«Россия должна быть империей»: как молодым ученым насаждают любовь к родине

11 августа 2017 в 12:05
В распоряжении редакции оказалась запись пропагандистской лекции, которую прочитали студентам из Курчатовского института. «Афиша Daily» публикует цитаты из нее, разбирается, как обстоят дела с политвоспитанием в этом научном центре, и вспоминает другие случаи агитации в школах и вузах.

Политическая пропаганда в школах и вузах

Согласно Федеральному закону об образовании, педагогам нельзя использовать свое влияние на учеников и студентов для политической агитации. Тем не менее в школы и вузы все-таки просачивается пропаганда.

Всплеск лекций о патриотическом воспитании произошел после антикоррупционного митинга 26 марта. В Томске преподаватель русской классической гимназии № 2 назвал учеников, ходивших на митинг, «холопами англосаксов», «предателями» и «изменниками». Урок, на котором это произошло, был посвящен «сходству» между либерализмом и фашизмом. А в Томском государственном университете преподаватель охарактеризовал прошедший митинг как «сомнительное мероприятие» и «навальнинское собрание». Затем он то ли вспомнил, то ли на ходу придумал афоризм: «Если в государстве нет коррупции, значит, это государство никому не нужно».

Первокурсникам Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» пришлось слушать лекцию ассистента кафедры информационной безопасности Рената Халиуллина о демократии и связях Алексея Навального с «вашингтонским обкомом». Халиуллин сказал, что считает Россию — по сравнению с Северной Кореей — образцом демократии, а также отметил, что все вышедшие на митинг в Петербурге оказались там из-за «стадного чувства». В вузе поступок Халиуллина сочли вполне законным.

Пропагандистские лекции читают не только о митингах. В марте этого года в Московской государственной консерватории имени П.И.Чайковского преподавательница предмета «Основы культурной политики» Фарида Кульмухаметова зачитала студентам список «врагов народа», то есть людей, которые составляют «пятую колонну». Сначала она попросила озвучить этот список студента Даниила Пильчена, который сделал это в саркастической манере, затем отобрала у него бумаги и зачитала имена «предателей» сама. Среди них была Лия Ахеджакова, Алексей Венедиктов, Дмитрий Быков, Леонид Волков и другие. Почему именно эти люди являются «пятой колонной», Кульмухаметова не объяснила, а на вопрос, чем насолила Лия Ахеджакова, преподавательница ответила, что актриса «выбрала просто свой путь».

Проректор по учебной работе в Московской консерватории Лариса Слуцкая рассказала «Афише Daily», что предмет «Основы культурной политики» был введен в вузе по рекомендации Министерства культуры, а учебная программа разрабатывалась самой Фаридой Кульмухаметовой. Никто из других преподавателей, присутствовавших на занятии, нарушений не выявил, так как лекции велись на темы, представленные в программе. Слуцкая также поделилась личным отношением к этому конфликту: «Я как считала, так и считаю, что и преподаватель был неправ в том, как отвечал, и, конечно, был неправ студент в том, как он себя вел. Никакого оправдания ни одному ни другому нет. Поэтому педагог решила уволиться. Студент продолжает учиться. Инцидент исчерпан, предмет дочитали другие педагоги. Он как велся, так и будет вестись».

Нам также удалось связаться с Даниилом Пильченом, который рассказал, что ранее на предмете затрагивались не такие острые, но тоже сомнительные темы: «Говорили о важности семьи и православия, о том, что кто-то внедряется в нашу культуру». «Практически все мои знакомые были недовольны [преподавателем], — рассказывает Пильчен. — Но были и те, кто поддерживал эту женщину. В тот момент в аудитории были люди, которым не нравилось это все, но я не думаю, что их было много». Пильчен уточнил, что сокурсники скорее поддерживали его и даже некоторые преподаватели в личных беседах вставали на его сторону.

Политическая пропаганда в Курчатовском институте

Курчатовский институт — это один из ведущих научно-исследовательских центров в мире по широте научных интересов и исследовательско-технологической базе. В институте работают многие московские студенты профильных специальностей, но в основном сотрудники — это уже состоявшиеся ученые.

