14 ноября в поселке Струги Красные под Псковом двое подростков открыли огонь по полицейской машине. Оружие они нашли в доме отчима девушки, где три дня скрывались от родителей. Подростки вели трансляцию своих действий в Periscope, там же они рассказали, что сбежали из дома из-за конфликта с родителями. Спецотряд Росгвардии взял дом штурмом, в новостях объявили, что юноша и девушка мертвы. Следственный комитет до сих пор не уточнил, от чьих выстрелов погибли Денис и Катя. Мы поговорили с психологами, которые работают с подростками, о том, можно ли было предотвратить случившееся.
О причинах трагедии
Это грустная и печальная история. Конфликт, который закончился трагедией.
Судя по онлайн-трансляции, подростки явно себя накручивали, не понимали, что с ними дальше будет, и не очень доверяли родителям и людям со стороны полиции. Думаю, что им просто негде было получить помощь и некуда было обратиться. В своем кругу они чувствовали понимание и поддержку, а в семье — нет.
Никогда не знаешь, как пройдут переговоры, тем более когда речь идет о подростковом периоде. Это возраст, когда эмоции невероятно важны, любые переживания очень значимы, возраст, когда не доверяют взрослым. Но если бы специалисту удалось завоевать доверие подростков и честно объяснить, что их ждет, все могло бы закончиться менее трагично. Этот страх наказания, накал эмоций, их романтические отношения, доступ к оружию, драматизм, который в подростковом возрасте играет огромную роль, — все совпало и вылилось в такую трагедию.
О влиянии онлайн-трансляции
Не думаю, что онлайн-трансляция в Periscope как-то усугубила эту ситуацию, ведь многие поддерживали и успокаивали подростков. Но без зрителей не было бы такого драматизма и подростки охотнее бы шли на переговоры с полицией. Насколько я знаю, во время переговоров очень важно обрубать постороннее общение и устанавливать один прямой контакт. Как у них получилось вести онлайн-трансляцию в ситуации, когда их окружили, не совсем понятно.
Очень жаль, что ни в Сети, ни среди переговорщиков не появилось взрослого, который бы объяснил им, что страхи о наказании преувеличены и что все может закончиться по-другому.
О роли родителей
Для того чтобы помогать детям, с ними важно сохранять эмоциональный контакт и доверие. При таком установленном контакте мы можем помочь им, даже если они окажутся в опасной ситуации. Физические наказания и воспитание методом «кнут и пряник» этот контакт нарушают. В таком случае ребенку очень сложно помочь, особенно если он оказывается в трудной ситуации. Он просто перестает верить родителям, а через них и остальным взрослым. И думает, что все обязательно закончится наказанием.
По отдельным фразам из онлайн-трансляции видно, что у подростков были сильно нарушены отношения с родителями. Но это действительно не та история, которую нужно приводить в пример или показывать, как бывает, если родители не будут правильно обращаться со своими детьми. Это стечение обстоятельств, которое закончилось трагедией, и учить родителей воспитанию детей на этом примере — неправильно.
О психологической поддержке подростков
Чтобы предотвратить такие трагедии в дальнейшем, необходимо увеличить количество социальной рекламы, давать ссылки на контакты разных служб и линий помощи. Ввести практику информирования, как, например, в Европе и Америке, когда школьникам объясняют, что такое жестокое обращение и где получить помощь, если они столкнулись с этим.
В больших городах есть службы психологической помощи, школьные психологи, онлайн-консультирование, тот же фонд «Твоя территория», телефоны доверия. Не знаю, на каком уровне психологическая помощь развита в Пскове, но можно попытаться найти поддержку у взрослых, которым ты доверяешь. В крайнем случае есть службы социальной защиты. Если это совсем опасная ситуация, можно обратиться в полицию. Нужно, чтобы подросток знал, куда пойти, кому жаловаться, кто его сможет защитить в опасной ситуации.
О причинах трагедии
Это страшная и резонансная ситуация. Шокирует то, что это подростки. Только что эти дети вели онлайн-трансляцию, и вот уже известно о такой трагической развязке. Кто-то начинает винить родителей в произошедшем, кто-то винит детей.
