Люди, которых завораживает выдавливание прыщей, существуют — и их много. Так, у инстаграма косметолога Сандры Ли, или, как она сама себя называет, «доктора-прыщедава», 2,6 миллиона подписчиков, а у ее ютьюб-канала — больше трех миллионов. Большинство ее постов содержат объективно мерзкие видео, на которых она разрезает кожные уплотнения, препарирует жировики и — чаще всего — выдавливает прыщи и угри.
Косметолог Ли не единственная, кто нашел в себе смелость признаться в любви к прыщам. По запросу «popping pimples» в ютьюбе можно найти более двухсот тысяч роликов, а в инстаграме существуют отдельные страницы, которые собирают лучшие видео по теме. Прыщами вдохновляются даже мастера маникюра и создают правдоподобный нейл-арт в виде кожных воспалений (и их тоже можно давить). Однозначного ответа на вопрос, почему многие люди тайно или явно одержимы выдавливанием прыщей, нет, но существует несколько научных теорий.
Удовольствие от страха и отвращения
Понятная реакция на вид лопающегося прыща — это отвращение, которое напрямую связано с чувством страха. По словам доцента кафедры философии Университета Пердью Дэниела Келли, отвращение — это важная с точки зрения эволюции эмоция, инстинкт, который помогает отгородить себя от опасности. Например, мы избегаем больниц — потому что боимся инфекций, неприятных запахов от еды — потому что не хотим отравиться, насекомых и грызунов — потому что боимся укусов и неприятных последствий от них. И, по словам Келли, ввиду своей значимости отвращение всегда акцентирует на себе внимание: многим знакомо ощущение, когда смотришь неприятный ролик, отсаживаешься подальше от экрана, но при этом не можешь оторвать взгляд от того, что там происходит.
Поскольку отвращение — это часть страха, мы давим прыщи или наблюдаем за этим процессом по той же причине, что и смотрим фильмы ужасов. Психолог Нина Стромингер считает, что желание давить прыщи в меньшей степени связано с желанием испытать неприятные эмоции, — это скорее интерес к страху или отвращению, который нам хочется удовлетворить, не слишком жертвуя при этом собой. «Вы вряд ли наступите в собачьи экскременты, чтобы получить такой опыт, но посмотрите видео о том, как это сделал кто-то другой», — объясняет Стромингер.
Любовь к выдавливанию прыщей объясняется и чисто физиологическими причинами. По словам натуралиста Евгении Тимоновой, все человеческие эмоции (радость, интерес, гнев, отвращение, страх и так далее) находятся в амигдале, или миндалевидном теле в височной доле мозга, и они так тесно сплетены друг с другом, что отделить одно от другого невозможно. Это значит, что иногда мы испытываем противоречивые чувства в тех ситуациях, когда реакция, казалось бы, должна быть однозначной. Например, мы смотрим фильмы ужасов, на экране внезапно появляется страшный монстр, мы по-настоящему пугаемся, но затем испытываем удовлетворение. «Пугать себя — как стучаться в миндалину: выйдет не только страх, но и его симпатичные соседи», — говорит Тимонова.
Прыщи как антидепрессант
По словам косметолога Сандры Ли, ее подписчики признаются, что само выдавливание прыщей их успокаивает, а некоторым ее ролики даже помогают уснуть. Успокаивающий голос Ли и вид лопающихся прыщей доставляют некоторым подписчикам почти физическое удовольствие — многие писали автору аккаунта о так называемой автономной сенсорной меридианальной реакции (АСМР).
АСМР — это приятное покалывание в теле, мурашки, удовлетворение, которые появляются в ответ на определенные звуки, запахи, визуальные переживания и действия. Например, это может быть реакцией на расчесывание волос, шепот — в зависимости от того, что нравится человеку. О явлении АСМР стало известно не так давно, и оно еще плохо исследовано учеными, поэтому пока невозможно определить круг вещей, которые доставляют людям такое специфическое удовольствие. Прыщи могут действительно оказаться АСМР-возбудителем, тем более что и контента, где пишут об автономной сенсорной меридианальной реакции на выдавливание прыщей, очень много. Вообще, в ютьюбе можно найти огромное количество АСМР-видео и на некоторые специализированные каналы подписываются миллионы пользователей.
Фобии и мании
Существует крайнее проявление одержимости прыщами — дерматилломания. Это самоповреждающее поведение, или селфхарм, которое характеризуется сдиранием или ковырянием кожных покровов. В таких случаях человек чаще всего концентрируется на угрях, ранках и прочих особенностях кожи. Это компульсивное поведение, при котором завершенное действие приносит удовлетворение и чувство облегчения. Дерматилломания встречается нечасто, и во многих случаях она является частью обсессивно-компульсивного расстройства. Вы можете проверить себя на дерматилломанию с помощью простого теста.
Гораздо чаще встречается трипофобия — страх перед скученными отверстиями, а иногда просто дырочками и пузырьками. Американская психическая ассоциация пока не включила трипофобию в список психических расстройств, но, тем не менее, десятки тысяч людей жалуются на тошноту, зуд, нервную дрожь и тревогу, которые появляются при виде различных отверстий. Если вы испытываете дискомфорт от этой или этой картинки, скорее всего, это оно.
