У меня музыкальная семья: папа работает в сфере культуры, поет, играет на гитаре и баяне, брат Артур тоже увлекается музыкой. Оба они обучали меня. Я не любила участвовать в вокальных состязаниях, поэтому соревновалась редко и только в районных и региональных конкурсах.
О проекте «Голос. Дети» я узнала из рекламы по телевизору, но серьезно о подаче заявки не думала, поэтому заполнила анкету буквально за два часа до окончания приема. Я пела, брат аккомпанировал на гитаре, а папа снимал на телефон видео, которое мы прикрепили к анкете. Я думала, что не пройду, но через месяц мне позвонили и пригласили на кастинг в «Останкино». После отборочного тура я была уверена, что спела плохо и налажала, но снова ошиблась! Когда на сайте Первого канала вывесили списки прошедших на слепые прослушивания, в доме творилось что-то невообразимое: слезы, истерика, шок…
Атмосфера на проекте была очень доброй и приятной: редакторы шоу помогали, отвечали на все вопросы, поддерживали. Когда во время слепых прослушиваний никто из наставников не повернулся, я ничего не почувствовала вообще — все произошло так быстро. Но, когда я увидела родителей, я поняла: что-то получилось не так — ну и разревелась.
После выступления ведущий шоу Дмитрий Нагиев сказал мне, что я очень скромный человек и что мне надо было петь с настроем «я вас всех порву». На тот момент я действительно была очень зажата: многие дети уже знали друг друга, встречались на конкурсах, а я чувствовала себя не в своей тарелке.
Участие в проекте стало для меня огромным событием, реальность которого я до сих пор не могу осознать. Это была прекрасная атмосфера музыки, творчества и мечты. Позитивное во всем этом опыте — уверенность в себе, знакомство с крутыми людьми, мотивация на будущее. Негативное — иногда я принимаю необоснованную критику и оскорбления очень близко к сердцу, а еще порой кажется, будто человек общается со мной только потому, что я засветилась на центральном телевидении. Ну и вечное клеймо «участница программы «Голос. Дети» иногда раздражает. Хочется в будущем совершить что-то более грандиозное, чтобы избавиться от него.
Сейчас я усиленно готовлюсь к ЕГЭ, но и о музыке не забываю: периодически записываю каверы, сочиняю собственные песни, учусь писать аранжировки. После проекта «Голос. Дети» я приняла участие в интернет-конкурсе «Мой шанс», где победила, и одно из видео, кавер на песню «Sunny» в русском народном стиле, приметили редакторы французского телешоу «The Cover». Они пригласили меня принять участие в их проекте, где были собраны самые необычные кавер-версии со всего мира, оплатили перелет и проживание. Это было удивительное путешествие, после которого у меня появились почитатели и во Франции.
Я участвовала в отборе на взрослый «Голос», но не прошла кастинг. Многие шикарные вокалисты не прошли, а слушали нас совсем по чуть-чуть. Возможно, им были нужны определенные типажи. В ближайший год я все же хочу выпустить обещанный своим слушателям альбом собственных композиций, поступить в вуз мечты и продолжать развиваться в творческом плане.
Что бы я исправила тогда — перестала бы стесняться и начала бы просто получать наслаждение от происходящего. Возможно, настояла бы на исполнении другой песни. Было обидно, конечно, но сейчас я понимаю, что это дало мне большой толчок к развитию, к переоценке собственных возможностей. Я также стала увереннее в себе, ведь множество людей со всех уголков страны писали мне, чтобы поддержать.
Я начала петь в 2,5 года. Никто меня специально не обучал, но в моей семье многие поют — я просто слушала и сама учила песенки. С пяти лет я участвовала во многих конкурсах и фестивалях, и на одном из них мне сказали, что у меня хорошо получится петь народным вокалом. В восемь лет я поступила в Детскую музыкальную школу имени Ю.А.Шапорина на отделение народного вокала, где учусь и по сей день.
В год у меня было по 15–18 конкурсов всероссийского и международного уровня. Среди них были молодежные Дельфийские игры, где я завоевала золото в номинации «Народное пение». Конкурсы дали мне очень многое: я постоянно выигрывала бесплатные путевки и Гран-при, знакомилась с замечательными людьми. Благодаря конкурсам меня заметили режиссеры, и сейчас я выступаю на самых престижных площадках Москвы и России.
