Третий возраст

«Арестанты пели Глинку»: как именитая пианистка села в тюрьму и создала там хор

8 ноября 2017 в 13:53
Регине Диденко 87 лет, она известная пианистка и хормейстер. В начале 80-х она попала в тюрьму по сфабрикованному делу, но даже там заставила начальника колонии купить ей пианино и организовала хор. «Афиша Daily» рассказывает историю этой неутомимой женщины.

О музыкальной карьере и знаменитых учениках

Мой папа был скрипачом-любителем. Он должен был выступить в Доме офицеров со своей пианисткой, но та заболела. Ему сказали: «Тут есть очень талантливая девушка, она вам с листа сыграет». Это была моя мама, профессиональная пианистка. Они выступили, и папа проводил ее домой. Так появилась я. Тогда были в моде иностранные имена, и меня назвали Региной. Мамина беременная подружка тетя Фаня сказала: «Мы тоже не лыком шиты!» — и назвала дочку Ренатой. Так мы и ходили за руки — Регина и Рената.

Я была смелой и артистичной девочкой, дома меня называли артисткой погорелого театра. Однажды я стояла за кулисами и готовилась исполнять «Танец маленьких китаянок» в балете Глиэра «Красный мак». Мне было пять лет, и я была в гриме. Аккомпанировала мама, а бабушка сидела в зрительном зале. Я боялась, что бабушка меня не узнает, поэтому выбежала на сцену перед началом танца и сказала: «Сейчас выступит артистка погорелого театра Регина Краснянская!» Потом нашла глазами бабушку и крикнула: «Бабушка! Это я!» На сцену выскочил конферансье и, схватив меня в охапку, со словами «Извините, товарищи!» утащил за кулисы.

Я окончила пединститут и музучилище. В 25 лет пошла работать в детский сад в Советске (город в Калининградской области. — Прим. ред.), потом у меня были хор в Школе юнг, хор мальчиков в Калининграде, хор студентов педагогического института и хор военно-морского училища. Однажды я создала смешанный хор из будущих учительниц и моряков, а в итоге побывала на нескольких свадьбах курсантов и наших девочек.

У меня было больше пяти тысяч учеников, и некоторые из них удостоились «заслуженных» званий. Например, в Советске я преподавала у Светланы СветличнойСоветская и российская актриса театра и кино, заслуженная артистка РСФСР. У нее поставленный от природы голос и хорошая дикция, поэтому она читала стихи и всегда была на объявлялках: «Выступает хор школы номер 4!» Когда мы познакомились с Олегом Газмановым, ему было 6 лет, а мне 25. Его мама попросила меня послушать Олега, и он спел «Пусть бегут неуклюже…» Идеальные интонации, нормальный ритм, мелодика. Я сказала: «Срочно отправляйте его в музыкальную школу на скрипку!» У него были сложные отношения с музыкой, но в итоге он вернулся к ней, а потом я помогла ему устроиться в вечернюю школу и музыкальное училище. Однажды в местной газете написали: «Наш безголосый земляк позволяет себе выходить на сцену и петь». Я пришла в газету сказала: «Хочу дать опровержение». Редакция согласилась опубликовать, и я написала: «Согласна, голоса у него нет. А душа-то какая! А чувства какие! А талант какой: сочиняет поэтические тексты, их же перекладывает на музыку и играет на гитаре совершенно недурственно. Поет он сердцем». Я послала эту статью Олегу и подписала: «В обиду не дам ни под каким видом».

Чайковский и Глинка в колонии

В начале 80-х я работала в музыкальном училище и давала частные уроки. Репетиторство не было запрещено, но относились к нему с презрением. Я занималась бесплатно, не брала ни копейки. На меня злились, обижались, оставляли подарки и цветы. Цветы — ладно, конфеты — еще потерплю, но больше — категорически нет. Как-то одна женщина положила мне под книжку 300 рублей за 10 месяцев занятий. Как только я заметила деньги, сразу позвонила ей: «Немедленно заберите!» Она об этом, видимо, кому-то рассказала. И за мной пришли. Мне было всего 52 года.

