Организовал стихийное волонтерское движение вокруг потерянных собак
Шесть щенков в добрые руки
В сентябре прошлого года подруга написала в фейсбуке, что на улицу выбросили коробку с щенками: у них едва открылись глаза, а мамы рядом нет. Тогда я чувствовал, как жизнь проходит по сценарию работа-дом, денег вечно не хватает, ничего не происходит. Я много работал сварщиком, спал по пять часов в сутки и в целом очень устал.
Я решил, что надо устроить себе встряску, и написал: «Везите ко мне всех». Думал, что шесть щеночков — это вообще не сложно и что их разберут в течение полутора недель. Но как только их привезли, они оккупировали всю квартиру: начали все грызть, всюду гадить, растаскивать вещи.
В течение полутора месяцев я отдал троих своим подругам. Если честно, я не знал, что беспородных собак так плохо берут. Позднее пристроил четвертого. К тому моменту они все подросли, превратились в полугодовалых подростков.
Пятого, Анубиса, я отдал на выставке беспородных животных. Его взял отец троих детей, и я подумал, что это его взвешенное решение. Но очень скоро он вернул щенка, потому что тот испортил ему дверь. В итоге у меня остались две собаки: Анубис и Йода. Анубис был в ужасном состоянии, и я решил, что если отдавать его, то только родственникам, а если не получится, значит, он будет жить со мной. Йоду я уже решил оставить.
Пристройство Анубиса и авария
Я хотел продать свою квартиру и переехать к матери, но она была готова принять меня только с одной собакой. И вдруг один родственник из Тульской области загорелся желанием взять к себе Анубиса. Я был уверен в этом человеке полностью и, учитывая все обстоятельства, согласился.
Я попросил у друзей машину на выходные, взял обеих собак и поехал вместе с подругой отдавать Анубиса. Уже на подъезде к месту, где нас ждали, я отключился. Произошла авария, в которой пострадали четыре машины. Первым делом я вытащил подругу, залил капот огнетушителем, а потом вдруг увидел, как Анубис и Йода перебегают на другую сторону шоссе и исчезают.
Я не мог сразу же побежать за ними, потому что подругу повезли в больницу со сломанным пальцем, а я поехал в ГИБДД, где пробыл до часу ночи. Только через две недели в Туле я пошел в больницу — там врачи сообщили мне, что я сломал два ребра и получил сотрясение. Тогда я почти ничего не чувствовал, потому что у меня был шок. В итоге все само срослось.
Поиски собак и встреча с Йодой
Следующие два дня мы искали Анубиса и Йоду возле места аварии. Мы с друзьями дали объявления в соцсетях, и после этого стали подключаться люди — их было очень много, и я не знал, наверное, даже десяти процентов из них. Приезжали из Тулы, Москвы и Серпухова. Вся коммуникация и координация происходила в телеграм-чате.
Сначала мы просто ходили и звали собак, печатали и расклеивали листовки. Потом я на два дня уехал в Москву, потому что надо было эвакуировать машину, договориться на работе и взять палатку. Когда я вернулся на место аварии, я поставил палатку в живописном месте в двухстах метрах от кладбища. В первую ночь лил дождь, дул ветер, было страшно.
Мы с друзьями, которые тоже занялись координацией волонтеров, поделили территорию на зоны поиска, начали раздавать задания. Параллельно мы запустили рекламу на тульском Первом канале за символическую сумму — помогла одна девочка. То же самое сделали и на радиостанции. Прошла неделя, но мы так никого и не нашли.
В воскресенье вечером стали разъезжаться волонтеры, мы начали переносить палаточный лагерь в другое место, и вдруг нам пришло сообщение с фотографией собаки. Мы сразу же выехали в деревню, откуда пришло сообщение, и увидели Йоду, который играл с детьми.
Когда Йода увидел меня, он так радовался, скакал вокруг. А через 15 минут он вырубился прямо у меня на коленях и начал храпеть. Я сказал детям, что мы обещали вознаграждение за собаку, поэтому они могут пойти в магазин и выбрать все что захотят. Дети набрали ерунды: шоколадок, газированной воды, мороженого. В итоге мы взяли номера телефонов родителей, чтобы потом завезти подарки: решили, что Дед Мороз принесет к Новому году. Мы нашли девушку, которая отправила фотографию, — приехали к ней с букетом и деньгами. Букет она взяла, а от денег отказалась, еще и пряник подарила.
