Я считаю, что Татьяна — тупая. «Я другому отдана и буду век ему верна» — плохое кредо. Жить-то надо ради себя. Она не очень рада была, когда пришел Онегин, которого она всегда любила, а она не могла уйти к нему. А почему не могла? Потому что тупая, потому что не живет ради себя. Вот Онегин классный — живет ради себя. Правда, в начале книги он меланхоличный и депрессивный, жизнь — говно и все такое — это мне в людях не нравится.
Гоголь просто долбаный гений, очень красиво пишет. Например, в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»: персонажи наслаждаются жизнью, все цветет, лето, Украина, хлопцы веселятся. А в школе дают не совсем то: например, очень серая картинка в «Мертвых душах». Чехов неплохой, но тоска. Ну зачем это читать? «Горе от ума» я ненавижу, потому что нас заставляли дикой херней по нему заниматься: расчерчивать таблицы с персонажами и выписывать цитаты. И Лермонтова, и Толстого — ну на хера их засунули в школьную программу?
Лермонтов — нытик, он все время ноет. Толстой! Ну что это такое — мы читали «Юность», надо было рассказать про одну главу, там были слова: «Я хотел измучиться, помогая ему». А желание измучиться, вообще-то, не самое здоровое. И еще очень много лабуды в учебниках: совершенно непонятно, зачем тратить время на тексты об авторах и их произведениях. И еще фольклор — это полный ужас.
В школьной программе не хватает иностранных писателей. Если бы я ее составлял, я бы вставил «1984», например. Потому что хорошо бы формировать мировоззрение среднему классу, чтобы он понимал, что тирания — плохо, а демократия — хорошо.
Мне нравится школьная программа по литературе. Мне лично она дает понимание того, что люди чувствовали и как жили в разные времена. Когда разбираешь произведения и поступки персонажей, это помогает понять себя. На уроках мы много спорили, кто хуже — Онегин или Печорин. Печорин мне нравится меньше всего, не одобряю суперэгоизм, но иногда его становится жалко. Он сгорел, хотел хоть что-то чувствовать. Хороший проработанный персонаж — ты понимаешь, что есть люди, у которых все то же самое. Время проходит, а такие же люди были и есть. Но как он обращался с женщинами, мне не нравится.
В «Онегине» немного себя чувствую, и мне обидно за них с Татьяной, за Татьяну вообще болит сердце. Хорошо, что в таких персонажах каждый будет находить себя: все лажали и все себя так вели. Чацкий для меня никто. Лизочка мне понравилась из «Горе от ума», она вроде незаметная, но делает очень точные комментарии про всех персонажей, это цепляет в ней. Понимаешь, что она говорит верно. А «Мертвые души» — это дико скучно, очень тяжело читать. Обожаю Достоевского — он просто охренителен. Как он все описывает — тонкий психологизм и все такое. Когда ты проживаешь с персонажем все его переживания, ты начинаешь лучше и тоньше чувствовать. Больше всего люблю «Белые ночи» и «Неточку Незванову». Не понимаю, зачем, например, давать маленькие произведения — Чехова, например. Вот «Темные аллеи» Бунина очень крутые. А две страницы рассказа Чехова — ну зачем эта смерть чиновника или про Ионыча… никакого смысла глубинного, а нас мучают: закладывал автор или не закладывал его? Весь класс не понимал, что там почувствовал Ионыч.
В школьной программе воспитывают все русское — Россия, Россия, Россия. Наверное, это самый большой плюс, что с помощью русской литературы я поняла, что такое патриотизм: не националистическое движение, а любовь к стране, к людям, которые здесь, к природе, а не к государству. И я теперь понимаю, что все эти дебилы за ВДВ — это не патриотизм, а национализм. Но мне не хватает иностранных писателей. Лично я очень плохо знаю из школьной программы по истории, что происходило в Европе, и с литературой то же самое. Я без понятия, что читали люди в Англии, Франции в то время. Я бы вставила хотя бы Джека Лондона.
Начнем с нелюбимых. За все годы, что я провел за чтением русской литературы, лишь один персонаж вызывал у меня сильную антипатию — Евгений Онегин, герой одноименного произведения Александра Сергеевича Пушкина. Понятно, что Пушкин и хотел создать такое впечатление от героя, с первых строк оправдывая его поведение апатией, но даже принимая этот факт во внимание, Онегин противен мне. Он груб, безрассуден и совершенно не оправдывает ожиданий от него как от человека образованного. Нужно ли говорить, что по его вине погибает его ближайший друг Ленский, а самая верная ему женщина остается с разбитым сердцем? В то же время мне невероятно приятен Александр Андреевич Чацкий. Для меня он является буквально идеалом стремления: человек, твердо стоящий на своем, образованный, а главное — готовый до последнего отстаивать свои идеи, даже зная, что ему все равно никого не убедить, что он мечет бисер перед свиньями. Чацкий остер на язык и не стесняется говорить то, что думает, смотреть на все критически.
На мой взгляд, популярный жанр антиутопий слабо представлен в школьной литературе. А это, между прочим, наглядное руководство подрастающему поколению, как не следует строить общество и чему не следует уподобляться. Нельзя не вспомнить Евгения Замятина и его магнум опус «Мы», грубо говоря, корень популярных произведений этого жанра. Школьная программа излишне заточена на русскую литературу, но зарубежная, даже самые известные произведения, обходится стороной, чего ни в коем случае не стоит допускать. Хотя бы самые знаковые и важные произведения необходимо изучать в школе. И запретите «Онегина».
Мой любимый персонаж русской литературы — Воланд из произведения «Мастер и Маргарита» Булгакова. Люблю его за удивительную способность говорить пламенные речи так, будто бы это неоспоримый факт. Он полностью раскрывает в диалогах свое отношение к людям, их циничность, корыстность, глупость поступков. При этом многие задумываются над его словами, многие принимают их на веру, хотя на самом-то деле не стоит так буквально и прямо воспринимать все произнесенное им. Загадочный, таинственный, разносторонне развитый персонаж, с хорошо проработанным образом. А самый нелюбимый персонаж — Анна Каренина. В моем понимании это исключительно эгоистичный и импульсивный человек, который не замечает истинных чувств у окружающих, стараясь устроить конкретно свой комфорт. Да, возможно, каждый человек — эгоист и стремится, чтобы хорошо было именно ему, но при этом не каждый будет совершать ряд каких-то необдуманных действий, которые влекут за собой уйму последствий. И в наше время люди заводят любовников или любовниц, но это не приводит к тому, что разрушаются жизни остальных: мужа, ребенка и даже своя. Кажется, Анна никого не любит. Жалость, страсть, эгоизм, но не любовь. Она запуталась, у нее странные мотивы, нет логики. Исключительно негативный типаж.
Я считаю, что в программе нужно оставлять многое из классики для прочтения следующим поколениям, так как эти произведения развивают, учат, заставляют задуматься. При этом просто необходимо включать как можно больше достойной современной русской литературы, которая значительно ближе для понимания и восприятия, при этом не менее грамотная и глубокая. Также мне бы хотелось, чтобы сами уроки, которые проходят в виде «прочли — обсудили — сочинение — прочее», разнообразили чем-то более творческим, усовершенствованным. Учителя все еще используют те методы, которые были в ходу во времена наших родителей.