Развитие цифровых финансовых сервисов неизбежно приводит и к росту уровня киберпреступности. По итогам 2022 года объем операций, проведенных без согласия клиентов, вырос на 4,3% к уровню 2021 года — до 14,2 млрд рублей. А за первый квартал 2023 года россияне отдали мошенникам 4,5 млрд. Такими темпами по итогам года сумма может приблизиться к рекордным 18 млрд рублей.
Больше половины краж со счетов россиян происходит с использованием методов социальной инженерии. Это способы манипуляции поведением, которые позволяют мошеннику собрать информацию о потенциальной жертве и затем обокрасть ее.
Рассказываем, какие существуют схемы обмана, как вычислить мошенника и как защитить свои данные и деньги.
Что могут говорить мошенники и как себя вести
Мошенники часто действуют через интернет или звонят по телефону, представляясь сотрудниками ЦБ, популярных коммерческих банков вроде Сбербанка, ВТБ, «Тинькофф Банка», операторов сотовой связи, МВД, ФСБ или другой госструктуры.
Еще одна схема — отправка ссылок на фишинговые сайты через СМС, мессенджеры или электронную почту, например под предлогом предложения о легком заработке в интернете. Поддельные сайты очень похожи на реальные: они оформлены в корпоративных цветах организации, расположение блоков почти аналогично настоящим.
Вне зависимости от того, кем представился мошенник, он обязательно будет торопить собеседника, не давая времени разобраться в ситуации, играя на страхе потери денег. При этом, скорее всего, он знает о нем очень мало. Например, может обратиться по имени и отчеству, но не знать фамилии.
История 1: покупатель со своей ссылкой
Наталья (имя изменено по просьбе героини)
Телевизионный продюсер
Наталья решила продать утюг на «Авито». Создала аккаунт, разместила объявление — вскоре ей позвонил потенциальный клиент. Он начал расспрашивать о характеристиках товара и уточнять причину продажи.
Определившись с покупкой, он предложил оплатить ее по собственной ссылке, которую прислал в мессенджер. Наталья перешла по ней и открыла сайт с логотипом «Авито» — в верхней части было поле, куда нужно было ввести номер карты и сумму. Причем покупатель попросил указать всю сумму, которая была у девушки на карте, объясняя это особенностями работы системы. Иначе, по его словам, оплата бы не прошла.
Сразу после этого псевдопокупатель перезвонил: «Он стал возмущаться, почему я не перевела все деньги, которые были на карте. Я потребовала свои деньги назад, но это было бесполезно».
Как защитить себя и есть ли шанс вернуть деньги
Согласно закону «О национальной платежной системе», вернуть деньги в данном случае не получится, так как Наталья добровольно перевела их мошеннику, хоть и сделала это через поддельную ссылку. И для банка, и для суда первостепенную роль будет играть добровольное согласие и факт того, что банк проинформировал девушку об операции.
Однако даже в этом случае стоит сообщить о мошенничестве в банк и передать номер звонившего или самостоятельно внести его в соответствующую базу данных. Такая есть у некоторых банков, например у Сбербанка. Это поможет усовершенствовать систему безопасности и бороться с преступниками.
История 2: звонок «сотрудника» банка
Елена (имя изменено по просьбе героини)
Корреспондент информационного агентства
Елене позвонил «сотрудник» банка «Тинькофф». Он сообщил, что к ее карте получили доступ мошенники и банк временно ее заморозил. «Сотрудник» решил убедиться, действительно ли это преступники или Лена просто делает покупки в нехарактерном для нее месте.
Когда девушка начала паниковать, «сотрудник» стал ее успокаивать и предлагать разблокировать карту. Для этого было необходимо продиктовать фамилию, имя и отчество, паспортные данные и номер карты.
«Сотрудник» вновь стал требовать остальные данные. Елена сказала, что сейчас сама перезвонит в банк, и прекратила разговор.
Через день ей позвонил еще один человек со схожей легендой: «Только представился он сотрудником ВТБ, клиентом которого я не являюсь. Можно, конечно, в таких случаях повеселиться и пообщаться, но зачем тратить время? Я просто повесила трубку».
Как защитить себя
В первую очередь необходимо проверить сохранность данных и денег на карте. Елена зашла в приложение банка и связалась с техподдержкой. Оказалось, что с ее картой все в порядке, а звонили мошенники. Девушка вовремя остановилась и не сказала лишнего. Поэтому для нее все закончилось без потерь. Елена также сообщила техподдержке номер телефона мошенников для формирования базы данных внутри банка.
История 3: финансовое мошенничество в интернете
Татьяна (имя изменено по просьбе героини)
Копирайтер
Татьяна искала подработку. Ей попался сайт, где обещали вознаграждение за выполнение нетрудных заданий. Чтобы получить заказы, нужно было зарегистрироваться, указать имя, фамилию и адрес электронной почты, а также положить деньги на счет.
После регистрации с карты сняли деньги, а для следующего шага — получения задания — сайт снова требовал положить средства на счет.
