Что будет с ретейлом в 2023 году? Участники рынка делятся прогнозами

10 февраля 2023 в 15:07
Фото: Marcus Lindstrom/Getty Images
Рост интернет-торговли, проблемы с платежами, увеличение спроса на экономию: участники рынка розничной торговли по просьбе «Афиши Daily» делятся прогнозами, опасениями и надеждами на 2023 год.
Денис Кондрашин

Коммерческий директор сети «Золотое яблоко»

Мы отмечали в конце 2022 года, что потребительское поведение сильнее всего изменилось осенью, когда снизился уровень импульсивных покупок. Если товар не был нужен прямо сейчас, большинство его не покупало. Сейчас эта тенденция продолжается и спрос не восстановился до уровня лета прошлого года. Да, в январе показатели были относительно хорошими, но это из‑за того, что людям в праздники хотелось себя порадовать.

Если же говорить о ближайших месяцах, то, скорее всего, кризис потребительского спроса продлится.

На это влияет общая социальная неопределенность, в которой люди принимают решение отложить лишние деньги до стабилизации ситуации в мире. Но у нас есть четкое понимание, как работать в такой ситуации и находить возможность для того, чтобы привлечь внимание покупателей.

Важным фактором все еще остается турбулентность в логистике и поставках продукции на рынок РФ. Наша логистика подстроилась под новые реалии, а срок доставки зарубежных товаров в сеть удлинился в среднем на две-три недели. Но в этом направлении все еще остаются вопросы, которые необходимо решать. Например, в конце прошлого года обострилась проблема прохождения платежей за поставки продукции, которые из‑за усиленной проверки денежных переводов проходят не сразу. А сборка заказа фактически зависит от поступления платежей. Такие моменты, которые существенно влияют на всю цепочку поставок в целом, остаются и сегодня и будут влиять на рынок в ближайшие месяцы 2023 года.

Еще один фактор — это новостная повестка, к которой сегодня приковано внимание всех. Все живут в маленьком горизонте планирования, лишний раз думают над каждым действием — это требует много энергии и личного времени. Поэтому какие‑то компании сокращают бюджеты на маркетинг, а мы этого не делаем, потому что, помимо того что необходимо дать хорошее предложение на рынке, нужно ведь, чтобы максимум клиентов существующих и новых об этом узнали.

Сильного смещения в сторону восточного рынка не происходит.

Активнее всего развиваются два зарубежных направления. На азиатском рынке ежегодно происходит сильная ротация, появляются новые игроки, а также обновляется ассортимент внутри брендов. И еще потенциал демонстрируют европейские бренды, которые раньше были в тени крупных игроков. Те из них, кто нашел способы остаться на российском рынке, развивают свои производства и наращивают выпуск продукции.

А также сейчас время, когда сильный рост показывают российские бренды: появляются новые в разных категориях, а те, кто давно на рынке, расширяют свою клиентские базы.

Но пока не все ушедшие западные бренды можно заменить бесшовно — это постепенный процесс. Например, в России есть по-настоящему классные проекты, но, к сожалению, они еще не имеют имиджевой силы ушедших мировых брендов. И сейчас идет важный процесс становления в том числе российских марок, которым мы оказываем поддержку, в том числе информационную.

Мы верим в замещение, поэтому постоянно ищем новые бренды — за 2022 год их общее количество в сети увеличилось вдвое, до 3000. Появились новые бренды из Южной Кореи, Японии, Китая, Индонезия. Из новых для нас азиатских стран есть бренды из Маньямы, Индии, Узбекистана, Гонконга, Тайваня. Планы на 2023 год — 6000 брендов.

X5 Group

В текущем году мы увидим сохранение трендов в покупательском поведении, которые сформировались в 2022 году. Среди таких трендов можно отметить стратегию «бережливого потребления». Это означает, в частности, рост популярности различных способов сэкономить — в том числе спрос на «магазины у дома» и дискаунтеры, на промоакции и товары собственных торговых марок сетей. С учетом этого тренда X5 продолжит работу по развитию своих магазинов, в том числе по модели стратегического партнерства, а также по предложению покупателям качественных товаров по самым доступным ценам. Кроме того, мы сохраним наши приоритеты по увеличению присутствия X5 на всех этапах клиентского пути, продолжим развитие онлайн-доставки.

Артем Соколов

Президент Ассоциации компаний интернет-торговли

Мы ожидаем, что рост интернет-торговли в России в 2023 году может составить 25–30%. Этот показатель остается стабильным на протяжении последних лет и уже сложился в качестве тренда. То есть при отсутствии каких‑либо драматических потрясений и валютных колебаний итогом 2023 года может стать оборот в 6,3–6,6 трлн рублей. При этом рост однозначно ускорится и прогноз укрепится при открытии контролируемой интернет-торговли алкогольной продукцией, поскольку эта категория является стимулом спроса на продукты питания, особенно фермерские продукты, которые также реализуются в интернете.

На наш взгляд, тренд на максимальное сокращение сроков доставки в этом году не будет самым актуальным.

На первый план выходит баланс сроков и стоимости товаров, поскольку наметилось очевидное смещение спроса в сторону бюджетных покупок. При этом ключевым в настоящее время становится способность ретейла предложить покупателям широкий ассортимент с сохранением качества.

Переформатирование уже произошло после легализации параллельного импорта в марте прошлого года. В большей части эти изменения коснулись бытовой техники и электроники — основные закупки, новые логистические цепочки проходят через азиатские страны и через евразийское пространство. Самый яркий пример здесь — смартфоны Apple iPhone, выпущенные для Гонконга и ОАЭ, на полках российских магазинов.

Изменения произошли, конечно, не только в части ввоза товаров ушедших брендов: на российских рынках появились альтернативные производители. В частности, значительно расширили свое присутствие китайские компании Haier (в том числе с товарными марками AQUA, Candy и т. д.), а также Hisense (Ronshen, Gorenje и др.). Среди прочих новых брендов, российские покупатели, например, открыли для себя технику (телевизоры, кухонные плиты, стиральные машины, холодильники) узбекской торговой марки Artel.

При этом стоит отметить, что идет и очень активный процесс диверсификации бизнеса: мы видим в магазинах все больше продукции, в разных категориях — от косметики до бытовой техники — выпущенной самим ретейлом под собственной торговой маркой.

Расскажите друзьям