Позднее я узнала об истинной причине ареста. В обкоме партии был Ким Щекин, с которым мы вместе учились в пединституте. Когда он был студентом, его выбрали секретарем комсомольской организации, а я была против — у нас была серьезная оппозиция, но он все равно попал в райком. Оказалось, что всех своих противников он взял на карандаш и впоследствии мстил каждому. Обвинение высосали из пальца, но меня в итоге признали виновной как «посредника в передаче взятки». Следователь требовал семь лет, дали пять. У меня было трое детей: близнецам (мальчик и девочка) было 15 лет, а старшей дочери — 25. Она стала их опекуном, иначе у нас забрали бы квартиру, а детей отдали бы в детдом. После моего ареста в сторону близнецов постоянно показывали пальцем, а физичка с ними ужасно обращалась, ставила двойки: «Конечно, какие могут быть дети у преступницы!»

В колонию мы шли по этапу (путь к месту лишения свободы с остановками в пунктах, где меняется конвой. — Прим. ред.). На этапах нам давали хлеб, чай, сахар. Среди нас были женщины, которые делали из горелого сахара алкоголь. Однажды ко мне подошла матерая женщина, убийца, и сказала: «Мать, продай мне сахар, я тебе дам косынку или платье». Я сказала: «Не надо мне ничего, бери». Тут выступила другая: «Ты, что, смеешься? Как ты без сахара? У тебя голова не будет работать». Первая ее схватила, прижала к стенке и стала бить. Я упала на колени перед ней: «Умоляю, забери сахар, что угодно возьми, только не убивай». Первую ночь в камере я спала очень плохо. Утром встала, и одна женщина сказала: «Боже! У вас седая прядь!» От переживаний я за ночь поседела. На самом деле это было красиво.

В тюрьме была комиссия, которая знакомилась с новичками. У всех заключенных были тома: хищения, убийства. А мой приговор занимал две с половиной странички. Замполит Чукова посмотрела мое дело и удивилась: «Из-за этой чепухи вы здесь? Куда смотрят ваши органы правопорядка?» Я сказала: «Простите, гражданка начальница, я ответить вам на этот вопрос не могу. Не знаю, куда они смотрят». Больше всего я боялась шить — пальцы погибнут, не смогут играть. И для меня создали должность, которой не было ни до, ни после, — художественный руководитель колонии. В бараке меня называли по имени и отчеству и только на «вы», хотя там ко всем обращаются на «ты». В очередях мне уступали место, а как-то пришла новая девица и сказала мне: «Ты что тут встала?» К ней тут же подошли: «Ты знаешь, кто это? Это сама Регина Семеновна!»

В колонии было старое пианино. Я сразу сказала, что играть на нем не буду, потому что там не отвечали пять клавиш. Двухметровый молодой оперативник пригрозил, что посадит меня в ШИЗО (штрафной изолятор. — Прим. ред.), — не зря его называли «два метра глупости», он не понимал, что на таком инструменте просто невозможно играть. Я объяснила ситуацию Чуковой, и ради меня купили абсолютно новый инструмент. Она даже хотела отправить меня за пианино, но оперативники не разрешили. Клуб был заполнен кроватями, потому что там тоже спали заключенные: так много женщин сажал тогда Андропов. Для хора выделили узкую комнату перед столовой — холодную зимой и жаркую летом. Разрешили даже поставить обогреватель, иначе было невозможно играть — руки мерзли. Ко мне приходили группы: сначала первый отряд, через час — второй, третий, потом обед и отдых. Заключенные пели Чайковского, Глинку, исполняли дуэт Лизы и Полины. Там я научилась писать сценарии, хотя раньше не имела к этому отношения. Там я писала музыку, романсы. Там же поставила свои первые спектакли как режиссер.

В колонии надо было ходить только в косынках, но во время концертов мне разрешали косынку снимать. Меня измерили и сшили специальную форму. Это был красивый полушерстяной костюмчик: юбочка, пиджачок, жабо. Когда сделали форму, я попросила: «Вот в этих тапочках — это не концертно. Можно дочка мне привезет туфли?» Разрешили. Дочка привезла туфельки на каблуках. И у меня была эта седая прядь. Я шла к инструменту, и все говорили: «Какая красивая женщина!»