По комментариям подростков понятно, что они не получали необходимой им заботы и любви в семье. Это упущение со стороны родителей. И есть упущение со стороны детей в том, что они не говорили о своих проблемах раньше, либо не говорили о них громко и в конце концов оказались в такой ситуации. Я думаю, что можно было предотвратить такой трагический исход. Полиции и переговорщикам стоило быть настойчивее и сделать больше для спасения детей.
Хотелось бы верить, что сейчас общество начнет обращать внимание на подростковые проблемы, но, скорее всего, эту историю замнут. О таких событиях не хотят говорить, потому что это страшно. Это как ящик Пандоры. Если его открыть, то многие подростки заговорят об этом и появятся какие-то последствия, а у нас принято не обращать внимания на подростковые проблемы.
О влиянии онлайн-трансляции на произошедшее
Трансляция в Periscope определенно подлила масла в огонь. Подростков очень пугала и расправа со стороны государства, и страх перед тем, что с ними сделают родители. Но больше всего ситуацию нагнетала реакция общества, с которой они столкнулись в онлайн-трансляции. Что делали их сверстники? Они подтверждали мнение подростков о том, что их ждет неминуемая и суровая расплата. А когда мы слышим несколько раз одну и ту же фразу, например, о том, что все будет плохо в конце, мы начинаем верить, что это действительно так.
В то же время онлайн-трансляция дала подросткам чувство поддержки. Мы вдвоем, но мы находимся в обществе, мы поддерживаем себя онлайн. Они не просто так вышли в Periscope, они искали поддержку. Это то самое желание ребенка не быть одному в социуме, пусть даже оставаясь одиноким внутри.
К сожалению, жизнь и смерть в прямом эфире могут стать новой реальностью. Снимать видео, в которых нарушается закон, калечить себя, рассказывать о своих суицидальных настроениях — онлайн-трансляции антисоциального поведения становятся все более популярными. Причем возраст людей, которые прибегают к таким онлайн-трансляциям, примерно одинаковый. Все они еще не достигли 21 года, не вышли из подростковых границ. И все ищут и славу, и поддержку одновременно.
О подростковом периоде и роли родителей
Каждый ребенок испытывает сложности в подростковом возрасте. Организм растет, появляется сексуальное либидо, психика не успевает за телом и наоборот. Подростки чувствуют себя неуклюжими, их пугают физические изменения. Меняются не только их гормональный фон и тело, происходит постоянное тестирование реальности: уже не детства, но еще не взрослой жизни.
Когда они были детьми, к ним относились соответственно, а сейчас они находятся в переходном периоде и не понимают, как выстраивать отношения в социуме, как на них будут смотреть взрослые люди, как их будут слушать. Это период прострации и сложных изменений, все это ново и страшно для подростков.
Если вы видите, что ребенок замыкается, становится агрессивным и хмурым, настройте с ним контакт, спросите о его настроении и мыслях. Каждый родитель знает своего ребенка с пеленок и при желании может увидеть малейшие изменения в поведении подростка. Граница между непониманием подростков и родителей и критической ситуацией очень тонкая. Критическая ситуация — это когда ребенок потерял надежду. Он уже не обращается к родителям, ему больше ничего от них не нужно. Появляются суицидальные настроения, и он начинает думать, как причинить себе боль. Поэтому родителям очень важно вовремя поддерживать ребенка и слушать его. И чем больше говорит подросток, тем лучше.
Дети часто сигналят родителям и пытаются привлечь их внимание, сейчас это можно встретить даже в социальных сетях. Не нужно параноидально проверять каждый шаг вашего ребенка, но важно периодически следить за его виртуальной жизнью и замечать изменения в поведении, это может помочь предотвратить какие-то опасные настроения и ситуации.
О возможностях получения помощи
В нашей стране есть подростковые бесплатные центры, горячие линии помощи подросткам, можно обратиться за платной помощью. Если родители увидели, что с ребенком что-то не так, но он не идет с ними на контакт, можно предложить ему пойти к психологу или в психологическую группу. При этом важно объяснить ему, что это не психическое отклонение, а просто поддержка со стороны сверстников или взрослого человека. Место, где он сможет открыться и не столкнуться с осуждением. Бывает и так, что подросток сам просит родителей о помощи и объясняет, что ему нужно с кем-то поговорить, кроме них.