Большинство детей начинают увлекаться динозаврами в возрасте от двух до шести лет — при этом многие из них знают более десятка научных названий древних животных и могут рассказать про каждого. Увлечение динозаврами носит настолько массовый характер, что, даже если ваш ребенок не увлекается динозаврами, вы легко сможете назвать того, кто в них влюблен.
Подобное поведение специалисты называют термином intense interest (в пер. с англ. — «интенсивный интерес»), или, по-русски, устойчивый интерес. По словам ученых, такая психологическая особенность существует примерно у трети современных детей. Часто их внимание привлекают и транспортные средства — автомобили, поезда, самолеты.
Я увлекся динозаврами, когда мне было 4 года: дедушка подарил мне детскую книгу про них. Первое время, пока я не научился читать, книги мне читали родители. Затем я и сам стал искать информацию о них.
Сначала я коллекционировал фигурки динозавров, при этом мне всегда было важно, чтобы это были реально существовавшие динозавры. Сейчас можно встретить очень много фигурок от производителей, которые сами придумывают, каким должен быть динозавр — лапы, чешуя, когти, — а на самом деле даже название не могут дать. Это в Китае часто такую ерунду выпускают. Сейчас у меня в коллекции больше 200 моделей динозавров.
Я регулярно хожу в палеонтологический музей, был в динопарках Москвы, Питера, Казани, Стамбула, Праги. С 10 лет занимаюсь в палеонтологическом кружке в Биологическом музее им. Тимирязева. Я читаю разные новости по палеонтологии, мечтаю съездить в США — там много интересных музеев, есть даже самый большой и полный скелет ти-рекса, который назвали «Динозавр 13». По этой находке века даже сняли фильм, я в Москве встречался с режиссером Тодом Миллером.
Однажды в воскресной школе меня отругали: сказали, что динозавров не было, это все выдумки. Я ответил, что если Бог мог создать человека, то уж динозавра ему создать не составило никаких проблем.
Мне кажется, что динозавры нам так нравятся, потому что они очень разные и очень красивые. Их можно исследовать с самого маленького возраста. В некоторых парках делают специальные модели раскопок, и это интересно — сидеть и выкапывать кости, собирать из них скелеты. Надеюсь, когда-нибудь человечество сможет восстановить динозавров. Только они будут осторожнее себя вести, а не так, как в фильме «Мир юрского периода».
Динозаврами интересовались и дети прошлых поколений, но в современном мире изменилась их вовлеченность в тему. Фильмы о динозаврах были и в 80-х, и в 90-х годах, иллюстрированные книги по теме выпускаются уже давно, но сегодня можно увидеть огромные движущиеся макеты динозавров и даже понаблюдать за работой настоящих палеонтологов (как, например, в Музее естественной истории в Лос-Анджелесе). Также в современном мире ученые продолжают регулярно совершать открытия: только в 2016 году было обнаружено 30 неизвестных ранее видов динозавров.
Американский палеонтолог Кеннет Лаковара предполагает, что дети интересуются динозаврами, потому что хотят заслужить авторитет среди взрослых: «Я не знаю, как они помнят столько названий динозавров, но мне кажется, что для них это первая возможность побыть экспертом в каком-либо деле. Взрослые могут вспомнить три или четыре названия динозавров, в то время как дети легко назовут два десятка. Это помогает чувствовать себя сильными».
С этой теорией согласен и Келли Кен, педиатрический психотерапевт. В исследовании, опубликованном в журнале Cognitive Development в 2008 году, утверждается, что устойчивый интерес к концептуальной области — например, к динозаврам — способствует развитию навыков обработки информации, уверенности в себе и настойчивости. В том же исследовании говорится, что дети с устойчивым интересом в старшем возрасте имеют более развитый интеллект.
Кэти Джонсон, когнитивный психолог из Индианы, поддерживает коллегу и заявляет, что концептуальные интересы закладывают основу для последующего приобретения знаний. Получение опыта в любой области является проявлением когнитивной компетентности, которая становится определяющим фактором самооценки. По ее словам, подробные знания о динозаврах могут сделать ребенка увереннее, когда он возьмется за новую тему.
