Беременность (даже если было сделано ЭКО) всегда наступает неожиданно и характеризуется высоким уровнем неопределенности просто потому, что мы не знаем, в какой момент она точно наступит, как пройдут эти девять месяцев, как и какой родится ребенок.
Поэтому одна из трудностей при планировании детей — это неготовность к длительным периодам неопределенности и ожидания, к постоянному уровню тревожности. Будущих родителей пугают отеками и гормональными перепадами у беременных, коликами и ночными слезами из-за зубов у детей, но никто не готовит к беспомощности и к ситуациям, когда делать нечего — нужно просто переждать.
Даже самый любящий мужчина большую часть беременности проводит именно в этом состоянии — он не контролирует то, когда наступит беременность, какого пола будет ребенок, как изменится любимая женщина и он сам, что произойдет в родах и каким будет ребенок (а может быть, их будет даже несколько!). Многие мужчины реагируют на это увеличением дистанции — дескать, это женские дела и проблемы, — не понимая, что так они теряют авторитет для своих близких — жены и детей — в будущем. Поэтому очень важно понять и прочувствовать то, что не только у женщины, но и у мужчины есть возможность установить контакт с будущим ребенком, проходить этот процесс в позиции взрослого человека, помогающего, адекватного, ответственного.
Оба родителя никак не могут повлиять на биологические процессы. Это, как ни странно, задача (и ответственность) малыша: он развивается, отращивает себе ручки и ножки, использует строительные материалы настолько хорошо, насколько это для него возможно, развивает свою нервную систему.
Зато родители могут влиять на атмосферу в семье и состояние женщины. Будет ли отец ребенка частью окружающей среды, голосом, к которому младенец привыкает еще в период беременности, как себя чувствует мама: спокойна ли она, комфортно ли ей — или ее образ жизни приводит к постоянным всплескам гормона стресса? Учатся ли родители строить диалог, повышая собственную эмоциональную компетентность в вопросах воспитания детей, или надеются на авось и «наши родители же как-то нас вырастили», что затем неизменно приводит к тому, что ожидания от ребенка не соответствуют его возрасту и родители требуют поведения, на которое он не способен или способен ценой больших затрат.
Чем больше практических задач ставят себе люди в процессе неопределенности, тем легче пережидать это состояние и тем менее стрессовой будет ситуация. Именно поэтому будущие родители в это время делают ремонт, покупают дачи, открывают бизнес, переставляют мебель.
Любое практическое дело, которое можно делать планомерно — составление фотоальбомов, вышивка крестом, редактура спортивного блога, укладка ламината, закатка банок с консервами и структурирование банок с гайками, — помогает обоим родителям почувствовать себя увереннее и спокойнее.
«Что нужно ребенку?», «Какой я буду мамой?», «Каким я буду отцом?», «Каким будет секс после беременности?» (спойлер: такой же, но не сразу), «Хватит ли на все денег?», «Будем ли мы больше ссориться?», «Пеленать или нет?», «В какой вуз поступать?» — все эти вопросы можно задавать себе только с предварительным разбором: «А от ответов (или от самого вопроса) мне становится лучше или хуже?» Если хуже, то лучше вернуться к укладке ламината.
Самый глобальный вопрос «Зачем вообще в это ввязываться?» обычно происходит от общей нашей травмированности и страхов. Очень немногие родители тех людей, которые сейчас планируют детей, действительно были близкими людьми своим детям, а не работали обслуживающим персоналом или начальником над ребенком.
Для тех, кто переживал опыт близости со своими родителями (хотя бы иногда), обычно ситуация несколько проще. Они знают, что дети — это опыт любви, радости, взаимодействия, нежности, счастья и удовольствий.
Включенность в переживания ребенка позволяет увидеть мир как бесконечный источник интересных и безумных вещей: «Звонок на припаркованном велосипеде! Ура!», «Окурки! Еда!», «Мамина нога! Обожаю!», «Конструктор! Я все сделаю сама!», «Я испек пирог! Сам!», «Мама, смотри, правда я красивая, когда как Дарт Вейдер?», «Мороженое!!!», «Мама, я не пойду в сад, потому что Андрюша хочет на мне жениться!», «Папа, смотри, у меня крылья!», «Папа, мама, а отгадайте загадку: было две курицы, одна съела другую, сколько куриц осталось?»
И так каждый день — день за днем: что-то новое, волшебное, интересное, смешное, полезное. Каждый день — слова любви, улыбки, слезы. Это сериал, в котором много смысла, ценности и приключений.
Может быть, этот аттракцион и не подходит каждому, но если включаться в него по-настоящему, то он дает в бесконечное множество раз больше, чем берет.