В распоряжении «Афиши Daily» оказалось письмо с приглашением на лекцию «Расследование трагедии 11 сентября и как устроены США». Его отправили в июне этого года сотрудникам Национального исследовательского центра «Курчатовский институт» с пожеланием, чтобы «90% всех гостей были студенты и аспиранты». Гостем лекции был заявлен обозреватель телеканала «Россия 1» Андрей Медведев, который должен был озвучить «еще не опубликованную информацию о трагедии 11 сентября, полученную на основании независимого расследования». В приглашении отметили, что «эти встречи проводятся именно для вас, то есть для будущей элиты нашей Родины». Отправители письма предположили, что слушатели лекции поймут для себя, «каким образом устроена «империя Добра», а также выразили надежду, что «вечер не помешает сдаче экзаменов» и станет «своеобразным релаксом во время сессии».

Мероприятие относится к циклу встреч под названием «Курчатовские четверги» (или «Курчатовские вечера». — Прим. ред.), которые, по словам сотрудников института, регулярно проводятся уже около четырех лет. Как рассказали «Афише Daily» люди, посещавшие «Четверги», изначально на них обсуждали научно-популярные темы, но в последнее время лекции приобрели политический подтекст. Так, в апреле этого года на очередном «Курчатовском четверге» говорили о проблемах космонавтики в контексте противостояния СССР и США, а в мае рассказывали, кто реальный хозяин «мировых денег», — и нет, это не Америка, потому что «США уже не супердержава». «Курчатовские четверги» проводятся для всех сотрудников института, но в отдельных случаях организаторы делают акцент именно на молодых ученых и студентах.

«Афише Daily» удалось поприсутствовать на лекции «Расследование трагедии 11 сентября и как устроены США», цитаты из которой мы приводим ниже. Перед дискуссией сотрудникам Института показали фильм о теракте, который можно посмотреть по ссылке.

Избранные цитаты из дискуссии «Расследование трагедии 11 сентября и как устроены США»

Михаил Ковальчук

Президент НИЦ «Курчатовский институт»

«12 июня — это день независимой, суверенной России. <…> Сегодня наше главное достояние заключается в том, что мы одно-единственное суверенное независимое государство на земле».

«Мы сейчас с вами посмотрим фильм <…> о том, как Америка сама, естественным путем, теряет свою независимость — с одной стороны. А с другой стороны, о том, как она лишает суверенитета все окрестные страны».

«Берлускони. Как только он начал дружить с нами, в нашу сторону смотреть, несмотря на то что он был миллиардер, владелец всех партий, он не просто вылетел, но еще и сел в тюрьмуБывший премьер-министр Италии Сильвио Берлускони в 2013 году был приговорен к четырем годам лишения свободы, но уже через несколько часов срок сократили до одного года, а потом и вовсе заменили его на общественные работы. В результате Берлускони провел на соцработах менее недели. . Вот видите, Европа в чистом виде американская колония».

«Состояние войны — это единственная возможность выживания Америки. А состояние войны требует наличие врага. Уход Советского Союза фактически поместил их в вакуум. Враг исчез. <…> И сейчас они опять на нас остановились, и опять мы стали сильней, и фактически мы опять можем превратиться в новый образ врага».

«Европа колонизована Америкой, и сегодня она должна понять, либо она остается колонизованной дальше, либо она должна начать смотреть на наш суверенитет, на нашу свободу».

«Посмотрите на Прибалтику. Мы очень хорошо знаем, что это была цветущая часть, западный фасад Советского Союза. Что произошло с ней? Присоединение к Евросоюзу. <…> Они производили все, а сейчас там нет ничего, нет ни одного рабочего предприятия, уничтожено сельское хозяйство. Наука была частью великой советской науки: и в Эстонии, и в Латвии, и в Литве. Сейчас там нет ничего. И при этом часть людей, получивших образование в московских и ленинградских вузах, уехала и моет толчки в Европе».