На «Голос» я захотела сама, поэтому попросила маму подать заявку. На первый сезон мы не успели, во втором не дошли до слепых прослушиваний. Я не расстроилась — попробовала в следующем году и попала в команду к Пелагее.
К моменту моего выступления у Пелагеи оставалось всего одно место, а остальные команды были уже набраны. Мы думали, что до меня просто очередь не дойдет. Меня начали готовить к выступлению в 11-м часу ночи, и, когда меня забрали на съемку, со мной работал психолог: давал мне в руки пластилин, чтобы я не нервничала, и отвлекал меня от происходящего.
После «Голоса» я уже не хотела участвовать ни в каких проектах. Решила, что лучше работать в театре и не заниматься шоу-бизнесом — театр мне ближе. Но мама настояла на участии в «Синей птице» и в детском «Евровидении». Если честно, я не ожидала, что пройду на «Синюю птицу». Другие мои коллеги по «Голосу» тоже были на кастинге, но не попали в проект.
Я рада, что попала и на «Голос. Дети», и на «Синюю птицу». Оба проекта замечательные. Сравнивать их не имею права. Что касается «Евровидения», то в финале национального отбора наш с Сашей Савиновым дуэт занял третье место, и мы были очень счастливы. После «Голоса» я еще представляла Россию на телевизионном конкурсе IFLC (International Festival of Language and Culture. — Прим. ред.), где получила золотую медаль. После этого я целый месяц гастролировала по Европе и пела на огромных стадионах и в парламентах — вот это для меня является главной победой в жизни.
Сейчас для меня на первом месте театр. Все началось несколько лет назад, когда я сыграла роль маленькой Ассоль в мюзикле Максима Дунаевского «Алые паруса». Сейчас играю в театральной компании «Айвенго» в мюзикле «Баллада о маленьком сердце» и в «Цирке чудес». Театр и концерты занимают много времени, но репетирую я редко. На гастроли со мной ездит то мама, то бабушка. Они во всем меня поддерживают.
Если бы я повернула время вспять, я бы ничего менять не стала. Я счастлива, что мне за мои юные годы столько всего удалось. Любое участие в проектах, в конкурсах, в концертах — это прежде всего опыт, а опыт необходим всем. Нужно всегда идти вперед, никогда не вешать нос и стучаться во все двери.
Вилена стала заниматься музыкой в три года: мы отдали ее в хор, а педагог отметила ее данные и начала обучать ее в индивидуальном порядке. Так и завертелось. В нашей жизни было так много конкурсов, что я просто затрудняюсь все вспомнить. На сцену мы попали в качестве модели. На этих конкурсах часто надо показать творческий номер: кто-то танцевал, кто-то играл на музыкальных инструментах, а мы пели. В три года мы начали ходить в модельную студию «Мисс Татарстан», и Вилена приняла участие в конкурсе красоты «Мини-мисс Татарстан». В четыре года она стала лучшей моделью России, потом ездила в Болгарию представлять нашу страну и также заняла призовое место. В пять лет мы были в Турции, где Вилена тоже стала лучшей детской моделью. В Турции мы также заняли первое место по вокалу.
В три года ребенок еще не понимал, что участвовал в каком-то конкурсе. Это была наша с папой инициатива. Но мы не заставляли Вилену что-то делать. В 4–5 лет она уже стала понимать, что участвует в конкурсах и что мы делаем это не ради участия, а ради победы. Мы до сих пор придерживаемся этого девиза. Если чего-то она не хочет, мы не настаиваем.
«Голос. Дети» был для нас первым конкурсом такого масштаба. Мы не думали, что на слепых прослушиваниях никто не повернется, потому что у нас всегда были успехи, и Вилена была первая во всех конкурсах. Она, конечно, сильно переволновалась, мы с папой тоже очень волновались. Плакали все. Плакала, насколько я знаю, вся Россия. Когда мы вышли на улицу после выступления, я сказала, что больше ни на какие конкурсы не поеду, на что Вилена ответила: «Мама, не поедешь ты — поедет папа, но я обязательно вернусь». Мы подавали заявки на другие сезоны, прошли в третий и четвертый, но в конце концов нам дали понять: друзья, извините, вы у нас уже были на первом «Голосе», мы вас помним, вы уже засветились. Вилена представляла Россию на «Новой волне», два раза была на российском отборочном туре на «Евровидение».
