Соавтор книги «ЕГЭ без истерик»
Семейный психолог, специалист психологической платформы Alter
Директор Европейской гимназии
8 главных советов о том, как пережить последний школьный год
Затевая любое дело, важно четко определить конечную цель. Обсудите цели грядущего года с будущим выпускником: сдать экзамены, поступить в вуз — а может, что‑то другое? Перечислите шаги, которые предстоит пройти на пути к цели в течение года. Обсудите, какой результат будете считать удовлетворительным, а также подумайте, что вы будете делать в случае неудачи.
Начинайте готовиться к ЕГЭ заранее, чтобы не оставлять огромные объемы информации на последние месяцы. Составьте план подготовки, который подходит именно вашему ребенку. Самый простой способ — собрать все темы по предмету, который предстоит сдавать, и распределить их равномерно в течение года. Специалисты рекомендуют сосредоточиться на нескольких важных предметах. Не стоит выбирать для сдачи ЕГЭ как можно больше дисциплин на всякий случай. Не забывайте планировать отдых и оставить время для повторения и репетиций.
Объясните ребенку, почему соблюдение режима питания, прогулок, сна и отдыха так важно. Составьте расписание, комфортное для него. Уделяйте внимание режиму в течение всего года.
Старайтесь снижать уровень стресса будущего выпускника, а не увеличивать его. Не давите и не отчитывайте — это может привести к тому, что ребенок закроется и отстранится. Вместо этого попробуйте делать все вместе: готовиться, больше разговаривать, прислушиваться к его желаниям.
Результат выпускных школьных экзаменов важен. Однако, если ребенок считает, что счастливое будущее зависит только от заветных баллов, ему может быть крайне тяжело справиться со стрессом. Чтобы снять напряжение, говорите с ребенком о том, что его жизнь не зависит от экзамена, обсуждайте дальнейший выбор профессии, изучите вместе истории людей, которые добились успеха, проходя по пути альтернативного образования.
В книге «ЕГЭ без истерик» описано несколько таких техник. Например «Переключение», когда можно обсудить что‑то актуальное, полезное, приятное с ребенком. Или техника «Накопление радости» — вспомните вместе события, вызывающие даже маленькую радость: посмотрите фотографии путешествий, полистайте школьные или семейные альбомы, посмотрите семейные видео и так далее. При технике «Солидарность» объясните подростку: что бы завтра ни произошло, это ваш общий результат и вы всегда поддержите друг друга. Расскажите, что он вам очень дорог и вы его любите при абсолютно любом раскладе и что вместе вы победите любую ситуацию.
Познакомьте ребенка со взрослыми, которым нравится их профессия. Ребенок должен иметь возможность расспросить их о том, как они ее выбрали. Поделитесь, как лично вы выбрали карьеру и довольны ли вы ей. Расскажите, что бы вы сделали иначе. Главное — оставайтесь на стороне ребенка, прислушивайтесь к нему и к его желаниям.
Ваша психологическая устойчивость — залог того, что вы сможете качественно и эффективно поддерживать ребенка.
Как психологически поддержать ребенка в последний год обучения?
Елена Кандыбина: «Выпускной класс — время завершения школы и перехода в другую, студенческую или даже трудовую жизнь. Обычно это совпадает с совершеннолетием, к которому в разных семьях относятся по-разному: где‑то предлагают подростку жить самостоятельно, а у кого‑то ничего не меняется. Но все равно „стать взрослым“ — это увлекательно и немного страшно. Даже если именно ваши сын или дочь говорят, что они ни о чем не беспокоятся, они все равно думают о том, каково это — быть взрослым.
И, конечно же, выпускной класс — время подготовки к экзаменам, проверки знаний за все время учебы. Стресса добавляет еще и то, что успешно сданный экзамен в глазах самого выпускника и его родителей становится шансом на некий „волшебный приз“, например возможность учебы в престижном институте».
Антонина Сидельникова: «К сожалению, успешное окончание школы и выбор дальнейшего пути для многих — это в первую очередь стресс. Чего мы ожидаем по окончании школы для своих детей? Ответ на этот вопрос не так прост и однозначен, но в любом случае один из важных результатов обучения — это баллы по итогам ЕГЭ. Чтобы не нервничать и не создавать стресс себе и детям, надо узнать, как работает эта система, где ее сильные, слабые места, как ее хакнуть и подготовиться так, чтобы именно наши цели были достигнуты».
Елена Кандыбина: «Главное, чем родители могут помочь выпускнику, — это показать, что возможны разные пути к успеху и достижению своих целей. Очевидно, что таких способов больше одного. Почитайте вместе с ребенком биографии известных людей, которые часто очень по-разному добирались до вершин известности и славы. Попробуйте собрать коллекцию разных вариантов действий, одним из которых будет поступление в желанный вуз, а другие будут вести к успеху иными дорогами. Подросток почувствует себя уверенней и научится гибко реагировать на неудачи и промахи, каждый раз выбирая из существующих у него возможностей».