Андрей Медведев

Обозреватель телеканала «Россия 1», автор фильма про 11 сентября

«Мы — Россия. Мы — наследники великого Советского Союза. Мы — наследники великой Российской империи. Мы не отделяем одно от другого, для нас равновелики и подвиги Жукова, и Куликовская битва, и подвиг панфиловцев, и чеченский год. Мы не противопоставляем советское царскому, а царское советскому. Все — одна Россия».

Вопрос из зала: «Мы посмотрели фильм [о терактах 11 сентября], и если у нас начнется такое строительство, объясните мне, пожалуйста, какова обороноспособность домов, которые сегодня до 20-го этажа не имеют элементарной пожарной безопасности?»

Медведев: «Я не очень понимаю, откуда у вас 98-этажные небоскребы в Москве. Как я помню, никто не собирался строить 98 этажей. <…> Что будут строить на месте пятиэтажек — обсуждается. <…> То, что в итоге все переедут в новые дома и будут говорить: «Ой, как нам здесь хорошо живется», — у меня тоже не вызывает вопросов, потому что это как с реконструкцией Москвы. Когда Собянин начал реконструкцию улиц, первый год все ходили: «Ой, какая ерунда, понастроил тут, дышать нечем». Осенью это все открывается, и люди ходят по этим улицам, нравится, все как в Европе. <…> Это такая русская национальная забава — поныть, когда можно поныть».

Андрей Безруков

Полковник Службы внешней разведки в отставке

«Вы молодые, вы будущая элита. Вы должны понимать, что нам навязываются ценности не наши. Я когда в Америке работал, видел, что у них одно слово с экранов телевизоров льется: доллары, доллары, доллары. Больше ничего нет. Вы должны понимать, что насаждение этой идеологии и приводит к созданию компрадорской элиты».

Вопрос из зала: «Было сказано, что американская элита, состоящая из трех тысяч человек, с молоком матери впитывает некоторые ценности и некий взгляд на жизнь. Но после этого они получают серьезное образование. Они что, не изучают логику, у них нет математического анализа, они не способны немножко корректировать свое поведение?»

Безруков: «Элита основана на общих ценностях. Любое образование, которое позволяет ей лучше понимать мир и лучше работать, является эффективным. Но ценности рождаются от понимания, к кому они принадлежат. <…> То здесь с молоком матери формируется такое внутреннее понимание правоты, особенно когда постоянно подчеркивается, что Америка — это совершенно уникальная страна, такой другой нет, она живет под Богом, это единственная правильная страна и наша миссия — всех спасти. Спасти, приобщив к тем же самым ценностям. То есть образование влияет только на эффективность, а в базе заложены классовые принадлежности, те, в которые ты веришь, в которые верит та группа, к которой ты принадлежишь».

Что думают сотрудники Курчатовского института о пропаганде в научном центре

Алексей

«Курчатовские четверги» запустили около четырех лет назад, и изначально под проектом подразумевался дискуссионный клуб на научно-популярные темы. Но примерно в последние два года стала проявляться патриотическая направленность этих мероприятий, а вместо документальных фильмов о науке стали показывать фильмы производства телеканала «Россия». Раньше «Курчатовские четверги» проводили раз в две недели, а сейчас они проходят примерно раз в месяц. Думаю, это связано с тем, что президент Института Михаил Ковальчук стал редко бывать в Москве: с недавних пор он декан физического факультета СПбГУ.

Собрания начинаются с показа документального фильма, а затем перетекают в дискуссию. В конце каждый может задать вопрос, и предварительно вопросы никак не цензурируются. Последние «четверги» были в Доме ученых имени Александрова и начинались с фуршета. Мне кажется, это все организует пресс-служба Курчатовского института под руководством Ковальчука. Насильственно на «Курчатовские четверги» никого не тащат, но лабораторию, если никто из ее сотрудников не придет, поругают. Есть люди, которым это нравится и которые разделяют радикальную патриотическую позицию, но есть и те, кто приходит показать свою активность перед руководством. Знаю одного сотрудника, который ест на фуршете и сразу же уходит.