Может быть, даже хорошо, что мы не прошли дальше. После слепых прослушиваний я сказала, что это начало больших побед, и действительно получилось так. Да, она сильно расстроилась, ревела до самого аэропорта и в самолете плакала, говорила: «Я обязательно вернусь и выиграю», но меньше уверена в себе она не стала. Ребенок маленький — все впереди.
У нас есть замечательный педагог, она к тому же и психолог. Мы можем заниматься и четыре дня в неделю, и каждый день. Все зависит от предстоящего мероприятия. Я работаю в страховой компании. Спасибо моему руководителю, который знает, чем занимается мой ребенок, и отпускает меня на мероприятия вместе с ней. Поездок бывает очень много, иногда каждую неделю.
Я думаю, что Вилена — счастливый человек. Многие мечтали бы о таком детстве. Можете себе представить: выступать со звездами на большой сцене на таких масштабных мероприятиях.
Конечно, в школе много пропусков, но Вилена все равно остается отличницей. Она очень много занимается. Большое спасибо папе: он делает с ней уроки. Вилена участвует в школьных олимпиадах, занимает призовые места, участвует в теннисных турнирах. Мы успеваем везде. Иногда мы берем какую-то паузу, когда в ближайший месяц или пару недель выступлений нет, и она уже начинает скучать, говорит: «Боже мой, как я хочу выйти на сцену и спеть». Вилена выбрала такой путь, и она идет по этому пути.
Мы с мужем — профессиональные музыканты. У Виолетты абсолютный слух проявился в возрасте одного года, что бывает крайне редко. В два года она уже давала домашние концерты, с трех лет начала заниматься с педагогом по вокалу, с четырех выступала на сцене, а с пяти — на конкурсах, где многократно становилась лауреатом и победителем. Параллельно с трех лет Виолетта стала заниматься хореографией, а с четырех — фортепиано и сольфеджио. Игра на фортепиано и учеба в музыкальной школе — это, конечно, решение родителей, и фортепиано не всегда давалось легко, но мы решили, что, раз у ребенка такие яркие вокальные данные и такое желание выступать на сцене, надо получать музыкальное образование с раннего детства.
С Миланой все было иначе. Она с рождения считала сестру звездой, видела ее на видео и многое повторяла за ней, но стеснялась выступать и не проявляла тяги к сцене. Видимо, боялась быть хуже. Но учиться в музыкальной школе захотела сама, причем еще в три года выбрала инструмент — скрипку. С четырех лет она училась в музыкальной школе, где играла не только на скрипке, но и на фортепиано. В 7–8 лет у нее проявился вокальный талант — надо было выбирать, на чем сосредоточиться, и выбор был сделан в пользу вокала и фортепиано.
В конце 2012 года девочки увидели на канале «Ю» передачу «Школа музыки», благодаря которой узнали о продюсерском центре «Республика Kids» в Москве. В начале 2013 года мы поехали в «Республику», показали девочек и стали приезжать туда на семинары и мастер-классы. Именно там нам сообщили о кастинге на первый сезон проекта «Голос. Дети». Для каждой из девочек мы послали отдельные заявки, но уже в Москве их соединили в дуэт.
И девочки, и я не были уверены, что в вокальном конкурсе сольных исполнителей дуэту дадут пройти дальше. А когда мы узнали, что будем в баттле с Лизой Пурис, мы все сразу подумали, что наставник выберет ее. Ведь когда-то в «Республике Kids» Лизу Пурис нам уже представляли как звезду и ставили в пример. За время участия в проекте все участники очень подружились, так что девочкам хотелось просто классно выступить на баттлах. В итоге они были искренне рады за Лизу.
В нашем сезоне работали психологи, которые на много часов отделяли детей от родителей: нам не давали даже напоить детей горячим чаем и заклеить пластырем случайную ранку. Дети там бесились, теряли настрой на сцену, орали, срывая голоса… Короче, мы все были недовольны этим.
