Педагог, эксперт по детской безопасности, автор тренингов, руководитель центра консультирования по детской безопасности «Стоп-угроза».
Главная проблема не в том, что в интернете ежедневно возникают новые опасные группы и мошеннические уловки, не в изобилии хейтеров и педофилов и даже не в том, что современные дети столкнулись лицом к лицу с океаном виртуальных опасностей, о котором нам в их возрасте не было известно. Главная проблема в том, что дети остались в этом океане в одиночестве.
— Что это за друзья, которых ты никогда не видел? Настоящей дружбы в интернете быть не может.
— И этого придурка смотрят миллионы?
— Выключи эту музыку, невозможно слушать!
Нам некогда. Нам неинтересно. Нас это раздражает. И в результате среднестатистический родитель начинает жить на другой планете, совершенно ничего не понимая и, следовательно, лишая себя возможности участвовать, контролировать, давать советы и даже просто поддерживать разговор с ребенком.
Ни родители, ни учителя, ни большинство специалистов, обсуждающих опасности в интернете, не понимают, что они сами выглядят с точки зрения детей смешно и глупо, когда пытаются разговаривать с ними со своей колокольни. Это примерно так же нелепо, как советы наших родителей, убежденных во вреде ГМО, сквозняков, убийственного излучения микроволновки и безграничной пользе куриного бульона при простуде.
Может быть, нам стоит сменить тактику, чтобы в один грустный момент не оказаться беспомощными перед ребенком, которого обидели где-то в сети? Для того чтобы иначе взглянуть на проблемы, связанные с интернетом, родителям стоит помнить о следующих вещах:
Не надо надевать каски, рыть окопы и вставать по другую сторону баррикад с лозунгом: «Интернет — зло»
Многие родители поддаются массовому гипнозу, раздувающему огромных китов-убийц из безобидных аквариумных гуппи. Интернет — часть той реальности, отрицать, избегать или запрещать которую почти бессмысленно. Враждующие с сетью взрослые ищут врага не там и не в том.
В качестве примера возьмем обычный двор — любой из тех, в которых мы гуляли в детстве. В каждом дворе могли быть открытые канализационные люки, хулиганы, пьяницы и вуайеристы, неадекватные соседи, злые собаки, кошки с глистами и лишаями, матерящиеся подростки, опасные качели или сломанные горки. Но там же были и песочница, лучший друг из соседнего подъезда, свежий воздух и солнце, венки из одуванчиков и волшебный муравейник, кораблики в весенних ручьях и истории-страшилки, «секретики» в песке под стеклышком и «штаб» на дереве, приключения, мечты, дружба и любовь.
Ненавидеть интернет все равно что ненавидеть двор как таковой. Рано или поздно ребенок выходит на улицу и остается во дворе один. Рано или поздно каждый ребенок заведет страничку в соцсетях и выложит первое фото в инстаграме. И наши ненависть, страх и предубеждение ничем не помогут нашим детям в их самостоятельном плавании, но зато гарантированно лишат их желания обратиться к нам за советом или помощью.
Постараться принять их раннюю осведомленность как данность
Все, что запрещено, безумно интересно. Все, куда не нужно заходить, все, что нельзя смотреть, обязательно будет рассмотрено, изучено и попробовано.
Недавно одна мама пригласила меня с тренингом нашей Школы безопасности в пятый класс одной примерно-показательной московской школы. Повод весомый: одни мальчики смотрели и показывали всем порно, два других мальчика посвятили перемену самоудовлетворению в туалетной кабинке, а третий умудрился заснять этот процесс на телефон и сделать ролик предметом обсуждения всего класса.
Родители в шоке, групповой чат класса взорвался паникой и возмущением, мамы и папы «плохих» мальчиков отстреливаются от родителей «хороших» девочек, классная руководительница выслушивает истерики, почти во всех семьях проводятся «серьезные разъяснительные беседы».
А толку? Разве от этот дети перестанут смотреть порно? Можно подумать, выслушав поток упреков и ультиматумов, подростки «все поймут» и перестанут интересоваться «этим безобразием». Нет, они просто примут дополнительные меры, чтобы родители и учителя были не в курсе. А уж меры принимать они умеют.
Попробовать больше разрешать, меньше оценивать и глубже вникать в детали
На каждом тренинге «Безопасный интернет» мы задаем детям одни и те же вопросы. Ниже привожу статистику за пару лет, собранную как минимум из 500 классов с третьего по одиннадцатый.
