Леонид Давыдов, Москва
Папа Меркурия (15 лет) и Арсения (8 лет)
«Родные нашего старшего называют Меркухой, друзья — Мерком. В детстве он был Меркушей, но ему это не нравилось. Мы назвали его так в честь моего деда, который родился в день святого великомученика Меркурия. Это было еще до Советского Союза, и тогда особо не заморачивались с именами — когда родился, так и крестим. Сыну нравится его имя, и я очень рад. У меня самого были комплексы из-за имени: за всю жизнь я встретил только двух Леонидов своего возраста, а в советское время, если ребенок выделялся, его считали каким-то неправильным. Сейчас, конечно, все по-другому.
Из-за имени сына почти никогда не обзывали — здесь вообще сложно что-то придумать. Только однажды парни «с района» подозвали его и спросили, как зовут, а потом, конечно, переспросили. Когда поняли, что Меркурий — это такое имя, сразу придумали называть его «Мир курей». Он сам вроде не обиделся, посмеялся, но какое-то время хулиганы во дворе называли его «Миром куриц».
Юлия Минаева, Шилово, Рязанская область
Мама Авроры (14 лет) и Дианы (22 года)
«За имена детей мне приходилось бороться. Еще когда мы решили назвать первую дочь Дианой, мой отец сказал, что не хочет кликать внучку как собаку. Когда я размышляла о том, чтобы дать второй дочке имя Саша, моя мама запретила это делать. Сказала, что это имя пошло от мужского и таким образом я дам ей суровую мужскую судьбу. Тогда я спросила: «Почему ты меня назвала Юлей? Это же от мужского — Юлий». Она помолчала и тихонько ответила: «Может, поэтому и советую».
Думаю, имена повлияли на жизни дочерей — обе девочки необычные, творческие. Диана танцует, Аврора занимается волонтерством: покупает еду для животных, ходит по дворам и кормит дворняг. Диана — это покровительница охоты, Аврора — богиня утренней зари. Для первой дочки мы выбрали имя быстро, поэтому со второй пришлось помучиться: если первая — богиня, вторая должна быть тоже наравне. В нашем городе только мою дочь зовут Авророй, но я бы не сказала, что даже Диана — это обычно.
В загсе не хотели регистрировать Аврору — у тетеньки были ассоциации с названием крейсера. Она, наверное, подумала, что спасет ребенку жизнь, если отговорит нас, — так яро протестовала. Сама дочь говорит, что имя ей очень нравится. Ее не обзывают, но иногда мальчишки все же дразнят ее «Крейсером». Раньше Аврору мы дома называли Леликом, потому что до трех лет она не могла выговорить свое имя. Теперь же для знакомых она богиня зари, а для самых близких — Алеля».
Александр Жданов, Москва
Папа Аристотеля (10 лет) и Амалии (6 лет)
«В моей детсадовской группе было пять Саш. В классе — всего три. Та же история была с Сережами, и это меня очень бесило. Когда я раздумывал над именем сына, о философе Аристотеле я, если честно, даже не вспомнил. Однажды я смотрел телевизор и увидел по какому-то каналу интервью с Аристотелем ОнассисомАристотель Сократ Онассис — греческий судовладелец и миллиардер. Второй муж Жаклин Кеннеди., греческим миллиардером. Вот я и смекнул — надо брать!
Дома мы ласково называем сына Аристоша, а вот бабка — почему-то Арик. Смысл имени нам вообще не важен. Мы с женой заранее знали, что ребенок будет в центре внимания. Друзья поверить не могли и на каждой пьянке по сто раз спрашивали: «А по правде-то как назвали?» Сейчас сын участвует во многих конкурсах: поет, танцует, читает стихи. После выступления его все узнают — потому что имя запоминающееся.
