Образование

Учеба на удаленке: как ее организовать, поддержать ребенка и добиться хороших результатов?

9 ноября 2022 в 19:13
Фото: Annie Spratt/Unsplash
Вы забрали ребенка из школы на семейное обучение. Кажется, теперь для вас открыт весь мир: можно учиться где угодно и по любой программе. Но в этот момент многие родители сталкиваются с новыми трудностями. Как наладить режим? Не заскучает ли ученик без одноклассников? Где искать мотивацию? Обсуждаем это с экспертами онлайн-школы Maximum Education.
Нина Мушта

Руководитель отдела методики преподавания образовательной компании Maximum Education

Как выстроить режим и правильно распределить нагрузку?

Преимущество семейного обучения в том, что родители и ребенок могут настроить его под себя: выбрать комфортный режим и способ подготовки, поступить в онлайн-школу, привлечь репетиторов, найти курсы по отдельным предметам или вообще заниматься с ребенком самостоятельно.

Некоторые родители разрешают детям не придерживаться графика, но ставят конкретную задачу: главное — выполнить определенный объем заданий за день, а когда и в какое время ребенок будет это делать — неважно. Другим семьям подходит почасовой лимит: например, вы договариваетесь, что ребенок должен посвящать учебе строго 6 часов в день.

Единого правила для всех в этом вопросе не существует, режим и нагрузка на семейном обучении — очень вариативные вещи. Важно ориентироваться на индивидуальные особенности. Я могу порекомендовать заниматься в формате модульного обучения, если вы хотите систематизировать образовательный процесс. Одну неделю вы с ребенком изучаете только математику, вторую — русский язык.

Однако, если ученик все-таки привык к урочной системе и ему комфортнее заниматься так, как в школе, предоставьте ему эту возможность: составьте расписание на неделю, периодически корректируя и дополняя его.

Семейное обучение дает огромные возможности для развития личных интересов ребенка. Используйте их!

Например, если ваш ребенок увлекается историей и процесс ее изучения приносит ему удовольствие, сократите часы занятий по другим предметам и разрешите ему чаще заниматься историей, больше читать по теме, решать дополнительные олимпиадные задания.

Надо ли контролировать, как учится ребенок, или лучше дать ему возможность самому отвечать за свои результаты?

Учебный процесс всегда напрямую связан с контролем: младшие школьники еще не обладают таким навыком сами, а старшие нуждаются в помощи, потому что в силу подросткового возраста легко подвергают сомнению школьное образование, не понимая, зачем им учиться. Поэтому я считаю, что контроль должен стать неотъемлемой частью семейного образовательного процесса.

Важно понимать, на каком уровне изначально находится ребенок, поскольку оценки в школе не всегда являются показателем базовых знаний. Если вы выявите проблемные места, то сможете объективно оценить, какие требования предъявлять к ребенку. Чтобы проверить, насколько вырос уровень знаний за определенный период, проводите контрольные по конкретным темам.

Поставьте промежуточную цель, к которой будет стремиться ребенок. Конечно, усваивать материал на 100% на первых этапах будет нелегко, поэтому для начала можно понизить планку и поставить цель — 60–70% правильных ответов по итогам контрольной или теста.

Как убедиться, что ребенок справляется?

Иногда контрольных бывает недостаточно. Семейное обучение — процесс сложный: он связан не только с образованием, но и с воспитанием, с выстраиванием отношений. Поэтому ребенка важно поддерживать. Родитель, как никто другой, может вкладывать в обучение свои ценности, чаще разговаривать с ребенком, проявлять чуткость и внимание по отношению к нему.

Все мы временами можем не справляться, и это нормально.

Будьте готовы к тому, что ребенку может быть непонятна тема, он будет не успевать, нервничать и переживать. Не стоит давить на него, если он не смог решить 30 заданий, которые вы ему дали. Наоборот, это отличная возможность, в отличие от школьного обучения, остановиться и проработать сложный материал в своем темпе, а потом двигаться дальше.

Выбирая семейное обучение, учитывайте, что в процессе вы наверняка столкнетесь с различными форс-мажорными ситуациями. Справиться с ними можно благодаря планированию: следование графику поможет нивелировать возможные риски и не пропустить опасные моменты. Разумеется, этот график во многом может быть условным — вы должны иметь возможность в любое время его корректировать.

А если вы не на 100% уверены в своих силах и чувствуете, что не справитесь без помощи со стороны, вы всегда можете сходить в школу, проконсультироваться с педагогами и изучить образовательную программу, чтобы понимать, в каком направлении двигаться дальше.

Анна Тимофеенко

Руководитель направления психологической поддержки подростков образовательной компании Maximum Education

Стоит ли совмещать роли родителя и учителя?

В процессе семейного обучения многое зависит от ресурсного состояния самого родителя. Не каждый взрослый человек может стать экспертным учителем, тьютором и ментором. В идеале, чем больше значимых взрослых находится в окружении ребенка, тем лучше для него и для его развития. Вклад каждого из членов семьи делает его картину мира более объемной и безопасной. Поэтому, если у родителей есть возможность иногда привлекать других членов семьи, тьюторов и менторов, не стоит этим пренебрегать, но важно учитывать психотип ребенка, его темперамент и настроение.

