Михаил Беляев
Хозяин карликовой свинки Нюши (6 лет), обезьяны Полундры (7 лет), кобры Зойки (8 лет)
Передачи «Доброе утро», «Среда обитания», «Диалоги о животных», «Сюрприз из хлопушки», «Суперинтуиция»; сериалы «Не плачь по мне, Аргентина!», «Золотая Орда»
Я потомственный дрессировщик в четвертом поколении. Сколько себя помню, у нас дома жили обезьяны, змеи, крокодилы, лисы, попугаи, хорьки и голуби. Мы с женой выступаем с большим шоу экзотических животных на эстраде и городских праздниках, готовим зверей для съемок в телепередачах и фильмах. На нашей загородной базе живут больше ста животных, часть из них задействована в концертных программах, другие уже на пенсии.
Для съемок в кино мы отбираем животных по характеру. Спокойные, стрессоустойчивые четвероногие артисты лучше всего взаимодействуют с людьми на съемках.
Самое востребованное животное для съемок среди имеющихся у нас — это мини-пиг. Карликовые свинки сейчас очень популярны. А еще они очень умны: по некоторым исследованиям, их интеллект соответствует интеллекту четырехлетнего ребенка.
Наша мини-пиг Нюша снималась во многих передачах, а в 2014 году была официальным предсказателем России в чемпионате мира по футболу. Мы с Нюшей каждое утро приезжали в студию Первого канала, где она делала свой прогноз. Съемочная команда встречала Нюшу чуть ли не у машины, все очень к ней привязались за время съемок.
Однажды Нюша участвовала в съемках сериала «Не плачь по мне, Аргентина!» с Анастасией Заворотнюк и Егором Дроновым. Это была одна из первых Нюшиных ролей, ей тогда только исполнилось полгода. Была сложная ситуация, потому что меня не должно было быть в кадре, чужих людей Нюша не знала и опасалась, а на репетиции времени не было. По сценарию актриса ведет свинью на шлейке, а та запрыгивает на диван. Когда начали снимать, Нюша ни в какую, всеми четырьмя копытами упирается. Но Анастасия мастерски вышла из положения: мол, ну же, непослушная свинья, пойдем, и сама ее на диван посадила. В кадре это смотрелось органично и забавно.
Однажды я принимал участие в съемках новогодней программы «Давай поженимся», где подбирали невесту для оленевода. Испытание от одной из претенденток было таким: главный герой должен был взять в руки живого крокодила. Я должен был предоставить этого самого крокодила. Кроме меня было еще много артистов, а также дрессировщиков с оленями и лошадьми. С крокодилом все прошло замечательно, вот только в перерыве лошадь наступила на ногу главному герою. В итоге все закончилось хорошо.
В большинстве случаев съемки с животными проходят без каких-либо репетиций, но иногда приходится готовить животных непосредственно для проекта. Сложность в том, что режиссеры и сценаристы не всегда представляют возможности животного: скажем, хотят, чтобы свинья плавала в бассейне, а макака прикуривала сигарету и делала вид, что говорит по телефону.
Как-то раз мне позвонили продюсеры какого-то сериала: хотели снять, как кобра танцует под дудку. Я отказался. Секрет этого трюка заключается в том, что дрессировщик бьет змею по голове палкой. Потом палку заменяют на дудочку, и кобра пристально за ней следит, потому что все время ожидает удара, а зрители думают, что она танцует. У меня иной подход к дрессировке, своя методика приручения змей, и такие варварские методы я не использую. Я никогда не стану участвовать в съемках, если при этом может пострадать психика животного.
Недавно я сыграл роль заклинателя змей в сериале «Золотая Орда». Для съемок потребовалось много змей, в том числе и опасных и ядовитых. В частности, там была сцена с индийской коброй Зойкой — это удивительная змея, с которой я работаю уже более 6 лет. Самое сложное было снять поцелуй в капюшон, пришлось делать много дублей. Люди называют это поцелуем смерти — самый опасный трюк, который можно показать с этой смертельно ядовитой змеей. Но Зойка получила свой первый поцелуй много лет назад, поэтому, несмотря на большое количество дублей, множество людей вокруг, свечи и благовония на площадке, все прошло успешно, впрочем, как всегда.