Ко мне приезжали дети. Деньги на дорогу собирали всем городом — мои друзья открыли неофициальный Фонд помощи детям Диденко. Они привозили курицу, овощи, фрукты, всякую вкуснятину — после перловки и щей это был пир. Три дня мы жили вместе в комнате свиданий: там было всего два спальных места, а нас — четверо. Девчонки спали на диване, а сыну дали матрас — он спал на полу возле меня и всю ночь держал мою руку.

Вместо пяти лет я провела в заключении 3 года и 4 месяца. Меня отпустили благодаря композитору Дмитрию КабалевскомуДмитрий Кабалевский — советский композитор, дирижер, пианист, педагог, публицист, общественный деятель. Народный артист СССР — я была его ученицей. Оказалось, он возмутился и послал ходатайство как депутат Верховного Совета. Если бы я была преступницей, Дмитрий Борисович никогда в жизни не поставил бы под удар свою репутацию. А другой депутат, посмотрев документы, спросил мою дочь: «Кому она перешла дорогу?»

Меня стали собирать домой. Замполит Чукова сказала: «Завтра от нас уходит Регина Семеновна, — она уже не говорила «осужденная Диденко», — у нее радость, а у нас горе. Маловероятно, что такой художественный руководитель к нам еще придет». Все зааплодировали. Пришла старшая дочь, и мы уехали. Когда все закончилось, следователь попросил у меня прощения. А еще через восемь лет мне позвонила судья. Она сказала, что была членом партии и ее заставили признать меня виновной: «Вы не только не совершили преступления, вы даже не совершили проступка!» Оказалось, ей позвонили из обкома и сказали дать на всю катушку.

Легко ли наладить жизнь после тюрьмы

Самым страшным после освобождения оказалось то, что я никуда не смогла устроиться. Это было время жуткого вакуума. До этого я была ведущим хормейстером, все со мной считались — и тут провал, никто не берет. В итоге я пошла на Главпочтамт сортировать письма. Проработала там месяц — думала, сойду с ума. Потом все вдруг очнулись и наперебой стали меня приглашать на работу. Я поехала в поселок Муромское и проработала там 11 лет. В этой деревне я создала три хора, театр, хоровую школу и оркестр народных инструментов. В 1994 году я создала детский музыкальный театр «Сюрприз», которым до сих пор руковожу. Мне было 64 года, захотелось смены декораций. Для своего театра я написала 6 мюзиклов. Свой первый — «Чукоккала» — написала в пять утра. Проснулась, будто меня кто-то ударил в бок. Принесла своему режиссеру, сыграла: «Это ты написала? Не может быть!»

Перед премьерами я не сплю — всю ночь прокручиваю в голове нюансы, а утром начинаю смотреть план: что сделать, кому позвонить, что уточнить. В день премьеры я рано встаю и, конечно, прихожу в театр первая. В 1999 году Ельцин присвоил мне звание заслуженного работника культуры, а в 2007 году Путин наградил медалью ордена «За заслуги перед Отечеством». Я понимаю, как это делается: область отправляет, а президент не глядя ставит факсимиле.

реклама

Я счастлива в своей семье. У меня трое детей, три внучки и одна правнучка. Я до сих пор танцую, и если мы бываем в ресторанах, все просят меня в центр круга. В такие моменты дочь начинает хвастаться: «А вы знаете, сколько ей лет? 87!» Я холерик. Энергия — это мое существо, природа. Не знаю, на каких весах проверить, сколько у меня энергии. Дома сидеть не могу — пустое кресло напротив мне осточертело. Все мои близкие подруги уже ушли. Очень тяжело без друзей: я бежала к ним после репетиции в воскресенье, мы накрывали стол, обедали, пили чай, разговаривали. Все ушли, а меня Бог держит на этой земле. Ну спасибо. Самое главное, чтобы ничего не болело.

Расскажите друзьям
Читайте также
Интересное
Рекомендуем вам
На сайте используются cookies.
Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия