Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр

Вся зарплата уходит на штрафы: почему сотрудники Wildberries решились на забастовку

17 марта 2023 в 18:45
Фото: РБК/ТАСС
На этой неделе проходит забастовка сотрудников крупнейшего маркетплейса России Wildberries. Поводом стало изменение системы санкций для продавцов и пунктов выдачи заказов (ПВЗ) из‑за которых селлеры получили многомиллионные штрафы, а зарплата работников ушла в минус. «Афиша Daily» выяснила, что происходит.

Бунт продавцов и многомиллионные штрафы от алгоритма

В начале марта более 160 поставщиков обратились к Wildberries с досудебной претензией. За февраль маркетплейс начислил им суммарный штраф на более чем 600 млн рублей и заблокировал их товары. Причиной санкции стал введенный в начале месяца запрет на продажу безникотиновых вейпов и курительных смесей.

В Wildberries заметили, что продавцы все равно продолжили размещать запрещенную продукцию. «Позднее мы даже запустили программу-бота для удаления нежелательных карточек товаров, так как столкнулись с большим объемом нарушений, о чем также публично проинформировали общественность. — добавил Forbes представитель площадки. — В некоторых случаях на одного продавца приходится по 500–800 таких предложений».

Селлеры рассказали изданию, что в результате автоматического применения санкций штрафы были начислены всем, у кого были карточки в категории «Товары для курения», в том числе и тем, кто продавал незапрещенные курительные трубки, POD-системы и кальяны. Многие получили штрафы за товары, карточки которых удалили, подчинившись обновленным правилам. Кроме того, одни селлеры не могут вывезти свою продукцию со складов либо имеют возможность сделать это только платно, а другие жалуются, что и вовсе лишились доступа к маркетплейсу.

2 марта около 40 продавцов собрались у офиса Wildberries в Москве, чтобы получить разъяснения и передать представителям компании претензию. Они требуют отмены вмененных штрафов и возможности либо бесплатно забрать свой товар, либо реализовать его в короткий срок. Получив отказ принять претензию, продавцы вызвали полицию.

В Wildberries встречу назвали «попыткой давления продавцов курительной продукции» и «попыткой устроить беспорядки в офисе» и отметили, что сами вызвали полицию. В компании добавляют, что не намерены менять обновленную политику, а также что не получали досудебную претензию и сомневаются в ее существовании.

Сотрудники ПВЗ — без зарплаты из‑за брака

Другое изменение правил площадки вызвало негодование у сотрудников и владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ). 3 марта руководство заявило, что с того же дня будет удерживать из заработной платы 100% стоимости вещи, которую возвращает покупатель из‑за подмены и в случае одобренного брака. Возможность оспорить решение не предусмотрена. Представитель WB добавил, что такое правило ввели из‑за оценки некоего внутреннего алгоритма, которая показала, что в 98% таких возвратов виноват сотрудник ПВЗ.

В соцсетях некоторые работники делятся скриншотами из личного кабинета, где их баланс уходит в минус на 100–500 тыс. рублей. Кроме того, при наличии штрафа у менеджеров нет возможности вывести из системы свою заработную плату. Нововведения они обсуждают в беседах в телеграме — например, в чатах «MEGA Бунт» (почти 17 000 подписчиков) и «Вайлдберриз. Правда сотрудников» (около 7000 подписчиков). Идея закрыть пункты и начать забастовку возникала в ходе беседы не раз. «Мне теперь за их подмены работать бесплатно?» — задаются вопросом работники ПВЗ. Чтобы соблюдать юридические рамки, сотрудники решили открывать точки, выходить на работу, но не выдавать заказы.

Первые дни забастовки сотрудников Wildberries

14 марта около 50 человек — собственников ПВЗ пришли к офису Wildberries в Москве, чтобы получить обратную связь от руководства. «[Мы требуем] сделать систему оплаты максимально прозрачной — систему мотивации за рейтинг, систему удержаний и так далее. Сейчас все идет в одностороннем порядке со стороны Wildberries, нас это не устраивает», — сообщил РБК один из владельцев.

Представители WB и в этот раз не вышли на встречу, а владельцы ПВЗ вызвали полицию. В компании усомнились, что к зданию пришли их реальные партнеры и добавили: «Телеграм-каналы раздули из мухи слона и представили это как „бунт“ или „штурм“ партнеров, но они представляют лишь 0,1% от их общего количества». Увеличение штрафов в WB называют способом защитить продавцов от ситуаций, когда менеджеры ПВЗ или покупатели подменяют товары.

В телеграм-канале «Вайлдберриз. Правда сотрудников» делятся фотографиями с закрытых ПВЗ

На следующий день пункты выдачи заказов по всей стране стали закрываться. Из 33 000 точек 13 800 принадлежат частным владельцам, которые просто сотрудничают с маркетплейсом. По большей части именно они присоединились к забастовке. Ряд ПВЗ не открылся в Екатеринбурге, во Владивостоке, в городах Иркутской области, Чите, Бурятии, Забайкальском крае. Тем не менее, организаторы отмечают, что забастовка не охватила крупные города полностью. В центральной России, в частности в Москве, бастующих оказалось гораздо меньше из‑за больших штрафов за простой.

Сотрудники требуют списания всех начисленных долгов по браку и подменам, создания регламента работы от приемки товара до приемки на возврат от покупателя, возможности оспаривать штрафы, возвращения удержаний на уровень максимум в 20% от зарплаты и перевода работников на трудовые договоры с договоров ГПХ после прохождения испытательного срока.

Ответ Wildberries

Сначала в Wildberries опровергли информацию о забастовке. «Информация о закрытии пунктов выдачи и уж тем более о забастовках не соответствует действительности, — заявили в пресс-службе площадки. — Пункты самовывоза продолжают работу в стандартном режиме». Представители также отрицали все претензии сотрудников, в том числе невозможность оспаривать решение о штрафах и обязательство оплачивать всю стоимость товара, возвращенного в случае брака или подмены.

Позже в телеграм-каналах появились сообщения о том, что Wildberries начал вывозить товары из бастующих пунктов выдачи и деактивировать аккаунты тех, кто приезжал к офису компании в Москве. Тогда представители компании подтвердили закрытие нескольких ПВЗ и вывоз товара «в целях безопасности».

«С „партнерами“, которые выбирают нецивилизованные формы диалога, угрожают представителям компании и предпринимают попытки сорвать работу офиса, сотрудничество будет приостановлено в целях безопасности», — добавили в компании.

Редактор «Афиши Daily» Анна Красюк посетила несколько ПВЗ в Москве, чтобы узнать, принимают ли они участие в забастовке сотрудников «Вайлдберриз» и как их работники относятся к протесту. Все точки были открыты, в одном из пунктов заявили: «Пока принимать участие в забастовке не планируем, если с WB что‑то будет не так, уйду работать в Ozon, как раз неподалеку открывается ПВЗ». Сотрудница другого пункта согласилась подробно рассказать о работе и своем отношении к забастовке.

Евгения

Сотрудница одного из официальных пунктов выдачи заказов Wildberries в Москве

«У нас официальный ПВЗ Wildberries, и он продолжит работать. Но мы сталкиваемся с теми же проблемами, что и сотрудники франшиз. Нам начисляют штрафы, если с товарами что‑то случилось. Штрафы за опоздания, за грубые нарушения. Или штрафуют, если сотрудник продает белый пакет вместо фиолетового.

О системе штрафов

Мы работаем так: ночью приехал водитель, поставил [на точку] большие коробки. Я прихожу на ПВЗ, включаю сканер и начинаю приемку. Чтобы принять товар, надо считать QR-код с коробки. При этом водитель уже зафиксировал в системе, что сюда прибыла эта коробка с определенным количеством товаров. И дальше все, что происходит с ее содержимым, — моя ответственность. Если я не приму какой‑то товар, меня оштрафуют. Но я даже не могу узнать, был ли он в коробке, потому что перечня содержимого у меня нет.

Кроме того, раньше у нас [в приложении] были QR-код и инструкция на случай, если привезли бракованный товар. Мы помечали его, убирали и оформляли возврат. Потом правила поменялиВозврат возможности пометить бракованный товар на этапе приемки в ПВЗ — одно из требований бастующих.. Теперь мы должны показывать бракованный товар клиенту, и он решает, брать его или нет. Если приходит покупатель, видит, что у него товар с браком, процент от его стоимости удерживаютС 3 марта, если покупатель возвращает бракованную или подмененную вещь, 100% ее стоимости удерживается с сотрудника ПВЗ. с меня, потому что в системе на этапе приемки нельзя отметить брак.

Бредовость ситуации заключается в том, что неважно, какой это брак: товар сломали, пока перевозили, или заводской дефект, например дырка в одежде, в любом случае штраф на мне.

Считается, что это я его повредила на пункте. В принципе, логично, ты можешь уронить коробку, грохнуть вазу, тогда действительно ты ее сломала, а не водитель. Но во многих случаях я даже не могу осмотреть товар. Приходит, допустим, порошок, упакованный в отдельную коробку, я не вижу, в каком он состоянии. Слышу — трясется, но вдруг там сама упаковка порвана, и он трясется уже рассыпанный по коробке.

О других поощрениях и удержаниях

У нас есть поощрения и удержания за время разбора коробки. Когда водитель привез товары на приемку и просканировал их у себя, для сотрудника ПВЗ запускаетсяНаличие системы поощрений и удержаний за скорость разбора коробок с товарами подтверждают другие сотрудники. таймер. И, например, 23 февраля был завал, а я была одна. По идее, на такое количество [заказов и посетителей] должны выделить двоих человек, но у нас просто не хватало свободных сотрудников. Потом мне все-таки нашли помощника. За тот день с меня удержали 400 рублей только за недостаточную скорость.