Когда я жил в Якутии, у меня был друг Леня. Мы дружили с ним много лет, и однажды я случайно заглянул в его паспорт и увидел, что его настоящее имя — Леон. Леон Измайлов —круто звучит! Я спросил: «Ты дурак? Почему всем врешь, что ты Леня?» Он ответил: «Заткнись, ты не знаешь, как меня в детстве гнобили». В тот момент я и решил, что мой ребенок не будет стыдиться собственного имени, поэтому потихоньку начал выбирать красивые имена.
Сын безумно тащится от своего имени, и я этим горжусь. У него все хорошо, а имя стало чертой характера — он никогда не плачет, не обижается. Можно сказать, подходит ко всему философски. Чуть что, говорит: «Я же Аристотель — я умный».
Елена Карпова, из белорусского города Старые Дороги
Мама Евгения (21 год), Спартака (14 лет) и Василисы (2 года)
«Мне никогда не нравилось свое имя — я хотела, чтобы меня звали Есенией, и иногда действительно представлялась этим именем. Первого сына называл муж в честь лучшего друга — и он не терпел возражений. Когда родился второй, муж разрешил выбрать мне. И я назвала ребенка в честь любимого актера — Спартака МишулинаСпартак Мишулин — известный советский актер. Сыграл, например, Карлсона и вождя индейцев в «Человеке с бульвара Капуцинов»..
Правда, про одну вещь я не подумала: крестить его пришлось Алексеем. То, что у Бога нет такого имени, стало еще одним ехидным упреком от родственников. Мы живем в поселке городского типа, и моего сына знает любой приезжий, потому что он такой единственный — Спартуля. Он рассказывал, что к нему специально подходили люди знакомиться и спрашивали: «А если по секрету, как тебя по паспорту-то?» Правда, немного жаль, что прабабушка так и не смогла запомнить: пока она была жива, для нее существовали Женя и «второй внук».
Рашидя Бугаева, Заполярный, Мурманская область
Мама Лариданы (13 лет)
«Я родилась в смешанной русско-татарской семье. Мое имя выбирал папа, но по настоянию бабушки и дедушки — у татар принято, чтобы имя придумывало старшее поколение. Рашидя — это обычное имя в моем кругу, потому что меня вырастили как татарку. Но замуж я вышла за русского мужчину и дочь воспитываю в русских традициях.
Ларидана — это двойное имя, от Лары и Даны. В Древней Руси считалось, что у людей с двойным именем целых два ангела-хранителя и они счастливее. Имя церковное, и это тоже важно. Наша семья многорелигиозная, поэтому у самой Лариданы религии нет, она некрещенная. Дочь сама выберет вероисповедание, когда повзрослеет. Если она решит стать мусульманкой, ей придется изменить имя. Я отношусь к этому спокойно.
Когда Ларидане было 5–6 лет, она хотела сменить имя, но теперь она воспринимает его иначе и судит об имени по его символическому смыслу. Подруги иногда сокращают ее имя до Лары, но я слышала, как она просила называть ее полным именем».
Анна Халикиас, Москва
Мама Христоса-Александроса (16 лет)
«Мой муж — коренной грек. Мы жили в Греции, пока сыну не исполнилось 5 лет, а потом переехали в Россию. По греческой традиции мальчика называют в честь дедушки — я не могла этому противиться, но полностью называть сына именем и фамилией деда мне тоже не хотелось. В русской культуре считается, что так ребенок повторит судьбу другого человека, а я хотела воспитать его личностью. Деда зовут Христос (ударение на первый слог. — Прим. ред.)
Вообще, я бы назвала сына Одиссеем. В Греции это очень популярное имя, а сам герой считается культовым. Но я решила, что сочетать мифологическое и христианское имя — перебор. В итоге решила дать второе имя в честь Александра Македонского. Само имя Александр исходит от существительного «андрос», что значит «мужчина». Вот и я хотела, чтобы сын вырос настоящим мужчиной, поэтому его полное имя звучит как Христос-Александрос.