Дети, конечно, нереально повзрослели от этого опыта. Труд был недетским: мы спали порой по два часа в сутки, и всегда надо было быть в хорошей внешней и вокальной форме. Песен за проект мы выучили около двадцати. Негативный опыт — это те комментарии, которые писали люди, порой не очень умные и добрые, под видео с выступлением девочек. Детей не всегда удавалось оградить от этих комментариев, а переживать все им приходилось самим — объяснения родителей не всегда помогают.
После проекта сестры стали много выступать, их приглашали на многочисленные концерты в Питере и Москве. Сейчас девочек хорошо знает и правительство Петербурга, и губернатор, а также многие взрослые артисты. После «Голоса» мы стараемся не участвовать в конкурсах, потому что есть много недовольных, которые говорят: «Вам что, мало ваших наград, зачем вы еще здесь места занимаете?» Девочки давно зарабатывают деньги музыкой. Еще до проекта они много лет работали на киностудии «Невафильм» на озвучке, в основном вокальной. Они обожают эту работу.
У нас и у других детей-артистов, которых мы знаем, все проходит не так уж гладко. Есть и обратная сторона медали. Например, выбирать друзей становится тяжелее с появлением популярности — трудно распознать искренность. Многие дети, конечно, не готовы к этим недетским эмоциям. Я порой думаю, а нужно ли было участие в «Голосе» — ведь характеры детей складываются с учетом всех этих переживаний. Было много нервов, споров, и даже не сразу после проекта, а намного позже.
Все-таки мы с мужем считаем, что наши дочки не зря через все это прошли. Их потенциал вырос, и они смогут все это правильно пережить до конца. К этому нелегкому пути мы их готовили с трех лет, рассказывая о непростых судьбах знаменитых актеров-детей и певиц, рано ставших мегапопулярными. Хотя девочки были готовы к испытаниям, им все равно приходится учиться на своем опыте. Но без этого ни один человек не сможет развиваться — под колпаком не проживешь.
Проявлять интерес к готовке Анжела начала в 4 года: делала еду из пластилина для кукол. Потом стала готовить по-настоящему. На момент съемок «МастерШефа» Анжеле было восемь лет, и тогда она уже хорошо знала поварскую терминологию, потому что дома мы готовим еду ресторанного уровня. О кастинге на шоу мы узнали из интернета, заявку отправили по согласованию с Анжелой — она хотела больше всех.
Когда ее исключили в четвертом выпуске, она, конечно, расстроилась, но просто от того, что покидает проект. Потому что атмосфера на «МастерШефе» была удивительная, и Анжеле не хотелось расставаться с ребятами. Она сама сказала, что состязание сложное, что старшие ребята сильнее ее и что нужно еще поучиться искусству готовки.
Анжела также модель и актриса, причем раньше всего началась ее модельная карьера. Анжела позировала для журнала и даже зарабатывала немного денег. Позже она поступила в театральную студию «Ералаш», прошла там обучение, снималась во многих роликах.
Все репетиции провожу с ней я. По профессии я логопед, могу поставить и речь. Во все поездки с ней тоже езжу я. Анжела участвовала в таких конкурсах, как «Мисс Подмосковье», «Супермодель Московского региона» и World Beauty Astana 2016. Сейчас большую часть жизни Анжелы занимают театральная студия и кино. Профессия модели — сопутствующая задача, чтобы держать себя в форме.
В феврале Анжела стала главным помощником губернатора Нижегородской области в своей возрастной категории. Это задача нелегкая — собирать информацию о проблемах, которые касаются жизни детей в нашем регионе, потом обрабатывать и отправлять ее губернатору.
Детский успех не означает пожизненный успех. Самое главное, что человек приучается к труду. Успех приходит со временем, но и то не ко всем. Я воспитываю в ней то, что и поражения тоже нужно принимать, что и при непосильном труде успеха может не быть. Я думаю, она это понимает: Анжела не звездится, ищет что-то новое для себя, говорит, что успех ничто по сравнению с возможностью познания нового.
Я преподаю математику в школе, а муж работает юристом, но мы любим музыку. Когда Миша пошел в детский сад, он стал немножко заикаться, и врач посоветовал нам какое-то время меньше говорить и больше петь, а в идеале — пойти в вокальную студию. Мы отдали Мишу в кружок рядом с домом. Ему было тогда три года. Заикаться он довольно быстро перестал, а петь мы решили не бросать, потому что у него хорошо получалось. В четыре года он выиграл свой первый районный конкурс.
