Фильм «Все сложно» — это интерактивный проект, в котором зрители сами выбирают, как будет развиваться сюжет. Героиня фильма Катя, имеющая ВИЧ-статус с рождения, проходит через трудности, с которыми не сталкиваются другие люди. С детства ей приходится ежедневно принимать препараты, а ее маме — объяснять родителям других детей, что ВИЧ не передается воздушно-капельным путем; терпеть неграмотные высказывания сверстников, ничего не подозревающих о ее статусе; объяснять охраннику в клубе, что ее таблетки не наркотики (спойлер: охранник в это не верит). По мере взросления проблемы Кати становятся все сложнее, ей приходится преодолевать внутреннюю стигму и становиться решительной.
Главные роли сыграли Ирина Старшенбаум и Риналь Мухаметов, роли второго плана исполнили Алена Бабенко и Чулпан Хаматова. Все актеры приняли участие в проекте на безвозмездных условиях. Режиссерами проекта стали Антон Уткин и Ната Покровская.
Ирина Старшенбаум
Чулпан Хаматова
Иева Андреевайте
Алена Бабенко
Юлия Бурлова
Чулпан Хаматова
Ирина Старшенбаум и Риналь Мухаметов
Юлия Бурлова
Варвара Шмыкова и Виталия Корниенко
«Все сложно» состоит из 12 эпизодов, в каждом из которых зрителю предлагается пройти испытание, совершить выбор. Любой выбор влияет на судьбу Кати и ее «Счастьеметр» — он показывает, как может меняться качество жизни человека с ВИЧ-статусом. Образ Кати был составлен на основе более чем 30 интервью и документальных историй, которые собрал фонд Светланы Изамбаевой.
Главная цель проекта — это «развенчание демонического ореола», который окружает людей с ВИЧ-статусом. Принято считать, что носители вируса — это маргинализированные люди, которые всегда виноваты в том, что с ними произошло, хотя в реальной жизни все иначе. Фильм борется со стереотипами о ВИЧ, объясняет механику передачи вируса и показывает, как счастливо жить с ВИЧ, несмотря на то что «все сложно».
«Одна из задач и портала «Такие дела», и фонда «Нужна помощь» — дополнительно раскачивать сложные социальные темы. В 2016 году мы задумали четыре разносторонних проекта о ВИЧ, и один из них мы решили посвятить детям. Мы поняли, что не можем снимать эту историю документально, потому что в обществе слишком высокий уровень стигмы, и в таких условиях нельзя открывать лица героев. А если мы не показываем лица, то у нас нет самого главного, что вызывает у людей эмпатию, — персонажа. Поэтому мы решили делать игровой проект. В общей сложности в съемочной группе было примерно 30 человек, на производство ушло 10 съемочных дней, плюс три месяца продакшена.
Мы хотели выйти на более молодую аудиторию — так появилась идея сделать интерактивный фильм. Основная задача проекта — просветительская, а человек хорошо воспринимает информацию, которую добыл сам. И мы попытались создать этот процесс добычи информации: тебе не читают лекцию, не рассказывают все напрямую, но показывают ситуацию, а дальше предлагают многое узнать самому. Мы рассчитываем, что основная мотивация зрителей смотреть этот фильм — сама романтическая история Кати и желание прожить вместе с ней этот опыт.
Перед этим проектом мы проводили исследование по принятию проблематики ВИЧ среди молодежи. Выяснилось, что, когда мы спрашиваем про механику передачи вируса, большинство отвечает правильно: например, 90% знают, что ВИЧ не передается через слюну. Но те же самые 90% считают ситуацию, когда человек с ВИЧ-статусом пьет из их кружки или пришел в гости и пользуется их посудой, крайне некомфортной. Наша гипотеза заключается в том, что проблемы ВИЧ связаны не со знаниями о способах передачи, а с эмоциями, которые вызывает вирус. Поэтому мы пытались сместить акцент на вопросы доверия, эмоционального восприятия.
Самостигматизация — это самая главная проблема, связанная с ВИЧ. Проблемы ВИЧ в смысле медицины уже не существует: человеку нужно просто вовремя пройти тестирование и потом выработать приверженность к терапии — то есть взять на себя ответственность за прием лекарств, за особенное отношение к своим партнерам. На принятии своего нового медицинского статуса и спокойном к нему отношении строится очень многое. Мы часто сталкиваемся с жесткими ситуациями. Например, житель маленького города узнал о своем статусе и выбрал остаться дома и умереть от СПИДа, рассказывая всем, что это рак, — только бы никто не видел и ничего не подумал. Это как раз эмоциональная проблема.
Мы хотели сделать позитивную историю. ВИЧ больше не маргинальная проблема, она не всегда связана с социальными вопросами. Главные герои — хорошая девушка из хорошей семьи, хороший парень из хорошей семьи. Все люди могут столкнуться с такой ситуацией. Один из главных аспектов стигмы — страх, что у тебя не может быть полноценной семьи. Поэтому мы решили сделать историю любви с хеппи-эндом.
Во время закрытого показа фильма с нами были ребята, которые стали прототипами этой истории — им понравилось, потому что в их жизни ВИЧ-статус не является решающим фактором. В плане отношений ВИЧ не сильно отличается, например, от диабета, который накладывает определенные обязательства, или других особенностей, которые требуют от тебя как-то по-другому выстраивать коммуникацию. На самом деле тех, кому нужно найти свой способ выстраивания коммуникации, — 100% людей».