Антонина Сидельникова: «Выпускной класс — это, как правило, последний год детства! Будет здорово, если этот год семья проведет не в стрессе, а в совместной дружной реализации проекта „Сдать ЕГЭ“.
Снимать напряжение могут помочь техники, описанные в книге „ЕГЭ без истерик“. У меня такой список висит дома на холодильнике. Когда кто‑то уходит в состояние перегрева, мы начинаем пробовать один прием за другим и находим то, что сработает в сегодняшней ситуации».
«Детям нужны „витаминки счастья“, чтобы отдохнуть. Кому‑то надо выпить чаю, побить грушу или позвонить и поговорить с другом. Напишите такой список один раз и принимайте „витаминки“, как только чувствуете, что силы на исходе».
Понижать градус стресса нужно постоянно
Елена Кандыбина: «Чтобы помочь ребенку справиться со стрессом, надо быть спокойным самому. Родителю, чьи дети сейчас учатся в выпускном классе, стоит помнить: забота о себе, умение не впадать в панику — это забота и о ребенке тоже. Когда подросток нервничает, он не слишком приятный собеседник и член семьи. Он может отказываться разговаривать, огрызаться, не рассказывать ничего о своей жизни, в том числе и о важных для вас школьных успехах. Если подростку кажется, что его слишком опекают или ведут себя по отношению к нему агрессивно, то он может начать врать и пропадать где‑то вне дома».
«Родителям стоит начать с того, чтобы использовать для себя разные способы снятия напряжения: дыхательные практики и практики телесного расслабления, разговор с подругой или с психологом, приятные успокаивающие или вдохновляющие занятия. Все это поможет почувствовать себя лучше и сохранить душевное равновесие даже в трудные моменты».
«Подростковый возраст — время сомнений в себе и других, время размышлений о будущем, время растерянности перед новыми задачами и страха перед решительными изменениями. Подростку важно знать, что вы будете его поддерживать, даже если учеба и сдача экзаменов пойдут по самому плохому сценарию».
Иван Боганцев: «Снижение стресса ребенка — это комплексный процесс, в который должна быть вовлечена и школа, и родители. И есть несколько способов избежать этого стресса. Во-первых, я не думаю, что всем обязательно учиться на таких программах, как, например, у нас. Если мы видим, что человек хрупкий, может, стоит меньше допускать его до сложных программ и давать более облегченные.
Во-вторых, стресс во многом связан с ожиданиями родителей и среды. У родителей всегда есть свой интерес и вовлеченность, даже если они замечательные заботливые родители. Их интерес неизбежно корректирует траектории ребенка».
«Необходим трехсторонний диалог между школой, родителями и ребенком. Ведь конечная цель у нас одна — максимальная реализация каждого ученика. Но, помогая ребенку, школа должна понимать и интересы родителей. У нас в школе заведены трехсторонние встречи в течение года не только со старшеклассниками, но и с родителями.
Школа может не хвастаться своими стобалльниками. Образование ведь не про это. Чтобы создать здоровую среду, не нужно подогревать соревновательный элемент, стоит создавать атмосферу сотрудничества, где дети воспринимают друг друга не как конкурентов, а видят возможность учиться друг у друга, делать совместные проекты».
Как помочь ребенку распределить нагрузку, которая падает на его плечи в 11-м классе?
Антонина Сидельникова: «Распределить нагрузку, безусловно, может помочь план подготовки, который хорошо бы составить с лета после 10-го класса. Впишите в этот план и другие важные дела, которые предстоят в этот год. Так он сможет стать для вас опорой, скелетом, на который вы нарастите уже все дополнительные задачи.
Самый простой вариант составления плана подготовки — это взять все темы по предмету, разделить их на месяцы и недели, а дальше отслеживать прохождение тем по итогам определенного периода. При составлении плана многие учителя советуют оставить апрель и май на повторение. Важно не забывать про регулярный отдых: оставьте один день в неделю полностью свободным от учебы. Хотя бы пару раз за год ребенку нужны мини-каникулы».
Иван Боганцев: «Учиться в 11-м классе можно по разным программам. В нашей школе большинство детей учатся в 10–11-х классах по программе международного бакалавриата и не сдают ЕГЭ. Поэтому содержание этого последнего года во многом определено тем, в какой программе ты учишься, как экзамены принимаются в этой программе, насколько высок вес финальной оценки, которую ты получаешь. Некоторые программы, например наша, позволяют делать работу в течение года и снижают эффект от конкретного итогового экзамена.