Когда мы переехали в Россию, мы столкнулись со сложностями. Однажды в магазине я подозвала Христоса, и две бабки рядом стали оглядываться и креститься. В тот период я предлагала сыну называться Сашей, чтобы не возникало проблем, но он не захотел. А недавно сын сказал, что хотел бы взять тройное имя и приставить, например, Одиссея. Делать так он не будет, но то, что ему очень нравится собственное имя и он гордится его значением, — правда.
Дома мы называем сына Кристи или Христи. В школе его обзывали «Грек-Чебурек», но это к имени уже не относится. Когда он участвовал в программе «Голос», его называли «Христос из Мытищ». Он часто выступает, профессионально поет, и имя выделяет его из толпы. Мы не религиозные люди, но сам Христос ходит в церковь, и священники относятся к его имени с большим пониманием. В самой Греции человек с таким именем пользуется уважением: у греков именины важнее, чем день рождения, а когда именины совпадают с Рождеством — это вообще комбо».
Екатерина Новикова, Хабаровск
Мама Магдалины (15 лет) и Артура (8 лет)
«Я хотела назвать дочь Полиной, но дедушка и бабушка возразили — мол, ребенку будет тяжело с таким необычным именем. Тогда мы открыли церковный календарь и увидели, что в день рождения ребенка как раз отмечают день святой Магдалины. Подумали, что так тому и быть — зато традиционно. Святая Магдалина помогала бедным и больным. Когда дочке исполнилось 10 лет, она сама заинтересовалась значением своего имени. Она рассказала нам, что в католической традиции это раскаявшаяся грешница. Вообще, наша семья не религиозная, хотя мы все крещеные.
Меня назвали Катей, потому что в тот год была мода на какой-то советский фильм, где главную героиню звали так же. Лично мне это не очень по душе, поэтому я предпочитаю отождествлять себя со святой Катериной, что в переводе значит «владычица». Я бы назвала это не религиозностью, а скорее духовностью, желанием вкладывать какой-то смысл.
Сама Магдалина смущалась своего имени, но потом привыкла. Иногда ее друзья говорят, что мечтают назвать так же своих детей, и ей это льстит. Ее никогда не обзывали — современные дети вообще ничего не знают о евангельских святых и смотрят на это имя абстрактно. Магдалина с десяти лет просит не называть ее полным именем — обычно она представляется Магдой. В семье мы называем ее Алиной».
Наталья Шапошникова, Ковров, Владимирская область
Мама Сократа Шапошникова (8 лет)
«Уговор был такой: если родится мальчик, имя даст отец, если девочка — мама. Муж назвал сына в честь своего отца — Сократа Дмитриевича. Дед почему-то назвал одного сына Сократом, а второго — Вальдемаром. Отец моего мужа был необычным человеком. Заслуженный учитель, начальник гороно. Для нашего небольшого города сделал многое: например, создал межшкольный комбинат (учреждение, где школьники получают дополнительную профессию. — Прим. ред.), который работает и по сей день.
Родственники были против. Говорили, что безумное имя даем, а ребенок будет потом всю жизнь страдать. Нам было наплевать. В летнем лагере дети с недоумением смотрели на русского мальчика с каким-то нерусским именем, но потом вожатая рассказала им про философа Сократа, и все дети посчитали, что сына назвали так за какие-то умственные заслуги. Помню, забираю его из лагеря, а с ним другие дети из отряда здороваются и по имени-отчеству называют! Видимо, у них завелась какая-то шутка. Я считаю, что имя несет кармический смысл. Мы не связывали имя сына с греческим философом, но философский взгляд и рассудительность ему присущи уже сейчас.
В садике его воспитатели называли Сократушкой, но сейчас он никому не разрешает себя называть ласково: Сократ — и точка. Возможно, это связано с садиком: маленьким детям было трудно произнести имя Сократ, поэтому они звали его «Какат». Он, конечно, не плакал, но мне говорил сердито: «Какие же они глупые! Когда они уже повзрослеют?»