— Практически все дети поднимают руки в ответ на вопрос «У кого возникают конфликты с родителями на тему соцсетей и «бесконечного сидения в телефоне»?». А 70–80 процентов детей 9–15 лет отвечают, что обходят запреты родителей;
— Более половины детей в каждом классе выходят в сеть по ночам, причем 4–7 человек из 25–30 регулярно сидят в интернете до 4–5 утра;
— Все дети выходят в интернет, когда родители на работе или заняты (даже если им запрещено это делать или, например, для интернета выделено специально оговоренное время);
— Те, кому родители дают только кнопочные телефоны (а в 3–7-м классах таких обычно от 3 до 7 человек) пользуются гаджетами одноклассников в школе;
— У половины детей 9–11 и у трех четвертей детей 12–17 лет есть «тайные» страницы в соцсетях, о которых не знают родители;
— 90 процентов детей 9–13 лет врут в соцсетях о своем возрасте (что обычно объясняется возрастными ограничениями в соцсетях);
— На вопрос «Есть ли у вас друзья в соцсетях, с которыми вы регулярно общаетесь и которые старше вас на 5 и более лет, а вы не знакомы с ними в реальности?» поднимают руки в среднем 3–5 человек в 3–5-м классах и более половины в 6–9-м классах;
— 90 процентов детей 10–16 лет получали сообщения неприличного содержания, а также сообщения с рекламой наркотиков и порнороликами; 100 процентов пользователей соцсетей сталкивались с сообщениями мошенников;
— Около четверти детей 9–12 и примерно половина детей 13–17 лет сталкивались с теми или иными формами кибербуллинга (травля в интернете — Прим. ред.);
— Половина из опрошенных детей 9–12 лет и три четверти детей 13–17 лет, столкнувшись с проблемами в соцсетях, не делятся этим с родителями.
Начните интересоваться, спрашивать и слушать, перестаньте оценивать и судить. Динозавры вымерли, и у нас тоже нет выбора: мы или изучаем их мир, или пребываем за бортом, оставляя наших детей без поддержки.
Если ребенок 9–10 лет еще, скорее всего, расскажет кому-то из родителей о возникших в интернете проблемах, то более старшие дети решат, что лучше ничего не говорить ни о предложениях интимного характера, ни о рекламе наркотиков и азартных игр, ни о конфликтах и травле в сети. Обычно мотивация бывает такая:
— А зачем, они все равно ничего не поймут?
— Мама и папа просто запретят мне выходить в соцсети.
— Кроме проблем мне это ничего не даст.
И дети абсолютно правы, потому что реакция родителей на любые неприятные или опасные ситуации в соцсетях практически всегда одинакова и предсказуема, особенно в периоды массовых волн паники, вызванных чаще всего недостоверной информацией.
Важно понимать, что, например, тема «Синих китов» абсолютным большинством детей воспринимается не только как нелепый и малоопасный «мыльный пузырь», но и как прямое свидетельство полного незнания родителями реальной ситуации в соцсетях.
Начитавшись очередных истерических постов, родители чаще всего начинают проводить беседы с детьми, поднимать панику в родительских чатах, контролировать детей в соцсетях. Помогает ли или агрессивная реакция в решении или предотвращении настоящих проблем? Вряд ли.
Как заслужить доверие ребенка и быть в курсе его интернет-дел. 10 простых шагов
Знать топ-5 любимых музыкальных групп ребенка, слушать его любимую музыку и не критиковать ее. Пусть он сам делится с вами ею.
Знать топ-5 любимых видеоблогеров вашего ребенка, вместе смотреть их ролики, быть в курсе их тем, философии, приколов. Подкидывать ссылки на своих любимцев, даже радикальных или нецензурных.
Быть взаимными френдами во всех соцсетях, в которых есть ваш ребенок. Вместо дежурных звонков по телефону с вопросами «Как дела в школе?» и «Что ел на обед?» обмениваться сообщениями, фотографиями, ссылками.
Не критиковать содержание его страниц и содержание страниц его виртуальных друзей. Пусть ребенок не закрывает вам доступ ни к одной странице в соцсетях.
Здорово, если ребенок, приходя домой из школы, с курсов или еще откуда-то, с удовольствием делится с вами впечатлениями. Но он должен знать, что вам искренне интересны именно его впечатления, мысли, эмоции.
Безоценочно интересоваться его личными отношениями. Знать, в кого он влюблен и кто его лучшие друзья. Круто, когда друзья вашего ребенка приходят к вам в гости и считают вас «классной мамой» или «отличным отцом».
Серьезно и душевно разговаривать с вашим ребенком о смысле жизни, о проблемах социума, о внутренней свободе, о праве выбора собственного пути. Говорить о том, что вы поддержите его, даже если его решения вам не понравятся.
Не оскорблять и не бить своего ребенка. Если сорвались — извиняться.
Спрашивать его совета, интересоваться его мнением по разным вопросам, делиться с ним своими впечатлениями и новостями как с другом.
Рассказывать ребенку о своем подростковом и юношеском периоде, в том числе о проблемах, «плохих поступках», влюбленностях, конфликтах, конфликтах с вашими родителями.
Именно такие доверительные, откровенные, дружеские, полные искреннего внимания к мыслям, чувствам и желаниям ребенка отношения и есть главная защита от сотни опасностей, какими бы новыми, жуткими и коварными они ни были.