За съемки в сериале «Не плачь по мне, Аргентина!» свинка Нюша получала 30 000 рублей за один съемочный день, проект снимали около недели. Примерно такие же гонорары животные получают и за остальные съемки.
Валерий Еломанов
Хозяин немецкой овчарки Бонзай (1 год)
Фильм «Танцы на высоте»; сериалы «Пятая стража», «Чернобыль: Зона отчуждения», «Журналюги», «Любимцы»
Всю жизнь я работал начальником караула в пожарной охране, а недавно меня отправили на пенсию. Я был очень расстроен, внезапно появилась куча свободного времени, и друзья подарили мне щенка. Я стал с ним активно заниматься, обучал его всевозможным командам, гулял с ним с утра до вечера.
В кино мой Бонзай попал совершенно случайно. Я был знаком с хозяйкой его отца. Как-то раз она позвонила и сказала, что ее пес, отец моего щенка будет сниматься в фильме «Пятая стража», и киношникам нужен похожий на него щенок, чтобы сыграть его в молодом возрасте. Она попросила меня прислать в киностудию фотографию щенка, и вскоре оказалось, что Бонзай подходит. Он тогда был совсем крошечным, ему было три месяца, но я согласился на эту авантюру, подумал, что это будет интересно и ему, и мне. По сценарию фильма у хозяина-антиквара есть щенок; когда хозяина убивают на глазах у животного, щенок лижет его кровь — так в него переселяется дух хозяина. А потом как в индийских фильмах: прошло десять лет, и уже взрослый пес начинает мстить за хозяина. Поскольку Бонзай играл в этом фильме щенка, от него слишком многого не требовалось.
В кадре Бонзай по команде подошел к актеру, который, якобы будучи убитым, упал на землю (я приучил собаку подходить ко мне, если я падаю), и слизал лужу «крови» — на самом деле это был джем.
Во время съемок с животными рядом с режиссером стоит дрессировщик. Часто в сценах, где Бонзай должен укусить артиста за ногу, те боятся, и в кадре в этот момент моя рука или нога. Я свою собаку знаю, могу с ней договориться. Съемочный процесс нам с Бонзаем показался интересным и даже увлекательным, и я решил при случае соглашаться на съемки, если еще предложат.
Как-то раз я пораньше подъехал на «Мосфильм» и ждал, когда приедет съемочная группа фильма «Журналюги», где Бонзай тоже снимался. Ко мне подошла незнакомая помощник режиссера, сказала, что им для съемок нужно, чтобы собака взяла телефон и поднесла хозяину. Я сказал, что для Бонзая это пустяковое задание. Так мы попали на месячные съемки фильма «Танцы на высоте» Аметхана Магомедова в Дагестане. Это были самые увлекательные наши съемки. Бонзай должен был там работать в отаре с овцами. Он никогда прежде не видел ни коз, ни коров. По сценарию Бонзай должен был пасти овец и не давать им уйти в горы, а он, впервые увидев овец, ошалел и погнал в горы одну несчастную овцу. Получил за это потом копытом в лоб, к тому же псы, которые действительно пасли этих овец, на него разозлились и подрались с ним. Ну что было делать, не подводить же съемочную группу из-за этого баловня. Я попросил местных жителей, и нас с Бонзаем на пару дней поселили жить прямо в маленькой будке около места, где находились овцы (две-три тысячи овец), чтобы он к ним привык, не бросался на них. План сработал: в кадре кажется, будто Бонзай их действительно оберегает.
В фильме «Любимцы» по сценарию Бонзай должен был лежать на ветеринарном столе, а потом внезапно укусить ветеринара за попу. Трудность была в том, что Бонзай был еще маленьким, и я не успел его обучить такому понятию, как «враг», и что с ним нужно делать; у него вообще не было агрессии по отношению к людям. Когда ему подавали команду кусать, он не знал, как реагировать. В итоге где-то с пятнадцатого дубля мы его уговорили хотя бы слегка куснуть актера за попу. Артист, конечно, заранее надел подкладку под брюки для безопасности.
Как правило, мне не приходится обучать собаку каким-то командам именно для съемок в фильме. Многое для съемок построено на базовых командах, в каких-то фильмах вообще нужно, чтобы собака лежала или сидела.