«Тут я осознала, что попала на мошеннический сайт. Что поделать. Деньги небольшие, не очень обидно, — добавляет она. — Только надоел спам, который теперь постоянно приходит на почту с разных мошеннических аккаунтов с предложением о подобной работе».
Как защитить себя и есть ли шанс вернуть деньги
Татьяна самостоятельно совершила платеж, даже не контактируя с мошенниками напрямую, поэтому деньги в этом случае вернуть не удастся.
Стоит обратиться в интернет-приемную ЦБ, чтобы сообщить о мошеннической организации, которую в дальнейшем могут внести в список компаний с признаками нелегальной деятельности.
История 4: иностранный провайдер
Екатерина (имя изменено по просьбе героини)
Журналист
«Я открыла приложение банка и удивилась: накануне на счету лежало почти 6000 рублей, а теперь отображалось меньше 1000. Перезагрузила его, ничего не изменилось, — делится Катя. — Стала проверять историю операций и удивилась еще больше. Ночью списали деньги за услуги нидерландского интернет-провайдера, причем в евро».
Екатерина немедленно написала в техподдержку с просьбой вернуть деньги, так как платеж она не проводила, как и не получала от банка запрос на подтверждение операции.
«В техподдержке ответили, что деньги сейчас находятся на стороне платежной системы. Есть шанс их вернуть, но на это потребуется время», — рассказывает она.
Как защитить себя и есть ли шанс вернуть деньги
В данном случае банк обязан вернуть деньги, так как операция произошла из‑за ошибки кредитной организации. Она не оповестила клиента о совершении операции, в итоге оплата прошла без его согласия. Для возврата нужно составить письменное обращение, что Екатерина и сделала с помощью сотрудника техподдержки.
Кроме того, с июля 2024 года банки будут возвращать клиентам переведенные мошенникам деньги в том случае, если перевод произошел на мошеннический счет, который находится в специальной базе Банка России. Предполагается, что возврат денег произойдет в течение 30 календарных дней после получения заявления от пострадавшего.
сообщать свои персональные данные: имя, фамилию, отчество, дату и место рождения, паспортные данные и данные других документов, состав и численность семьи;
говорить номера банковских карт, ПИН-коды, пароли из СМС, кодовые слова;
переходить по ссылкам, которые пришли с незнакомых номеров и адресов почты;
регистрироваться на незнакомых сайтах, которые просят за это вознаграждение.
Самым грамотным при контакте с мошенником будет прекратить диалог или удалить письма, не открывая их.
Еще один распространенный вид мошенничества — финансовые пирамиды. Принцип работы прост: доход участника формируется за счет вложений новых, привлекаемых им участников. У финансовой пирамиды всегда есть предварительный взнос, который выплачивается ранее вступившим в нее клиентам. Кроме того, организаторы будут обещать аномально высокую доходность. При этом финансовые пирамиды могут изначально регистрироваться как реальные компании, с расчетным счетом и реквизитами.
По итогам лишь первого полугодия 2023 года ЦБ выявил почти 2500 финансовых пирамид, тогда как за весь 2022-й обнаружили чуть более 2000 таких организаций.
История 5: заработок в финансовой пирамиде
Елена (имя изменено по просьбе героини)
Бухгалтер
Елена сразу подозревала, что компания, в которую ей предлагают инвестировать, — финансовая пирамида.
«Об этой организации рассказал муж. Он вложил деньги и получил заработок почти в 20 тыс. рублей, — делится Елена. — Я тоже захотела и перевела около 18 тыс. Схема такая: кладешь на счет организации деньги и через какое‑то время приходит вознаграждение. Решила попробовать».
По ее словам, она не переживала, что может потерять вложения. «Муж хорошо заработал, я просто хотела так же. Но мне не повезло: компания разорилась, а мои деньги пропали», — вспоминает Елена.
По ее ощущениям, участие в пирамиде похоже на лотерею, и может крупно повезти. «Это меня и привлекло», — объясняет она.
Как защитить себя и есть ли шанс вернуть деньги
Если вы узнали о компании, которая обещает сверхвысокую доходность и широко рекламируется в интернете, не следует сразу же вкладывать в нее деньги и заключать какие‑либо договоры. Лучше сначала проверить организацию, например по базе компаний с признаками финансовых пирамид, которую ведет Банк России. Вернуть деньги из пирамиды практически невозможно.
Как распознать мошенника с помощью сайтов и приложений
Реальные сотрудники компаний и банков не будут звонить в мессенджерах. Они используют городские и специализированные номера. Например, у Сбербанка — 900, у ВТБ — 1000.
Обращайте внимание на входящий номер. Чтобы лишний раз не общаться с мошенниками, можно установить определитель номера, например бесплатное приложение «Яндекса». Каждый входящий будет сопровождаться комментарием о том, кто, предположительно, звонит. Есть и более продвинутая программа Kaspersky Who Calls: она может не только определять, кто звонит, но и блокировать нежелательные ресурсы и спам-сообщения. Подписка стоит 1190 рублей за год.
Если вам позвонили с незнакомого номера и у вас возникли сомнения, положите трубку и проверьте его по базе Сбербанка или на сайтах с отзывами, например mysmsbox или 7tele.