчас существуют большие экраны, камеры высокого разрешения, теперь возможно все».
По словам Екатерины Медведевой, с помощью новых технологий фокусы стали гораздо зрелищнее и актуальнее, а ранее непопулярные виды магии получили новую жизнь. Но у этого есть и обратная сторона. «К сожалению, многие молодые фокусники заражены вирусом плагиата: когда ты видишь выступление хорошего фокусника, который показывает классный трюк, который мог бы так украсить твою программу, так трудно устоять, — говорит Медведева. — Конечно, скопировать фокус гораздо проще, поэтому молодые иллюзионисты чаще всего показывают номера чужого изготовления, используют чужие шутки, иногда даже шьют такие же костюмы… Это печально, но я надеюсь, что это один из этапов ученичества, следующим шагом будет создание своих уникальных трюков».
Сейчас в России работает молодое поколение фокусников, которые видят в новых технологиях гораздо больше пользы, чем вреда. Они монтируют эффектные видео и продвигают их на ютьюбе; ведут страницы в соцсетях с тысячами подписчиков и свои официальные сайты, где оставляют свои отзывы известные люди; отрицают золотые камзолы и следят за модой; запускают телепроекты и ориентируются ни больше ни меньше на Копперфильда. И, кажется, что просто радовать свою аудиторию им недостаточно.
Ютьюб-Хогвартс и магическая оппозиция
Назару Каюмову, одному из участников телешоу «Все, кроме обычного», восемнадцать лет. Он окончил школу только в этом году, но уже несколько лет работает на корпоративах и свадьбах в Ростове-на-Дону в жанре салонной магии и покупает себе дорогие вещи. В старших классах он год учился в США, где также зарабатывал выступлениями. Назар пока не уверен, нужно ли ему получать высшее образование, но думает о том, чтобы где-нибудь отучиться, просто потому, что так делают все.
В мир магии Назар пришел, когда ему было двенадцать лет: дома провели скоростной интернет, он сел смотреть на ютьюбе разные видео и случайно наткнулся на ролик, где у фокусника появлялась и исчезала зубочистка в руке. Назара это по-настоящему впечатлило, а в конце автор ролика сказал, что так может научиться делать каждый — для этого нужно перейти по ссылке и записаться на бесплатные курсы. Назар выучил трюк, а на следующий день пошел в школу, где в очереди в столовой продолжал отрабатывать фокус.
«Вдруг на меня начали кричать старшеклассники, мол, повтори, — вспоминает Каюмов. — Я показал им фокус, и они пришли в такой шок, что попросили еще раз показать, что я и сделал. Через несколько минут они принесли мне полный поднос булочек, пирожков, рогаликов и сказали, что будут меня кормить, если я им буду фокусы показывать. Тогда я больше ничего не умел, но понял, что можно на этом как-то двигаться по жизни, и пошел домой учить новые трюки».
Назар стал учиться по видео и книгам из интернета, общаться с другими магами. В четырнадцать лет он поехал на конгресс фокусников РАИ, но ничего там не занял. Назар понял не сразу, что «реально показал фигню», а когда понял, стал учиться еще больше и уже через полгода занял второе место на международном форуме в Петербурге.
Максиму Киселеву двадцать восемь лет, он начал показывать фокусы еще в первом классе, но не успевал заниматься ими всерьез из-за учебы и карате: за спортивную карьеру он успел стать чемпионом Европы и получил 143 медали. «В четырнадцать лет у меня пошли первые прыщи, и я не знал, как знакомиться с девчонками, — говорит Киселев. — В какой-то момент я понял, что фокусы — это то самое. Я встретил иллюзиониста Илью Ларионова, он показал мне несколько фокусов, и я был в невероятном шоке, потому что это были современные и невероятные фокусы, которые просто свели меня с ума. Я снова начал заниматься фокусами и с четырнадцати лет больше не прекращал. Карате забросил».
Окончив школу, Максим уехал учиться из Алтайского края, где он жил, в СПбГУ, на факультет международных отношений, окончил магистратуру с красным дипломом и получил серьезное предложение по работе. Но отказался. Потому что на тот момент понял, что гораздо лучше сможет обеспечить себя и семью магией. Киселев говорит, что до сих пор счастлив, что выбрал такой путь, — несмотря на то, что ему светила безбедная жизнь и «фантастическая пенсия».
«Понимаешь, будучи фокусником, я строю жизнь как хочу, — говорит Киселев. — В восемнадцать лет я заработал себе на машину, в двадцать я подарил машину отцу, а в двадцать один купил себе квартиру в Петербурге. Все по нарастающей. О нынешних финансовых делах я не хочу говорить, но все здорово. Немногие из моих знакомых зарабатывают больше, чем я зарабатываю на своем любимом деле, на творчестве».
Назар Каюмов и Максим Киселев тоже были на чемпионате мира по магии в Пусане. Но если Наталья Перова выступала, Екатерина Медведева судила, Валерий Бастраков продавал фокусы, а Корнелис Рос снимал репортаж для голландского министерства магии, то молодые фокусники приехали туда ради общения, нетворкинга, потому что видят в этом большую ценность. Также они выступили во внеконкурсном представлении, которое никто не судил.
Они признаются, что, конечно, очень хотели бы участвовать в чемпионате мира, но пока их туда не пускают. «У нас в России только одна организация может отправлять сюда людей, и это Российская ассоциация иллюзионистов, — говорит Киселев. — Мы не являемся ее членами, и, в принципе, поэтому мы не можем быть отправлены на чемпионат от России».
На вопрос о том, почему они не вступят в РАИ, фокусники отвечают неопределенно,. Назар рассказывает, что они не очень совпадают во взглядах со старой школой: «Однажды я пришел на конгресс РАИ, очень классно оделся: у меня была бандана, кроссы, джинсы порванные, майка — американский такой стиль. А потом ко мне подошла известная фокусница и сказала: «Назар, можешь не носить, пожалуйста, эту бандану?» Я не снял бандану и выступил так на конкурсе. После ко мне подошли все эти немолодые ребята, которые в жюри сидели, и начали предъявлять, какой у меня ужасный внешний вид, говорить, что я должен был в красивом костюме фокусника прийти, очень опрятным и ухоженным».
Сейчас Назар Каюмов, Максим Киселев и фокусник Александр Муратаев, на ютьюб-странице которого можно найти видео с блогером Николаем Соболевым и Психом из «Физрука», создают свой клуб фокусников. Они собираются запустить объединение молодых и модных артистов, где не будет бюрократии и официоза. Их ближайшая цель — зарегистрироваться в FISM и поехать на следующий чемпионат мира по магии, который пройдет в Канаде. Создатели клуба говорят, что это более чем возможно.
Также у них есть глобальная цель — продвинуть магию в России, снова сделать ее популярной, чтобы выступать не только на корпоративах, но и устраивать собственные шоу, ездить с гастролями.
На вопрос, как они собираются продвигать магию в России, фокусники отвечают, что их путь — это телевизор. «Мы делаем телепроекты, уже выпустили шоу «Лучшие иллюзионисты России», а сейчас сделали самый масштабный телепроект про фокусы за всю историю телевидения России и СНГ — оно называется «Все, кроме обычного», — говорит Киселев. — Я считаю, это уже достойно, для того чтобы точить зуб и как-то противостоять системе».
«Если спросить у людей, что такое топовый фокусник, — это тот, кто отвечает параметрам «офигенный», «стильный», «современный» и «коммерчески успешный», — говорит Киселев. — Есть хорошие талантливые ребята, но они не харизматичны. Топовых где-то пятнадцать человек». Каюмов добавляет: «И мы, конечно, входим в их число».