Думаю, эти мероприятия направлены на то, чтобы воспитать патриотов, но понятие патриотизма в наше время все чаще искажается. Создание образа внешнего врага — это стимулирование якобы патриотических чувств, но такая ксенофобия и нетерпимость к чужакам напоминает национализм. Я считаю, что воспитание патриотических чувств должно происходить вокруг позитивных факторов, а не наоборот. Михаил Ковальчук известен как большой патриот, считается, что он один из приближенных президента. Наверное, он не хочет допускать утечки мозгов из Курчатовского института за границу.

Лично мне не нравится односторонний взгляд на проблемы. Например, лекция о мировой финансовой системе обещала быть интересной, но многие аспекты на ней просто не были рассмотрены, и в итоге она превратилась в разговор о том, какие американцы плохие. На этом собрании мы смотрели фильм о Бреттон-Вудском соглашении об урегулировании мировой валютной системы, в результате которого доллар стал основной международной валютой, а США подсадили всех на кредитную иглу. Я не запомнил никаких конкретных тезисов, потому что такой бред запоминать просто опасно.

Екатерина

«Курчатовские четверги» напоминают мне пережиток советского прошлого. Информацию о следующем собрании нам присылают старосты или кто-то из работников института по электронной почте. На территории учреждения я никаких анонсов не видела. Обычно существуют некие «задания»: от отделения или лаборатории должно прийти столько-то людей. Не знаю насчет работников, но у студентов, трудоустроенных в институте, нет системы наказаний за неявку. Но если ты не приходишь, то должен показать какую-нибудь справку или написать объяснительное письмо.

Для студентов «Курчатовские четверги» обременительны. Ходят потому, что в каждом письме пишут: «Просьба пойти мне навстречу». Однажды было собрание, на котором вместе с сотрудниками формировали принципы курчатовца. Говорили, что на первом месте для курчатовца стоит патриотизм, а на втором — сохранение суверенитета страны. Вообще, Ковальчук часто рассказывает, что в России все хорошо, а в США — не очень; говорит, какой у нас замечательный институт, а в США такого нет. Мне кажется, такими методами привить чувство патриотизма нельзя. Наверное, люди будут патриотами, когда у них не будет проблем с жильем, едой и деньгами.

Мне самой было бы интересно послушать людей, публикующихся в хороших научных журналах. Даже получив высшее образование, ты все равно не понимаешь половину того, что говорят на другую тематику. Я не знаю ни одного студента, который стал бы патриотом после «Курчатовского четверга». После лекций скорее все еще больше разочаровываются.

Юрий

Однажды даже произошел конфликт между студентами и кем-то из администрации из-за того, что ребятам сказали прийти обязательно. Была очень напряженная переписка, в которой студенты выступили анонимно. Присутствующих на «Курчатовских четвергах» отмечают, но идет ли эта информация дальше, я не знаю.

Сам формат неплох, хорошие вещи там тоже есть, но как это преподносить — недоработали. Мне было бы интересно послушать лекции на темы, развивающие общую эрудицию. Про политику тоже интересно, но лекции должны проводиться в другом ключе. Если это движение продолжать в научной тематике, а не в тематике околопатриотического воспитания, получится неплохо.

В будущем мне бы хотелось остаться в науке, чего-то в ней добиться. Я бы попробовал пожить на Западе год-два, посмотреть, что там происходит, получить международный опыт. С нашей государственной политикой мы постепенно приходим к изоляции. Некоторым отечественным компаниям — например, «Роснефти» и «Ангстрему»«Ангстрем» — ведущий российский разработчик и производитель полупроводниковых изделий (транзистеры, микропроцессоры, микроконтроллеры и так далее). — не продают зарубежное оборудование, также в России не работает ряд зарубежных высокотехнологичных компаний. Мы сейчас — страна-изгой, а для науки это очень плохо, потому что современная наука — международная по определению.

Все имена сотрудников НИЦ «Курчатовский институт» изменены по их просьбе.

Мы несколько недель пытались получить комментарий от пресс-службы НИЦ «Курчатовский институт», отправили несколько официальных запросов по ее требованию, но так и не дождались ответа.