Миша — ребенок не конкурсный. Он не был заинтересован в получении каких-то призовых мест, он вообще не честолюбивый. Но студия сама направляла его на конкурсы, и он участвовал. Любая студия заинтересована в этом.
«Голос. Дети» появился через год после взрослого, а взрослый «Голос» мы с удовольствием смотрели. Когда мы увидели по телевизору рекламу о том, что будет детский «Голос», мы переглянулись и решили, что, конечно, обязательно пойдем на кастинг.
На таких конкурсах всегда ходит много слухов из серии, что все заранее распределено, и, наслушавшись этого, мы не рассчитывали даже на то, что кто-то повернется. Мы настраивали Мишу на то, чтобы он просто хорошо спел, поэтому, когда к нему повернулись, он даже расплакался из-за того, что ожидал другого. Есть родители, которые иногда переоценивают своих детей, а я из тех, которые, наоборот, недооценивают. Миша даже иногда жалуется на это.
Когда Миша не прошел в суперфинал, все его спрашивали: «Ты, наверное, расстроился, сильно плакал?» Мне было так смешно, потому что для него важно было только то, что он спел финальную песню — технически она была очень сложной, ему пришлось осваивать новые приемы. Ему было важно не подвести свою наставницу Пелагею и своего педагога. Он реально сильно волновался, плюс ко всему у него была температура 38. Это был эфир, деваться некуда было, температуру ему сбили. Конечно, если бы все было плохо, его бы не выпустили.
Любое публичное выступление — это стресс для ребенка, особенно слепые прослушивания, когда повернутся — не повернутся. Иногда говорят, что детей жалко, потому что они там плачут, но давайте вспомним любые соревнования, например спортивные, где дети борются за призовые места. Точно так же расстраиваются, если прибежали не первыми, приплыли в конце. Это нормально: если ребенок участвует в каком-то соревновании, он должен быть готов, что может проиграть.
Миша особо не любит конкурсы, поэтому после «Голоса» кроме детского «Евровидения» он нигде не участвовал. И я не видела в этом необходимости, ведь у него и так было достаточно выступлений. Нас стали приглашать, например, на городские праздники. Плюс ко всему еще до «Голоса» Миша стал играть в музыкальном театре, так что ему было где выступать.
«Евровидение» — отдельная история. Так получилось, что Мише подарили авторскую песню, и, хоть она была и не совсем в формате конкурса, мы отправили ее на отбор. Он проходил в два этапа: онлайн-голосование и голосование профессионального жюри. В интернет-голосовании у Миши было преимущество, так как его хорошо знали после «Голоса», и там он получил второе место. Но потом жюри в составе Филиппа Киркорова, Юлии Началовой, Игоря Крутого единогласно поставили его на первое. Это был шок!
Никакого менеджера и спонсора у нас нет. Ведением сайта и групп в соцсетях занимаются, скажем так, Мишины друзья. В театре Миша получает какой-то заработок, но я не могу сказать, что он является существенным доходом для нашей семьи. Что касается концертов и других мероприятий, то некоторые из них как-то поощряются, но мы не ставим для себя основной задачей заработать. Важнее всего развитие Миши.
Я считаю, что опасность в конкурсах есть. Ни в коем случае нельзя накручивать ребенка, внушать ему чувство собственного превосходства. Если ребенок становится популярным, нужно правильно формировать его отношение к этому. Я считаю, что с Мишей нам удалось гладко пройти этот период. В принципе, он был готов к тому, что сейчас он популярен, а через какое-то время этого, возможно, не будет.
Я считаю, что самое главное — чтобы у ребенка было чем заниматься дальше. Вот Миша сейчас, например, пишет песни свои — стихи и музыку. Осваивает приложения, в которых создается музыка. До последнего времени Миша говорил, что, скорее всего, не будет певцом. Как ни странно, сейчас, когда шумиха спала, он, наоборот, больше хочет заниматься музыкой.