[Штрафы начисляет] даже не мое начальство. Мой руководитель вошел в положение: я написала в отчете, что у меня завал, и меня лично не оштрафовали. Но над каждым районом есть еще высшее руководство, которое не связывается непосредственно с сотрудниками. У меня это очень хорошая, понимающая женщина: сама, если надо, приедет, все починит и поможет. Но не самый адекватный руководитель в такой ситуации, как у меня, вполне мог бы сказать «это твоя проблема» и впаять штраф: от 1000 до 5000 рублей. Кроме того, важен рейтингСреди требований бастующих — не учитывать отзывы без комментариев с рейтингом менее 5 баллов, а также понизить порог начала штрафа до рейтинга 4,5. точки. За рейтинг выше 4,95 предусмотрено поощрение, но если он падает до 4,94 и ниже, начинаются удержания.

У нас есть дополнительные начисления на хозяйственные нужды: пакеты, химию, швабры. Сейчас их урезалиПо данным канала «Вайлдберриз. Правда сотрудников», 11 февраля работники получили уведомление о сокращении начислений на хозрасходы в четыре раза.. Полы мы моем сами. [Если клиенты что‑то испачкали], после их ухода мне надо брать швабру, перчатки и все отмывать. Потому что потом кто‑то придет, увидит грязь и снизит оценку пункту.

О невозвратных товарах

Зимой у пользователей убралиРечь о функции «Проверка товара» в личном кабинете пользователя, на отключение которой обратили внимание в январе 2023 года. возможность самостоятельно фотографировать товар и возвращать в случае брака. Так можно было вернуть и невозвратный товар. Функцию удалили, чтобы покупатели все проверяли на ПВЗ, и сразу сообщали, если что‑то не так. Это прежде всего касалось сложной техники и ювелирных украшений с пломбами. И началось повально: женщина заказывала цифровые часы, ей пришла свечка. Мужчина пришел за наушниками, не стал проверять на пункте, уверенно взял, ушел, возвращается буквально минуту спустя, а там все наушники в грязи, как будто их кто‑то топтал.

В таком случае вернуть товар уже нельзя. Если мы отправим назад, нам выпишут штраф на 100% стоимости. Вопрос с такими товарами потом долго не могут решить. Недавно девочка заказывала аэрогриль, пришли кирпичи в коробке, ей сказали сразу фотографировать и писать высшему начальству. Там ответили, что придется ждать, пока товар попадет в удержание, тогда начинается оспаривание, по-другому сделать нельзя, система такая.

В общем из‑за новых правил сотрудникам посыпались огромные штрафы, потом сказали: «Если у вас будет минус на балансе, вы не сможете вывести зарплату». У меня долг 13 тыс. рублей, какую‑то часть я уже оплатила, но если представить, что у меня на балансе минус 13 тыс., сколько дней я должна работать бесплатно, чтобы погасить его? Допустим, я заработала за смену 2000, с меня удержали 300–400 рублей, это нормально, я все еще в плюсе. А когда полностью снимают заработную плату за день…

У моей коллеги на балансе минус 25 тыс., но точка хорошая, она получает 7500 рублей за день и рассуждает: «Хорошо, четыре дня отработаю и закрою долг». Но что делать вот эти четыре дня, если у нее триста рублей на карте? Заработная плата начисляется каждый день, купил продукты и рассчитываешь, что заработаешь еще, а нет.

О забастовках

Забастовки нужны, потому что [руководство компании] творит что хочет, а мы не можем ничего. Нам буквально говорят: «Если вы будете жаловаться вышестоящему начальству, вас просто уволят». Поэтому кто‑то должен что‑то сделать, надо обратить внимание на происходящее.

О решении не участвовать

У нас хорошая начальница, не хочется ее подставлять. Мы официальная точка, у сотрудников договор ГПХ, его расторгнут как нечего делать. Если тебе не нужна работа, можно смело бастовать. Если боишься… Они наймут других людей, потому что устроиться очень легко».

Что дальше

16 марта Wildberries сообщил, что приостанавливает начисление штрафов сотрудникам ПВЗ в случае, если клиенту пришел не тот товар, и пообещал доработать систему контроля за подменами. Кроме того, «были отменены свыше 10 тыс. некорректных штрафов за подмены товаров, в ближайшее время они будут отражены на балансах ПВЗ».

17 марта в компании подтвердили разблокировку деактивированных из‑за участия в забастовке «Вайлдберриз» аккаунтов ПВЗ. Кроме того, на базе организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» была создана согласительная комиссия по разрешению вопросов между маркетплейсом и партнерами.

Минтруд совместно с Генпрокуратурой примут решение о возможных проверках Wildberries на основе заявлений граждан. За тем, как будет развиваться диалог между маркетплейсом, сотрудниками и партнерами, следят и в Госдуме. Переговоры между владельцами ПВЗ и Wildberries организовал первый зампред комитета по контролю Дмитрий Гусев. Теперь он вместе с другими парламентариями сейчас изучает вопрос и готовит поправки в закон «О торговле», закон «О рекламе», а также поправки в Гражданский кодекс. По его словам, законодательная инициатива коснется всех участников рынка маркетплейсов, а не только сотрудников ПВЗ.

Расскажите друзьям
Теги: