— Кто придумал проект? Как он появился?
Петрушов: Все довольно цинично. Агентство «Пикчер», в котором я работаю, занимается рекламой в интернете и соцсетях, и в какой-то момент у нас появились клиенты, у которых был запрос на аудиторию родителей. Мы изучили рынок и выяснили, что нормальных площадок, где можно было бы размещать рекламу, не существует. Так родилась идея создать сообщество наподобие «Лентача» (сообщество «ВКонтакте», сделанное бывшими сотрудниками «Ленты.ру». — Прим. ред.) для родителей. Этой осенью у нас в агентстве появилась возможность запустить проект, мы вспомнили про Лену Аверьянову, с которой раньше работали. Мы обсудили с ней идею, и оказалось, что она тоже хочет делать честное СМИ для родителей.
— Как это — нет нормальных площадок для родительской аудитории? Ведь их очень много — от «Мамы.ру» и «Счастливых родителей» до «Мела».
Петрушов: Их много, но таких, чтобы нравились нам и нашим клиентам, не было.
Аверьянова: Я знаю кухню родительских изданий (Лена была редактором сайта «Мама.ру». — Прим. ред.) и понимаю, что мы все, сотрудники СМИ для родителей, работаем исключительно на мам. Мне это не нравилось, и сейчас я хочу делать родительский проект — не только по названию, но и по сути. Я хочу, чтобы папы, которых нередко и жены, и родственники, и сообщество выключают из заботы о ребенке, читали наши материалы и участвовали в воспитании детей. Мне кажется, что основная часть родительских СМИ обращается к каким-то абстрактным родителям, людям без карьеры, без интересов, без страстей. На самом деле родительство просто вплетается в твою жизнь, становится большой ее частью, но необязательно вытесняет все остальные ее части. Мы будем работать для тех, кто, отправляясь на трэш-метал-концерт, остаются мамой и папой. Эти люди хотят сохранять активную социальную позицию, в чем-то участвовать, двигаться, путешествовать, при этом быть нормальными, адекватными родителями.
— А как вы собираетесь привлекать пап, если их часто исключают из заботы о детях?
Аверьянова: Я надеюсь, что контент, который у нас будет, поможет папам прийти к мысли, что ничего страшного в детях нет, а помогать жене и любить своего ребенка — весело. У нас есть несколько козырей в рукаве в виде авторов-мужчин, интервью с известными папами, которые помогут нам перетянуть на себя какое-то количество читателей мужского пола. Как привлечь папу? Дать ему поржать. У нас подготовлено некоторое количество текстов, которые в забавной форме объясняют сложные вещи о родительстве. Такая подача научит мужчин относиться к родительским СМИ не так, будто это проекты только для мам.
Я вообще считаю, что надо пропагандировать мысль о том, что родительство — это не так уж ужасно, а часто весело, смешно и здорово. Да, иногда и в окно хочется выйти, и это тоже надо понимать, но и к этому можно относиться с юмором. Мы дадим людям возможность почитать тексты, после которых они смогут сказать: о боже, у меня так же, — посмеяться, разрядить обстановку. Мне бы хотелось, чтобы родители знали, что у нас на территории они в безопасности, здесь нет никакого буллинга и однозначных рекомендаций. Мне кажется, в родительстве вообще туго с единственно верными решениями: что хорошо для одного ребенка, вредно для другого. У меня есть прекрасный пример. Я все время борюсь за то, чтобы женщина имела возможность кормить своего ребенка грудью там, где ей это удобно: в торговом центре, кинотеатре, в транспорте. На таких женщин постоянно нападают, в том числе на родительских сайтах те же самые кормящие грудью женщины: это стыдоба, так нельзя, мой ребенок так не делает, я ему грудь не даю нигде, кроме дома, и считаю, что это процесс интимный. Давайте просто примем как факт, что женщина имеет на это право и должна получать поддержку со стороны и женщин, и мужчин, и родителей, и бездетных. У нас будет такой проект, который позволит людям чувствовать себя комфортно. Это будет место отдохновения, рекреационная зона для родителей, которые уже напитались токсинами из всех этих ужасных ресурсов, которые на них дико давят.
— А что делать с теми, кто выступает против публичного грудного вскармливания? Им у вас на сайте будет некомфортно? Вы напишете в шапке сайта «У нас кормят грудью публично»?
Аверьянова: Мне хочется, чтобы люди чувствовали себя свободными. Выступать против публичного кормления в XXI веке странно. Внутри меня манифест, может, и есть, но я не хотела бы транслировать его на сайте. Но если люди считают, что публичное кормление — это ненормально, значит, они не аудитория нашего проекта.