Если же родитель все-таки выбрал самостоятельный путь и взял все обязанности по контролю за учебой на себя, нужно внимательно изучить вопрос выстраивания границ.

Папа, который вечером смотрит кино с ребенком, не должен резко брать на себя роль учителя. Важно оставаться в первую очередь родителем.

Поэтому основная задача, а одновременно и сложность состоит в том, чтобы уметь разделять эти функции и всегда держать в голове небольшой план: «Сейчас мы два часа занимаемся математикой, я нахожусь в роли тьютора и не смешиваю эти отношения с семейными». Однако искать компромисс бывает нелегко, и родителю важно следить за своим психологическим состоянием. Такая «работа» родителя не должна приводить к выгоранию и ухудшению отношений с ребенком, поэтому не стоит забывать, что обучение непростой процесс и не всегда все получается с первого раза. Никто не идеален.

Сохранять баланс в отношениях с ребенком важно, и все, что нужно для этого сделать, — проводить больше времени вместе, добавлять неформального общения, выбираться вместе из дома, искать общие занятия.

Ребенку важно понимать, что мама или папа не перестанут любить его из‑за того, что пять минут назад он неправильно решил задачу.

Что еще поможет поддержать ребенка, который учится на удаленке?

Создайте комфортные условия

Моральное состояние ребенка зависит от многих факторов. И быт — далеко не последний из них. Подумайте, правильно ли организовано рабочее место, качественная ли мебель подобрана, удобно ли там проводить по несколько часов в день? Не отвлекает ли шум улицы или других членов семьи? Могу привести в пример историю: когда одному гиперактивному подростку во время локдауна родители купили беговую дорожку, ему стало намного легче концентрироваться на учебе, потому что появился инструмент, чтобы справляться со своей излишней энергией с помощью физической активности.

Помогите научиться переключаться

Важно понимать, сколько времени именно вашему ребенку комфортно оставаться в покое, как часто ему нужно двигаться. Следите за тем, происходит ли переключение деятельности, в том числе отдыхает ли ребенок от экрана. Дети и так много времени проводят с гаджетами, а на удаленке взаимодействия с ними становится еще больше. Длительное нахождение у экрана оказывает серьезное влияние на физическое и психическое состояние. Поэтому важно искать способы отвлечь ребенка от гаджетов и восстановить силы в перерывах. А также предлагать интересные активности в свободное от учебы время.

Установите комфортный режим и обязательно придерживайтесь его

Почему дети так часто испытывают психологические проблемы из‑за нежелания идти в школу? Стандартный школьный распорядок дня не настроен под индивидуальные потребности конкретного ученика. Из‑за этого он испытывает усталость, обостряется нежелание учиться, повышается уровень тревожности. На семейном обучении график можно выстроить самостоятельно, ведь родитель, как никто другой, знает особенности своего ребенка. Например, если он из‑за своей неусидчивости и низкой концентрации внимания не может высидеть урок длиной в 40 минут, можно сократить занятие в два раза и чаще делать небольшие перерывы. Возможность не ходить в школу позволяет подстраивать расписание и режим под темп и характер каждого ребенка.

Как восполнить дефицит реального общения?

С точки зрения психологии, основной вид деятельности подростка — общение со сверстниками. И проблема отсутствия этого общения особенно сильно обостряется при переходе на удаленку. Но если вы об этом не забываете, исправить ситуацию не сложно. Первое, что можно сделать, — найти интересный детский лагерь на периоды каникул. Особенно важно при выборе лагеря обращать внимание на его тематику.

Ребенок, который не посещает школу и не отвечает у доски, быстро теряет навык выражения себя на публике.

Поэтому будет особенно полезно посещение лагеря, где проводят мастер-классы по публичным выступлениям, актерской игре. Любые мероприятия, где можно себя проявить, пойдут на пользу.

Помимо тематических лагерей, стоит записать ребенка в кружок или секцию. Я рекомендую подбирать такие, где деятельность связана с работой в группе или взаимодействием в команде.

Также важно обмениваться опытом с людьми, которые проходят аналогичный этап, чтобы общаться и поддерживать друг друга. Вы можете объединяться с семьями, которые тоже выбрали семейное обучение, знакомиться с ними, устраивать встречи и проводить совместные мероприятия для детей. Конечно, не стоит забывать и о профессиональной поддержке психолога, но зачастую она необходима в первую очередь родителям. Особенно если перевод на семейное обучение — вынужденная мера в связи с резкими изменениями обстоятельств вашей жизни.

Чтобы переход на удаленку прошел с меньшим стрессом, лучше начать говорить о нем заранее, морально подготовить школьников к смене режима. Если процесс дается тяжело, поговорите с ребенком, разрешите ему проживать эмоции, писать и звонить школьным друзьям. В первое время у детей, которых переводят на семейное обучение, может страдать дисциплина и меняться режим дня. Помните, что это нормальный адаптационный процесс, просто примите эту ситуацию и поддержите ребенка.

Расскажите друзьям