По словам натуралиста Евгении Тимоновой, трипофобия имеет прямое отношение к желанию давить прыщи — это как бы его обратная сторона. В своем видео на ютьюб-канале «Все как у зверей» она рассказала, что это очередной подарок эволюции. Приматы часто страдают от тропического африканского миаза — больших фурункулов с отверстиями, из которых выглядывают личинки, отложенные мухой-возбудителем. Как утверждает Тимонова, есть даже теория, согласно которой человечество избавилось от шерсти в процессе борьбы с этой разновидностью миаза. Африканские приматы тратят очень много времени на удаление паразитов у себя и сородичей, и эта привычка настолько вошла в их образ жизни, что осталась даже у человека: в виде трипофобии или же, наоборот, желания снова и снова выдавливать прыщи. «Включается древний инстинкт борьбы с паразитами, которому совершенно все равно, как ты будешь выглядеть с красным носом. И поэтому так трудно сосредоточиться на разговоре с человеком, у которого на лице выскочило что-нибудь подобное, — в этот момент древняя программа начинает бубнить: «Удали, убери это немедленно», — заключает Тимонова.
Почему все же не надо давить прыщи
Несмотря на то что желание давить прыщи встречается у многих людей, а трипофобная тяга к избавлению себя от кожных воспалений объяснима и не зазорна, врачи-дерматологи и косметологи настаивают, что делать этого не стоит. Из популярных аргументов можно выделить следующие: выдавливая прыщи, вы мешаете естественной регенерации кожи и травмируете ее, заносите грязь и делаете воспаление еще серьезнее, а также провоцируете появление новых прыщей. О других негативных последствиях «Афише Daily» рассказали косметологи Юлия Щербатова и Екатерина Васильева.
«Чистка или, иначе говоря, санация кожи должна выполняться профессионалом. Когда кто-то решает самостоятельно удалить содержимое сухого комедона или гнойное содержимое, появившееся в результате воспаления, всегда происходит механическая травма. Она сопровождается отеком поверхностного слоя кожи, в котором находится устье сальной железы. В результате устье сжимается и сама кожа закрывает возможность эвакуации того, от чего вы хотели избавиться. Воспаление усиливается, бактерии активируются — и состояние ухудшается.
Часто прыщи давят ногтями, оставляя на коже ссадины и, как следствие, посттравматическую пигментацию. Одиночный прыщ не страшен — он рано или поздно пройдет, а вот пигментное пятно или кратер останутся на лице на несколько недель или месяцев. Когда таких очагов много, возникают рубцы, шрамирование и следы постакне. Последствия не так просто устранить: во-первых, шлифовки и пилинги сами по себе неприятны, а, во-вторых, такие процедуры проводятся долго и стоят дорого.
Мануальная чистка — навык, которому врачей учат специально, причем долго. Он требует знаний по анатомии и физиологии: нужно понимать, как устроена кожа, какие процессы в ней протекают, чтобы избежать травм и осложнений. В процессе санации мы эвакуируем продукты жизнедеятельности кожи — это часть терапии акне, но хороший доктор всегда будет искать причину угревой болезни и лечить ее. Сама санация в клинике всегда сопровождается нанесением обеззараживающих и противовоспалительных препаратов и целым комплексом аппаратных и косметических методик. Никто уже давно сам не рвет себе зубы, не прокалывает уши и не выжигает бородавки — это даже дико себе представить. Не травмируйте лицо, а если вас беспокоят высыпания, приходите на прием к профессионалам».
«Прыщи — это гнойные воспаления, которые находятся в глубоких слоях кожи. Представьте себе песочные часы: при механическом выдавливании часть содержимого выходит наружу, а часть под давлением попадает в кровоток. Таким образом инфекция разносится дальше. Выдавив один прыщ, вы получаете как минимум семь новых. А если вы выдавливаете прыщ грязными руками, вы можете занести инфекцию. Можно получить рожистые воспаления, а также есть единичные случаи, когда люди умирали от заражения крови, после того как выдавили прыщ. Кроме того, есть определенные участки на лице, где находится большое скопление кровеносных сосудов, — например, носогубный треугольник. Если патологическое гнойное содержимое попадает туда, оно идет прямо в головной мозг.
Самое безобидное, что вы можете получить при выдавливании прыщика, — это рубцы постакне. Большинству подростков знакома эта проблема — рубцовые изменения, застойные пятна, рытвины. Каждый человек, который приходит к доктору с угревой болезнью и постакне, выдавливал прыщи. У всех одна история: было один-два прыщика, выдавил — появилось семь, потом еще двадцать, а потом — все лицо в прыщах. Для многих это даже психологический аспект, привычка — таких пациентов, как правило, переубеждать бесполезно. Они обращаются к доктору, уже когда все лицо в рытвинах. Что делать, если вскочил прыщик? Нужно дождаться, когда само пройдет: лейкоциты (клетки крови) справятся с ним».