Утром мы стали расклеивать объявления в новых местах — мы и подумать не могли, что Йода может убежать так далеко, поэтому область поисков расширилась. Вскоре мы отвезли его в Москву, чтобы продолжать искать Анубиса.
Поиски Анубиса
Потом началось сидение на одном месте. Пищу я готовил на костре, но в любой момент мог съездить в Тулу, чтобы помыться и переодеться. Каждый день я ездил на велосипеде искать Анубиса. Потом мне предложили пожить в дачном домике неподалеку, где я провел последние дни поисков.
В Туле очень отзывчивые люди, все стремились хоть как-то помочь. Правда, попадались и мошенники. Однажды позвонили и сказали: «Ваша собака у нас уже две недели. Перечислите деньги, и мы ее привезем». В итоге мы пробили номер и выяснили, что он вообще зарегистрирован в Красноярске и что с этого номера постоянно звонят другим людям, которые тоже ищут кого-то.
Прошло три недели, вот-вот должны были наступить очередные выходные. Если честно, в этот момент я думал, что пора, видимо, сворачивать поиски: листовки уже негде было вешать, об Анубисе знала вся округа. Можно было подойти к любому человеку, и он бы сказал: «Да-да, по телевизору видели, по радио слышали, листовка у нас есть». Руки опускались. Была мысль, что кто-то, наверное, забрал его себе.
И вдруг в пятницу мне позвонил парнишка и сказал, что прямо сейчас видит Анубиса в центральном тульском парке. Мы быстро туда приехали, начали обклеивать весь парк, искать Анубиса. Мы даже подумать не могли, что он забрался так далеко. На следующий день приехало очень много людей: мы с другими координаторами собрали всех возле парка, поделили область поисков на зоны, стали звать Анубиса. Вечером народ начал расходиться, и тут мне звонят: «Вижу собаку, очень похожую на вашу, сейчас пришлю фото». Смотрю — ну точно Анубис. Приезжаю и вижу, что уже собралась толпа, все рыдают. Весь путь до дачного домика, где я жил, Анубис даже не скулил и не завывал — он разговаривал. Это не передать словами.
Анубис вообще не умеет питаться на улице, и все это время он ел какую-то траву. Был очень худым. Мы решили еще остаться в домике на пару дней, а когда мы приехали в Москву, увидели целую делегацию встречающих перед подъездом. Выбежал Йода, и они начали носиться вдвоем. В этот момент я понял, что теперь у меня две собаки — навсегда и никак иначе.
Жизнь после поисков и планы
Анубис и Йода не особо изменились, после того как потерялись — разве что Йода теперь от меня вообще не отходит. Я буквально не могу зайти в магазин за водой во время прогулки — не пускает. Недавно были на выставке собак, потому что люди очень просили их привезти, чтобы просто познакомиться. Совершенно незнакомые люди подходили, здоровались, тискали Анубиса и Йоду.
Интересно, что после аварии и недель жизни в палатке я стал лучше выглядеть, чем до того, как все это произошло. Из-за постоянного переутомления я ходил как зомби. Врач сказал, что сама отключка произошла из-за того, что я слишком уставал.
В итоге с работы я уволился. Теперь ко мне обращаются за помощью другие люди: я помогаю писать объявления, планировать действия по поиску животных. В ближайшее время собираюсь создать большое руководство.
Когда мы искали Анубиса, мы умудрились нашей командой волонтеров попутно найти еще двух пропавших собак. А, например, только сегодня мы нашли еще истощенного алабая, двух лабрадоров и маламута — видно, что собаки домашние, поэтому мы будем искать их хозяев.
Мы решили не забрасывать это дело, поэтому сейчас работает наш координационный телеграм-чат, где мы тем же составом помогаем искать собак. Также есть группы в соцсетях. В планах — создать специальное приложение, которое помогло бы избежать кучи лишних действий. Мы уже нашли дизайнера и разработчика, которые будут это делать. Сейчас все поиски пропавших животных происходят очень стихийно. Мы многому научились за это время и теперь хотим делиться этим опытом с другими. Конечно, это некоммерческий проект.
А скоро мы едем с группой собачников по непопулярным местам Крыма. Это будет что-то вроде реалити-шоу, в ходе которого мы будем рассказывать, как путешествовать дешево и интересно вместе с собаками.