Со мной регулярно пытаются познакомиться на дороге. Был у меня один смешной случай. Ехала по Щелковскому шоссе, обычная утренняя пробка, вокруг меня начинает кружить машина. Вижу — мужчина, симпатичный, в рубашечке, с умными голубыми глазами, то так перестроится, то сяк, пытается привлечь мое внимание. Мне он понравился, и я решила оставить ему свой номер. Поговорили, в общении понравился, назвался Романом. Договорились в тот же день попить кофе. Прихожу в кафе, пытаюсь отыскать его, вдруг вижу в толпе его умные голубые глазки, подхожу к нему, он встает, чтобы поприветствовать меня, и я понимаю, что он очень маленького роста. И хотя рост у меня 165 см и в тот день я была без каблуков, все равно — ниже буквально на голову. Главное, на джипе такой важный восседал. В общем, мы кофе попили и разбежались. Он еще несколько раз звонил, я не брала трубку.
Но бывало действительно страшно. Однажды меня преследовала большая BMW. Парень сначала подрезал меня, а потом стал преследовать. Я всячески отказывалась от такого знакомства, тогда он выехал на встречную полосу и стал мне сигналить. Видно было, что он в истерике. В итоге он на встречной полосе развернулся и с визгом умчался в другую сторону.
У меня есть полезная привычка — закрываться, когда сажусь в машину. Однажды я ехала по Балашихе. Вдруг со мной поравнялась ушатанная «девятка», в ней пятеро парней, студенты, видимо. Мы попали в пробку и несколько минут стояли и не двигались. Парень с заднего сиденья, ни минуты не сомневаясь, выпрыгнул из своей машины, пробегает через эту пробку и начинает ломиться ко мне в машину. Слава богу, я всегда закрываюсь! Я жутко испугалась. Они вроде неплохие ребята, но когда в твою машину на ходу лезут незнакомые люди, это очень неприятно.
Я не против знакомств. Для меня важно, на какой машине ко мне подъезжает человек: если машина грязная, неухоженная или побитая, я с таким знакомиться не буду. Если он так машину запустил, то неизвестно еще, что он сделал со своей жизнью.
За рулем случается разное. Среди водителей есть те, кто беспардонно подкатывает и хамит при отказе познакомиться, а есть вежливые мужчины. Другой вопрос, что никогда в таких ситуациях я не заходила дальше, чем «зовут меня Александра, но я замужем, извините». Так что не знаю, приводят ли эти знакомства хоть к сколько-нибудь серьезным отношениям. Но мне, не скрою, приятно.
Однажды со мной пытались познакомиться странным способом: во время движения справа на меня начала давить, а потом лихо подрезала огромная праворульная машина. Я просто остервенела от этой наглости, обогнала его, оттормозилась, а потом перестроилась и сбавила скорость, чтоб, глядя ему в глаза, покрутить пальцем у виска.
Признаюсь, у меня немного екнуло, когда я рассмотрела человека за рулем. Бритый, как вчерашний зэк, весь в татуировках, как из кино про плохих парней. Он преследовал меня еще минут 15, пока я не остановилась у магазина. Там он вышел из машины и предложил познакомиться. А после того, как узнал, что я замужем, извинился и спокойно уехал.
Можно ли считать знакомства на дорогах харассментом? Зависит от ситуации. Я не принадлежу к тем женщинам, которые любой комплимент воспринимают как сексизм. Двухминутный диалог с мужчиной на улице/на работе/на дороге не доставляет мне дискомфорта. Но уроды встречались и мне, в частности — за рулем. С другой стороны, харассмент на дорогах, конечно, существует. И это проблема, но как ее решать, я не знаю. Нельзя всех перевоспитать. Я закрываю окно и всегда езжу с заблокированными дверьми, потому что боюсь. А еще хочу купить газовый баллончик.
Буквально на днях был у меня один случай. В субботу вечером возвращался с дачи, народу было немного, ехал в районе Профсоюзной. В какой-то момент замечаю, что с правой полосы на меня смотрит девушка. Взглянул на нее: молодая, симпатичная. Загорелся зеленый, мы проехали буквально несколько сотен метров и опять поравнялись на следующем светофоре. Она продолжала смотреть на меня. Я не против знакомств, просто не было желания в тот день, да и странно как-то: поздний субботний вечер, я на скромном «фольксвагене», а она на дорогом седане, чего хочет — непонятно. Решил сделать вид, что не замечаю.
Но девушку это не остановило. Мы ехали рядом несколько километров, и она всюду норовила встать на светофоре рядом со мной и догоняла, если я уходил вперед. Спустя пятнадцать минут нашей гонки она все же решилась на первый шаг. Но поскольку сама ситуация была странная, шаг этот тоже был не оригинален: она просто открыла окно и, высунувшись, продолжила смотреть на меня. Я от этого впал в ступор. От девушки такого точно не ожидаешь: обычно это к ним цепляются, а они пытаются скрыться. Чувства смешанные, местами даже неприятные. Ее действия меня напрягали. Дело кончилось тем, что она просто сдалась, так и не сказав ни слова.
Я часто знакомлюсь в пробках. Но в движении это делать опасно, я не любитель лихачить. И вот когда со мной девушка решила познакомиться, я зажался. Наверное, неприятно, когда в окно заглядывают любопытные незнакомцы. Теперь буду деликатнее на дорогах — многое начинаешь понимать, только когда почувствуешь на собственной шкуре.