— Как вы их будете выявлять и указывать им на дверь?
Аверьянова: Мне кажется, это произойдет само собой. Они просто зайдут и поймут, что для них поведение, описанное в таком-то материале, неприемлемо. Я бы не хотела бегать за каждым читателем и просить его: давайте вы теперь будете иначе смотреть на вещи. Если не нравится — не читайте. Мы будем пропагандировать открытый взгляд на родительство в целом и материнство в частности. У меня есть ощущение, что людей, которые хотели бы участвовать в таком сообществе, чувствовать себя комфортно и открыто говорить на темы, которые их волнуют, очень много. Я тоже отношу себя к такому типу родителей, и мы все размазаны по разным площадкам на нашу тему и пытаемся по крупицам собрать здравый смысл. Дать людям небольшую, но гордую площадку, чтобы они могли там без проблем обмениваться мнениями, здорово.
— Как вы придумали название?
Аверьянова: Оно отражает родительские метания: на кучу вопросов о воспитании детей («Можно ли кормить грудью три месяца, а не три года?», «Могу ли я выйти на работу?», «Имею ли я право не общаться с родственниками?», «Могу ли я оставить ребенка с няней?», «Как правильно разговаривать с педиатром, можно ли задать ему сразу все возникшие вопросы?») можно ответить: «Это нормально». В нашей стране мамы вечно не правы: нарожала кучу детей, сидит в пятом декрете и не ходит на работу — наседка, родила одного и побежала на работу — кукушка. Мне кажется, что все варианты и положения нормальны. Нормально оставить ребенка и пойти на работу, если ты не хочешь надолго отрываться от того, что любишь. Это не значит, что ты плохая мать. Такое отношение должно распространяться на все сферы родительской жизни. Нормально кормить ребенка кашей из пачки вместо того, чтобы варить ее самой? Нормально, и не стоит заморачиваться и слушать людей, которые считают, что это ненормально. С помощью этого названия хочется снять все обвинения с несчастных женщин и не менее несчастных мужчин, дать им возможность ощутить себя нормальными людьми на фоне огромного количества осуждения, которое неизменно сопровождает родительство в России.
— На сайте будут комментарии? Что будет происходить в случае, если кого-то из таких родителей все-таки будут в комментариях клевать другие родители?
Аверьянова: Комментарии будут в соцсетях, на сайте пока нет. И поначалу такие люди будут, и все будут друг на друга нападать. Мне кажется, это вопрос саморегулирования. В какой-то момент мы наберем критическую массу контента, которая позволит людям оценить нашу структуру и миссию, и тогда они поймут, что не надо устраивать под текстами свистопляску с взаимными обвинениями. Не думаю, что есть смысл всех банить, они сами собой отпадут.
Петрушов: Чуть-чуть побанить будет можно. У нас есть опыт построения комьюнити («Лентач», «Образовач»), и пока ты строишь сообщество, нужно задавать правила: у нас нельзя вести себя агрессивно, нельзя оскорблять, обвинять друг друга. Ты эти правила заявляешь и первое время следишь за их исполнением. Кто их злостно нарушает, ты их банишь, а потом запускается процесс саморегуляции.
Аверьянова: Я очень надеюсь, что мы сможем вырастить сообщество людей, которые друг друга уважают и поддерживают, понимают чужую позицию и относятся к ней с уважением. У меня в фейсбуке регулярно происходят срачи на темы, связанные с воспитанием детей. У наших родителей такой менталитет. Их можно понять: они все время должны за что-то бороться, то с педиатром поспорить, то со своими родителями. Быть родителем в России — это постоянная борьба с чувством вины и с тем, что вокруг тебя одни придурки.
Мы будем самым классным, смешным, ироничным изданием о родительстве, которое будет писать на самые серьезные, тяжелые темы.
— У вас нет ощущения, что российская родительская аудитория трепетно относится к своему родительству и мало кто согласен над ним хохотать?
Аверьянова: Понятно, что всегда найдутся люди, которые будут чем-то недовольны, но за счет этих шуточек я хочу привлечь к проекту людей, у которых детей нет, которые бы могли посмотреть на родителей со стороны и сказать: ого, оказывается, родительство не превращает вас в зомби! Вы можете быть нормальными, шутить и прикалываться над своими детьми. Иногда шутки могут быть приятны не всем, но всем не угодишь. Я стараюсь подбирать такой контент, который веселил бы кого угодно. Родителей хочется поддерживать, в том числе с помощью шуток.