Главным врагом на пути развития устойчивого интереса становится школа. Сама по себе учеба не становится причиной, по которой дети перестают любить динозавров. И хотя школьное образование дает весьма усредненное представление о мире вокруг, в первые годы обучения оно открывает и новые горизонты. «В жизни появляется больше дел, и ребенок осознает, что вокруг есть много других интересных вещей», — говорит семейный психолог Элизабет Шатель.
Кроме того, когда ребенок приходит в школу, он начинает осознавать, что не все вокруг восхищаются его специальными знаниями. Отношение взрослых к ребенку также меняется. Если раньше близкие обращали внимание на детские интересы и всячески их поддерживали, то в школе акценты смещаются на предметы, общие для всех учеников, да и родителей начинают интересовать скорее отметки. Зависимые от мнения взрослых школьники сначала постепенно отдаляются от объекта своего интереса, а затем и вовсе о нем забывают. Одновременно с этим под влиянием сверстников у ребенка формируются новые устойчивые интересы. Как отмечает психолог Джойс Александер, многие дети могут подавлять свои собственные увлечения, чтобы выстраивать дружеские отношения с одноклассниками. А ученый Рэнди Кулман говорит, что американские школьники часто имеют общую страсть к игре Minecraft или конструктору LEGO, что помогает им подружиться.
Несмотря на то что подавляющее большинство родителей поддерживаютОколо 92%, согласно книге «Planes, Trains, Automobiles — and Tea Sets: Extremely Intense Interests in Very Young Children» устойчивые интересы детей, существуют и те, кто старается ограничить их страсть и направить ее в иное русло. Известен случай, когда родители запрещали мальчику притворяться динозавром, потому что на его чрезмерную активность жаловались родители сверстников. Иногда взрослые стараются искусственно привить своему ребенку определенные интересы — игру на музыкальных инструментах, занятия спортом, танцами или боевыми искусствами, чтение книг, — однако, по словам ученого Рэнди Кулмана, такой подход не сулит ничего хорошего. «Лучше дать ребенку понять какой-то процесс, чтобы затем он смог вернуться к нему с интересом самостоятельно», — считает Кулман. Кроме того, он уверен, что не стоит переживать из-за чрезмерной страсти к не самым полезным, с точки зрения родителей, вещам, потому что один устойчивый интерес совсем скоро может смениться другим.
В возрасте 3–4 лет у ребенка возникает устойчивый интерес к выявлению причинно-следственных связей, он задает много вопросов «почему?» и «как?». Транспортные средства, например, поезда, самолеты, автомобили, — очень богатый материал для познания мира предметов и пространства. Большие, впечатляющие машины, которые может водить человек, — загадка, которую ребенок хочет разгадать, управляя игрушечными транспортными средствами.
Что касается динозавров, то я могу предположить, что устойчивый интерес ребенка к динозаврам связан с его внутренней психологической потребностью играть в страшное в этом возрасте. Игры с пугающими впечатлениями помогают формированию собственного образа, изучению своих эмоций, обучению саморегуляции (напряжение и расслабление). В этом возрасте ничуть не меньше динозавров детям нравятся сказки про Бабу-ягу, злого волка, инопланетян и прочие «ужасы», потому что эти истории и игры помогают нащупать в себе опору, бояться в безопасном пространстве игры или сказки.
Большинство родителей спокойно относятся к тому, что у ребенка есть какой-то узкий интерес, если этот интерес постепенно сменяется другим. Волнуются родители тех детей, которые годами зациклены на чем-то одном и совершенно не интересуются всем остальным. Если узость выбора касается еще и других сфер жизни: маршрутов (ходит только так, шаг влево — скандал), еды (ест только определенные продукты), одежды (невозможно сменить одежду при смене сезона), — то родители обычно обращаются за помощью к психологу.
Если у ребенка диагностирован аутизм, то у него действительно достаточно узкий круг интересов. С одной стороны, это усложняет жизнь. А с другой — это может быть прекрасной мотивацией для обучения. Например, у нас в Центре лечебной педагогики занимался мальчик, который учился читать по схеме метро (он был фанатом подземки) и значительно быстрее ровесников освоил чтение.