У меня есть права, но вожу я редко. Но периодически катаюсь с друзьями. Так, был 2011 год, мы с друзьями ехали по Варшавскому шоссе и встали в жуткую пробку. Я не был за рулем. Друг, сидевший на пассажирском сиденье впереди, вылез по пояс из окна и начал неистово жестикулировать, он был пьян. В итоге мы поравнялись с девушками. Он стал предлагать им «поехать тусоваться». Девушки громко смеялись и слали воздушные поцелуи. Видно было, что ситуация устраивает всех, кроме меня и водителя, который пытался образумить друга и затащить его обратно. В какой-то момент наш друг так разгорячился, что, высунувшись практически полностью, завопил на полную громкость в лицо девушкам. Они покрутили у виска, но было заметно, что им понравилось.
Людям стоит научиться смотреть на себя со стороны. Неужели мужик, который что-то кричит в соседнюю машину, может на что-то рассчитывать? Печально, когда такими вещами занимаются взрослые люди.
Я заметил, что в России автомобили в принципе объект помешательства. Люди рассматривают их не как средство передвижения, а как способ самоутвердиться. Отсюда и такое вызывающее поведение, хамство на уровне маразма. Если бы каждый думал о том, что он ничем не лучше других, все изменилось бы к лучшему. Я не знакомлюсь за рулем, но если бы захотел, то постарался бы сделать это максимально комфортно для девушки.
За восемь лет, что я за рулем, со мной чего только не случалось. Один «принц» на «субару» решил проверить меня на быстроту реакции и на МКАД на огромной скорости направил свой автомобиль на мой. Я среагировала, увернулась, парень, видимо, впечатлился и начал преследование. Хорошо, что у меня не только реакция хорошая, но и уровень вождения неплохой, я просто оторвалась от него.
Другой случай: двое пугающих мужчин следили за мной от работы практически до дома. А это где-то километров сорок. Слинять от них удалось только на повороте, куда я резко свернула, не включив поворотник.
Самое неприятное для меня почему-то, когда мужчина в пробке или на светофоре на тебя просто уставится и ни на секунду не отводит взгляд. Что ему нужно? Почему он так смотрит? Взгляд этот очень неприятный, липкий, словно он что-то в своей голове рисует. И как сказать ему, чтобы перестал? Не могу же я выйти из машины и заставить его не глазеть на меня. Да и что за странная просьба — «не смотрите на меня». Меня это жутко раздражает, а сделать ничего не могу.
Как бороться с дорожным харассментом, я не знаю. Единственное, что я тогда придумала, — это затонировать машину. Помогало, пока не вступил в силу закон о запрете тонировки.
Не так давно в ПДД добавили новое нарушение — «опасное вождение». Связано это с тем, что случаи «агрессивной езды», «предумышленного создания аварийной ситуации» стали повсеместным явлением. Хотя для нас термин «опасное вождение» новый, в других странах он используется уже давно, и за соответствующие нарушения накладываются самые серьезные санкции вплоть до тюремного заключения. Согласно закону, «опасное вождение» — это неоднократное совершение действий (одних и тех же или разных, но поочередно), которые создают на дороге опасную ситуацию. Сюда можно отнести намеренное препятствование обгону, непредоставление права преимущества другому участнику движения и т. д.
Подобными «маневрами» часто пользуются ловеласы на дороге. Следовательно, такие попытки завязать знакомство чреваты созданием опасных, аварийных ситуаций. К сожалению, предпринять правовые действия тому, с кем пытаются познакомиться в агрессивной манере прямо на дороге, сложно, поскольку трудно что-то сделать прямо во время управления автомобилем. Следует запомнить марку и номер машины, за рулем которой находится агрессивный водитель. Это может помочь, если водитель не рассчитает свои возможности и его «маневры» все-таки приведут к ДТП, а он скроется с места происшествия.
Если знакомство происходит в рамках приличия, то спокойный ответ «мне это неинтересно» может удовлетворить водителя. Но если мы рассматриваем случай, когда мужчина за рулем соседней машины проявляет агрессию и представляет угрозу, то ответ «нет» может не сработать — потому что мужчины такого типа не воспринимают мнение женщины всерьез. Поэтому в ситуации, выходящей за рамки приличия, в коммуникацию лучше не вступать, необходимо закрыть все окна и двери и при возможности заснять номер машины и поведение на камеру. Сегодня все понимают, что через 2 минуты можно оказаться звездой ютьюба. В крайнем случае можно набрать номер 02 и вызвать полицейскую машину. Иногда демонстрация водителю, что вы звоните в полицию, может уменьшить его пыл. Агрессивное поведение является основанием для привлечения соответствующих органов.
По нашей статистике, мужчины превышают скорость на 6% чаще, чем женщины. При этом 70% всех превышений скорости и у мужчин, и у женщин приходятся на превышения до 20 км/ч, то есть на так называемое осознанное превышение (не предполагающее штрафа). Но по статистике, при превышении скорости на 20 км/ч вероятность наступления аварии возрастает на 40%.
По данным наших исследований, мужчины в целом чаще резко разгоняются и тормозят, следовательно, более резки в своей манере вождения. На 100 км пробега у мужчин приходится 1,5 резких ускорения (у женщин 1,1) и 4,5 резких торможения (4,1 у женщин). Это может объясняться тем, что мужчины чаще хотят проучить на дорогах, поспорить и посоревноваться.
Мужчины в 1,5 раза чаще женщин ездят на машине ночью. А именно это время является наиболее аварийным временем суток.