Что касается гонораров Бонзая, то это не какие-то великие деньги, но на жизнь нам хватает. За месяц съемок в Дагестане нам заплатили 50 000 рублей плюс оплатили дорогу и проживание во время съемок. В среднем за день съемок в Москве платят 2000–3000 рублей.
Татьяна Запорожец
Хозяйка бордер-колли Хэсти (5 лет), бордер-колли Ренджи (3 года), таксы Лайды (9 лет), кота Марсика (9 лет)
Фильмы «Пятая стража», «Обмани, если любишь»; передачи «Следствие вели… с Леонидом Каневским», «Прокурорская проверка» — «Помогите, люди добрые»; сериалы «Я работаю в суде», «Последний из Магикян»; реклама фильма «Елки»; клипы Jukebox Trio «Собачий блюз» и Noize MC «Нету паспорта»
Я занимаюсь животными больше семи лет. На первые съемки мы попали через специальное агентство. Не то чтобы я была фанаткой каких-то звезд или мне срочно нужны были деньги, просто мне нравилось дрессировать своих питомцев, обучать их чему-то новому, выяснять, на что они способны. К тому же бордер-колли веселые, с ними легко работать, они не боятся новой обстановки. Хэсти было полтора года, когда я впервые привела ее на съемки, и понеслась.
Первой нашей работой был клип Jukebox Trio «Собачий блюз». Там играл человек, который стоял перед зеркалом, чистил зубы, расчесывался, приводил себя в порядок. Но вместо его головы была собачья. Задачей Хэсти было просто сидеть смирно, смотреть в камеру и адекватно реагировать на то, что чужая рука сзади подносит ей щетку к зубам, расчесывает ее. После этих съемок у меня остались исключительно приятные впечатления.
После этого мы снимались в клипе Noize MC «Нету паспорта». Там по сценарию задачей Хэсти было просто бегать с актерами, играющими бомжей, и совсем немножко провезти Ваню Алексеева (Noize MC) на инвалидной коляске.
Этим летом моей собаке на съемках нужно было раскопать могилу и найти там кровавую руку. Ничего сложного: я просто заранее потерла этот предмет об себя, чтобы на нем остался мой запах, и положила ее в нужное место. Хэсти потом без труда ее отыскала и принесла.
Еще мы с моей другой собакой Ренджи участвовали в одной из серий «Следствие вели… с Леонидом Каневским». Там по сюжету, когда маньяк достает скальпель, девушка зовет свою собаку, та, услышав, начинает гавкать и впивается зубами в руку маньяка. С этими задачами Ренджи справилась. Сериал снимали без звука, поэтому я могла запросто давать голосом команды своей собаке. Вообще фильмы часто сразу снимают со звуком, поэтому команды собаке давать можно, но, главное, делать это настолько четко, чтобы она сразу поняла, иначе это будет брак по звуку и нужно будет переснимать.
Перед кадром мы с собаками репетируем с актером. Бывает так, что артисты боятся играть в сценах, где собака должна их укусить, и тогда мне приходится надевать одежду этого актера и становиться в кадр.
Иногда режиссеры придумывают такое, с чем собака не способна справиться в принципе. Однажды режиссер хотел, чтобы моя такса искала людей в лесу. При этом он совсем не учел того факта, что таксы коротколапые, а в лесу высокая трава, они физически не могут справиться с такой нагрузкой. По этому же сценарию такса должна была запрыгнуть в открытое окно «хаммера». Это притом, что таксы даже не всегда справляются с тем, чтобы запрыгнуть на диван. В итоге пришлось изощряться на съемочной площадке и подносить ее к окну машины на руках.
Еще у меня есть беспородный кот Марсик. Он у меня снимался в сериале «Последний из Магикян». По сюжету Марсика дарят главному герою в коробке, и его задача красиво сидеть, не нервничать и не кричать. Марсик белоснежный и пушистый, поэтому у меня часто просят его для рекламных съемок свадебные агентства.
Размер гонорара зависит от того, сколько сцен в одном съемочном дне. Как правило, съемочный день собаки — восемь часов. Если съемки длятся дольше, то каждый последующий час оплачивается отдельно. Кошки гораздо больше стрессуют на съемочной площадке, нежели собаки, найти работоспособную кошку-актрису очень трудно, но если все же удается, то платят ей за работу больше, чем собакам. В среднем за съемочный день платят 5000 рублей.