«Афиша Daily» попросила психолога Адриану Имж порассуждать о том, как быть, если новости вызывают у вас стресс, тревогу или страх.
Адриана Имж
Адриана Имж
Выпускница психфака МГУ и курса Екатерины Михайловой в Институте групповой и семейной психологии и психотерапии, автор книги «Неформальные заметки психотерапевта». Ведет групповую и индивидуальную работу с клиентами с 2007 года.

Первый ответ хорошо сформулировал еще профессор Преображенский: «не читайте перед обедом советских газет, а если нет других — то никаких и не читайте». Этот совет во многом хорош: если у вас есть возможность минимизировать количество новостей, так и делайте.

Новости — это удивительный продукт работы множества людей. Важно понимать, как они делаются и для чего: новость — это не информация, тем более не полезная информация. Это продукт, товар, созданный, чтобы получить главную валюту современных СМИ — внимание.
Многие сайты и журналы сейчас отходят от концепции новости как новой информации. Новость — это все, что привлекает внимание, вызывает интерес, перепост или задержку зрителя возле экрана. Потому что зритель или читатель, удерживающийся возле экрана, посмотрит рекламу, купит товар — в общем поучаствует в товарно-денежных отношениях. Важно помнить о том, что журналы, каналы, газеты существуют на деньги рекламодателей, а не покупателей и зрителей.

Новость создается в 90 случаях из 100 для того, чтобы вы купили новую бритву или сходили в кино. Именно поэтому журналисты редко работают на то, чтобы вы узнали что-то полезное. И именно поэтому в роли фильтра приходится выступать самому зрителю и читателю — подключать каналы с полезной для него информацией, заходить только на те сайты и в те блоги, где ему предложат что-то нужное.

Подробности по теме
Нон-фикшн
Что не так с «Новостями» Алена де Боттона: объясняет новостник «Афиши Daily»
Что не так с «Новостями» Алена де Боттона: объясняет новостник «Афиши Daily»

Если так случилось, что вы все же увидели новость, которая вас расстроила: разбился самолет, погибли люди, обесценились ценные бумаги, произошло землятресение — помните, это локальное событие, которое, скорее всего, не имеет отношения лично к вам.

Миллионы самолетов взлетели и приземлились без проблем, на планете большая часть людей встала, провела день и легла спать, заводы и компании продолжили свою ежедневную работу. Помните ли вы об этом? Если события не имеют отношения лично к вам и вашим близким, это не ваша новость, вам не обязательно ее читать или переживать из-за нее.

Если же так случилось, что новость, которую вы увидели, касается вас, — вспоминайте о балансе контроля и ответственности: вы можете что-то сделать с тем, что произошло? Нужно ли вам что-то делать? Если не можете или не нужно — отпускайте произошедшее. Если не удается, обратите внимание на то, что вас удерживает, как вы формируете связи с ситуацией. Может быть, это обратимо?

Если новость бьет по вашему чувство безопасности — проверьте, а в безопасном ли вы месте сейчас? А ваши близкие? Если с вами и ними все в порядке, больше не думайте об этом.

Да, наверняка есть люди, которые прямо сейчас чувствуют себя плохо, наверняка где-то совершается что-то несправедливое и ужасное. Если вы не можете ничего с этим сделать, то начиная про это думать и переживать, вы тоже становитесь жертвой обстоятельств, режима, насилия.

Вы можете отказаться от этого, ведь именно такого эффекта и добиваются, например, террористы: чтобы все стали жертвами, почувствовали себя в небезопасности. Чтобы стало легче, можно проговорить это: «У вас не получилось дотянуться до меня, я не пострадал».

И все же, если есть возможность, двигайтесь от блогов и газет в сторону книг, от телевизора — в сторону просмотра фильмов с носителей. Как правило, клиенты, которым это удается, значительно меньше страдают от информационного шума.