Психологи об участии детей в телевизионных шоу
Об особенностях возраста
В дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок скорее выполняет предписания родителей. Ему сложно сформировать самостоятельную мотивацию, и в этом смысле результат непредсказуем. Будет ли ему тяжело? Будет ли травма для психики? Я знаю много отсроченных негативных эффектов. Вроде бы в детском возрасте все в порядке, а потом приходит ко мне взрослый человек 20–25 лет — и выясняется, что участие в каком-то конкурсе наложило сильный отпечаток на его жизнь. Если это была неуспешная история, то у человека может сформироваться идея, что не нужно выпендриваться, и с этой идеей он потом живет.
Осознанным участие в таких соревнованиях становится в подростковом возрасте, после 12 лет. Тогда человек может присвоить себе мотивацию, бороться и совершенствовать свой навык. Другое дело, что в этом возрасте самооценка очень уязвима и поражение может быть перенесено тяжелее. С подростком нужно разговаривать, показывать ему, что помимо этого конкурса есть другой мир, отношения.
Что движет родителями
Для многих родителей участие их ребенка в популярных шоу — возможность реализовать свои детские мечты об известности. Часто взрослые так озвучивают свои стремления: «У меня этого не было, и я хочу дать своему ребенку все самое лучшее». И не всегда родители в своих желаниях принимают в расчет индивидуальные особенности и возможности ребенка. Они не понимают, как этого можно не хотеть. И подобным образом желания детей заменяются на желания родителей.
У многих родителей есть представление «известный равно богатый». Ожидается, что участие в подобных программах откроет дорогу к обеспеченной жизни. Мамы и папы мечтают, что участие, а тем более победа в конкурсе откроет дорогу к концертам, контрактам и финансовому благополучию.
Некоторые родители считают своего ребенка уникальным, и им важно, чтобы как можно больше людей узнало об этом. Ведь гениального ребенка способны воспитать только самые лучшие родители.
Мария Чурсинова: Родителями может также двигать желание, чтобы дети скорее повзрослели, научились конкурировать, стали более собранными, научились достигать целей. Бывает и другая мотивация, в том числе неосознанная: через это они сами себя чувствуют более успешными, достигающими. Очень часто родители в детстве хотели, но не могли себе позволить сделать что-либо такое. Или это могут быть родители, которые заняты только воспитанием детей — например, мамы, сидящие дома. Тогда, помогая детям участвовать в конкурсах, родители чувствуют себя очень сильными, весомыми, и так проявляется их мотивация на достижения.
Почему дети стремятся на сцену
Наталья Храмцова: Многие ребята любят петь или танцевать. Они получают огромное количество похвалы, комплиментов, и это приносит море удовольствия и радости. Но особенно много радости доставляет одобрение и похвала родителей. Это во многом справедливо для детей 7–11 лет, которые очень ориентируются на оценку родителей. И иногда так случается, что на сцену ребенок рвется только потому, что это порадует маму или папу. Занятие любимым делом способно приносить удовольствие, а вот соревновательный момент — вряд ли.
Мария Чурсинова: Когда ребенок много участвует в таких шоу, есть опасность формирования нарциссического типа личности. Такой человек не уверен, что он прекрасен и достоин любви, поэтому, чтобы его любили, ему надо лучше всех выступить, быть самым известным. Это такая условная любовь, к которой ребенок, к сожалению, привыкает. Тогда формируется, можно сказать, личностная патология, связанная с тем, что человеку вообще тяжело находиться в отношениях. Он может только соревноваться и быть на высоте.
О позитивных последствиях конкурсов
Наталья Храмцова: Готовясь к участию в шоу, дети вместе со взрослыми учатся ставить цель, определяют, какие действия необходимы для ее достижения, а какие мешают, готовят план действий. Формируется понимание, что нужно вкладывать много труда, тренироваться, упражняться, чтобы улучшать свои умения. Также совершенствуются навыки общения: дети встречают новых людей, учатся находить общий язык, сочувствовать другим, развивать эмпатию, умение принимать тех, кто отличается от тебя.
Мария Чурсинова: Если все прошло хорошо и в этом опыте не было травматичных событий, то на него можно опереться и чувствовать себя гораздо увереннее во взрослой жизни. Такие дети, как правило, не испытывают трудностей, выступая перед большим количеством людей. Ребята, которые с детства участвуют в таких проектах или в концертной деятельности, гораздо увереннее чувствуют себя на вступительных экзаменах в музыкальное или актерское учебное заведение.
