Спонтанное хамство может очень сильно ранить, и клиенты, приходя к психологу, нередко поднимают этот вопрос.
Например, едет человек в автобусе, никого не трогает, страдает от низкого давления, головной боли или просто устал, и вдруг какая-то женщина или незнакомый мужчина набрасывается с упреками и стыдом: как можно сидеть такому молодому? Почему не уступил место? Почему не извинился? Не услышал просьбу о передаче денег? Все эти сообщения могут сопровождаться оскорблениями и нецензурной бранью.
В разных культурах агрессией и основанием для нападения (или сопротивления) считаются разные вещи. Например, одна из интересных социальных особенностей, которая существует в том числе и в России, — это уверенность мужчин в том, что женщины должны им уступать дорогу. Девушки в разных странах проводили эксперименты и убедились, что, если они идут навстречу мужчине и отказываются отойти в сторону, вероятность столкновения и вербальной агрессии увеличивается, особенно если мужчина пожилой. Также агрессивными в нашей культуре считаются долгий взгляд (без сексуального интереса), отказ уступить место пожилому человеку или ребенку, широкая улыбка, попытка зайти в вагон или автобус до того, как все — совсем все —вышли, проход без очереди, внезапная остановка человека, если остальные идут. Все эти вещи могут быть расценены другими людьми как угроза их передвижению и психологической безопасности и спровоцировать сверхагрессивный ответ. Что, конечно, не означает, что они правы.
В ряде случаев хамство или агрессивная реакция могут быть абсолютно беспочвенными.
Это внезапная агрессия. Мало кто бывает расслаблен и счастлив в общественных местах, но ситуации бывают разные: просто хороший день и настроение отличное или, наоборот, самочувствие так себе или на работе или дома не заладилось, в целом защищенность может быть не очень, поэтому такие нападения сильно ранят.
Часто хамство содержит негативную оценку внешности или личностных качеств человека — «Чего развалился, жирдяй?», «Пигалица, прет, как конь» или «Совсем распустились, обнаглели, никакого уважения», — и эта оценка может внезапно совпасть с зоной уязвимости, если жертва агрессии и так переживает по поводу веса, роста или возможности наладить теплые отношения с другими людьми.
Хамство может содержать нецензурную лексику, а далеко не всякий к ней готов — для человека, не привыкшего к мату, такой монолог или реплика сами по себе становятся опасной ситуацией: если матерятся, значит, случилась катастрофа.
Далеко не всегда понятно, где хамящий готов остановиться: в ряде случаев это не только крик, но и жесты, сокращение расстояния, активные взмахи руками — и, так как человек незнаком и уже агрессивен, появляется страх перед физическим насилием.
Оцените, кто на вас кричит. Первый вопрос, который имеет смысл задать себе: насколько этот человек может быть для меня опасен физически? То, что он умеет громко кричать, совершенно не означает, что вы должны его бояться.
Обратите внимание на то, что это незнакомый человек. Скорее всего, вы больше никогда не встретитесь, поэтому вам незачем завоевывать его хорошее отношение. Если это так, можно не обращать на него внимания или жестко ему ответить.
Даже если вы совершили какой-то рядовой проступок — не уступили место пожилому человеку, будучи здоровым и счастливым, встали на ногу, замерли, когда все идут, загородили проход или каким-то еще другим способом помешали, — на вас нельзя кричать и вас нельзя бить. Нет такого общественного договора. Первым делом вас должны вежливо попросить исправить ситуацию. Если человек вместо просьбы кричит или оскорбляет, это с ним что-то не так, а не с вами. Возможно, он очень несчастлив или зол, но вы не его психотерапевт, чтобы с этим разбираться.
Хорошо бы об этом сообщить человеку, который на вас нападает: слова «Извините, на меня нельзя кричать», сказанные спокойным голосом, часто сами по себе являются хорошей защитой.
Если вам плохо или вы беременная женщина, инвалид или пожилой человек, то есть относитесь к группе людей, для которых и существуют сидячие места и другие виды социальной помощи вроде «пройти без очереди», нормально об этом сообщить — это не унижение и не слабость. Слова «Мне очень плохо, я не могу сделать то, что вы от меня хотите» в ряде случаев тоже хорошо работают.
Лучше разговаривать спокойно и использовать вежливые фразы: «Если вы хотите, чтобы я вам помог или позаботился о вас, лучше перестать на меня кричать», «Вы можете выбрать — продолжить кричать или разрешить сложившуюся ситуацию», «Если вам кажется, что я нарочно груб или неуважителен к вам, это не так», «Извините, мне нужно позвонить своему другу-боксеру (полицейскому), чтобы он помог разрешить нам эту странную ситуацию», но, конечно, универсальных фраз нет.
Если вам просто обидны те слова, которые человек говорит, помните, что это не личная фраза. Полным и худым людям первым делом говорят о весе, высоким или маленьким — о росте, красивым женщинам — о проституции, представителям других национальностей и рас адресуют нетолерантные высказывания. То есть дело не в том, что плохо быть полным, худым, темнокожим, с прыщами, шрамами или высоким. Дело в том, что человек палит в белый свет, как в копеечку, надеясь зацепить хоть как-то, чтобы обрести рычаг воздействия на вас и заставить сделать то, что он хочет.
Иногда хамство можно использовать в качестве лакмусовой бумажки: на что я реагирую и что меня обижает. Если вас очень задевают такие ситуации и вы подолгу не можете их отпустить и забыть, подумайте, куда это попадает в вашем опыте? В беззащитность? В неумение постоять за себя? В идею, что любому человеку можно вас обижать?
Часто в российской культуре то, что на тебя напали, маркируется как виктимность, а виктимность как характеристика человека трактуется как некое разрешение его пинать. Но на самом деле это не так. Даже если кто-то выглядит уязвимым, нормально о нем заботиться и защищать его. Вы, скорее всего, жертвой не выглядите, и практически любой на вашем месте, кроме человека с автоматом, мог столкнуться с внезапной агрессией.