Как выстраивать отношения с ребенком — участником шоу
Мария Чурсинова: Родителям, которые загорелись проектом, уже очень сложно остановиться на этом пути. Они поглощены этой идеей, и им сложно увидеть, что ребенок уже не тянет, что ему плохо, а ребенок, как правило, боится расстроить родителей и не может адекватно выразить свой протест. Ему сложно четко сказать родителям: «Я не могу». Так что первое, что я рекомендовала бы родителям: допускать возможность, что остановиться придется в любой момент.
Если вы поставили себе такую цель, нужно разгружать ребенка. Не может быть одновременно задачи победить в конкурсе и, например, учиться на отлично. Ребята, которые все это делают, быстро выгорают. Лучше дать понять ребенку: вот здесь требования высокие, а здесь мы планку снижаем.
В семьях часто бывает, что дети боятся своего неуспеха еще и потому, что знают: родители начнут отвергать их за провал — говорить, что плохо старались, что разочаровали. Ребенку обязательно нужна поддержка, и он должен понимать: «Неудачный конкурс — всего лишь эпизод в жизни, родители меня при этом любят».
Если мы говорим о таких детско-взрослых шоу, как «Голос», «МастерШеф» и «Синяя птица», то в них детям могут быть непонятны критерии оценки и высказывания жюри. Родитель должен стать проводником, переводчиком, который объясняет все ситуации доступным языком.
Нужно разгружать семью от стрессов. Если у вас дома супружеские конфликты, ребенку вдвойне тяжело. Важны и такие банальные вещи, о которых часто забывают: достаточный и регулярный сон, разнообразная и своевременная еда, прогулки, общение, игра.
Как справляться с негативными последствиями детских шоу
Наталья Храмцова: Дети, участвующих в конкурсах и соревнованиях, сталкиваются со многими проблемами: страх поражения, неудачи, страх наказания и отвержения за неудачу, переживание разочарования и горя после проигрыша, категорический отказ от участия в заключительном этапе конкурса.
Справляться с подобными ситуациями непросто. Родителям приходится осознавать, чьи желания они реализуют, учитывают ли они потребности ребенка, адекватны ли требования, предъявляемые к нему. В таких случаях мы совместными усилиями ищем способы поддержки ребенка, пробуем снижать тревожность, работаем со страхами, обучаем способам релаксации. Работая с психологом, дети получают возможность отрефлексировать разные чувства — обиду, гнев, печаль, а также получить опыт безопасного и безоценочного взаимодействия со взрослым.
Мария Чурсинова: Основная проблема формулируется родителями так: «Ребенок взялся за дело, а сейчас не хочет, пропадает мотивация. Помогите ее вернуть». Одна из первых стратегий — сделать так, чтобы родители услышали ребенка. Мы проводим и совместные встречи, и встречи с родителями и детьми по отдельности. Иногда семье приходится, например, отказаться от конкурса, и тогда я помогаю родителям принять это.
Поступает много жалоб на то, что ребенок стал хуже учиться в школе. Тогда пытаемся сделать так, чтобы родитель оценил ситуацию и увидел, что оценки ухудшаются потому, что сейчас он поставил перед ребенком другую первостепенную задачу. Это закономерно: неуспех в школе всегда связан с наличием другого сильного стресса. Родители должны поддержать ребенка, перестроить расписание.
Обращаются с психосоматическими симптомами. Их огромное количество: это и различные гастроэнтерологические проблемы (и расстройства желудка, и гастрит, и тошнота — например, когда ребенка на нервной почве тошнит перед выступлением или после), и кожные проблемы. Бывали краткосрочные немотивированные повышения температуры, дыхательные, астматические приступы, болезни опорно-двигательного аппарата — когда у ребенка, например, нарушается чувствительность в конечностях. Если уж родители не увидели чего-то на этапе, когда ребенок просто жалуется, то они точно не могут игнорировать проявление психосоматического симптома. Как правило, сначала они обследуются у врача, а он направляет ко мне. Если дело дошло до психосоматического симптома, то это длительная работа с психологом для всей семьи. Надо восстанавливать способность ребенка говорить о своих потребностях и способность родителей слышать его.