Пока у старшеклассников и их родителей в нашей стране есть какой-никакой выбор в плане образовательного процесса, его надо делать в пользу более гуманных для ребенка форм развития. ЕГЭ не является обязательным экзаменом, если вы не собираетесь поступать в вуз после 11-го класса. Его можно не сдавать или сдавать в расслабленном режиме: после школы сдать несколько предметов, взять gap year, затем досдать еще какие‑то экзамены.
В выпускных классах мы больше общаемся с детьми и родителями: объясняем, что, даже если ребенок не сдаст какого‑то экзамена, его всегда можно пересдать; иногда советуем не выбирать сложные программы, если мы видим, что ребенку тяжело. Помогает хорошее горизонтальное планирование в школе, когда учителя находятся в диалоге и понимают, что они выполняют совместную задачу, а не каждый стремится к какому‑то своему результату. В таком случае учителя могут договариваться, как распределять нагрузку, домашние задания, дедлайны сдачи серьезных работ, чтобы не перегружать детей».
«Но каждая школа по-разному это мониторит и по-разному реагирует: разговаривает с ребенком, с родителями, направляет к специалистам, облегчает ребенку нагрузку».
Стоит ли влиять на выбор вуза и профессии?
Елена Кандыбина: «Воспитывая ребенка, мы неизбежно влияем на выбор учебного заведения и профессии, транслируя ему свои ценности в отношении будущего. Но напрямую выбирать вуз за ребенка и заставлять поступать именно туда — плохая идея. Лучше расскажите, как вы сами выбирали профессию, чем она сейчас вам нравится. А если вы работаете не по специальности, то обсудите, что вы бы выбрали сейчас».
Антонина Сидельникова: «Есть разные стратегии поведения родителей, и, как нам кажется, самоустранение („чем хочешь, тем и занимайся“) или же диктатура („будешь учиться там, где я скажу“) — это не те варианты, которые дают лучший результат. Всегда есть вариант переговоров. Если родители внимательны, они обычно довольно хорошо знают своего ребенка — его пристрастия, интересы и увлечения. Поэтому быть мудрым советчиком, поддерживающим взрослым — это самый лучший выбор».
Иван Боганцев: «Мы довольно рано предоставляем детям выбор: в наших программах с 10-го класса они сами выбирают себе предметы. Так будущие выпускники начинают понимать, что им интересно, и брать ответственность за свой выбор. Очень помогают детям определиться с профессией стажировки — если у родителей есть возможность организовать такое, это точно пойдет на пользу. Мы же со своей стороны приводим в школу людей разных профессий, чтобы дети могли с ними пообщаться. Это помогает ученикам расширить и углубить свои интересы, а еще у них появляется представление о том, как разнообразны могут быть карьерные перспективы».
Что делать, если ребенок не знает, что хочет делать после школы или не хочет делать ничего?
Елена Кандыбина: «Если ребенок совсем ничего не хочет — это тревожный симптом. Если абсолютно на все, чем бы вы ни предлагали ему заняться, он говорит, что это скучно, и, даже когда у него забрали телефон, просто лежит на диване, задумайтесь о посещении специалиста».
«К сожалению, сейчас, когда учебная гонка начинается уже с 8–9-го класса, такие ситуации нередко случаются. Чем раньше ребенок получит помощь, тем больше у него шансов хорошо справиться с задачами выпускного класса».
Антонина Сидельникова: «Подросткам нужны помощники и проводники на пути к пониманию и открытию себя. Поэтому одна из задач родителей — помочь ребенку разобраться, к чему лежит его душа.
Одна из практик, которую можно попробовать, — записать в одном месте ваше мнение о зонах „Хочу“, „Могу“ и „Надо“ для вашего ребенка. Что для него важно и интересно, что у него хорошо получается, в чем заключаются его ограничения. Перечислите его способности и увлечения, проанализируйте склонности. Это поможет найти профессии, которые его привлекают и подойдут по совокупности желаний и способностей.
Затем совместно подберите вузы, которые обучают выбранным профессиям. Организуйте для подростка поездку в профориентационный лагерь или визит к специалисту по профориентации. Предложите выполнить тесты по выбору подходящей карьеры и диагностике личностных особенностей.
Не забывайте про силу мечты. Если в процессе профессионального самоопределения удастся найти, зажечь, поддержать мечту ребенка, это станет самым большим подарком для вас и для него. Важнейший аспект — это поддержка семьи. В любом возрасте и на любом этапе самое главное — это спокойный и уважительный диалог с ребенком и теплые, доверительные отношения».
Обязательно ли поступать в вуз сразу после школы?
Елена Кандыбина: «К сожалению, в России поступление в вуз — это не только продолжение образования, но и возможность остаться в своей среде общения. У нас нет организаций, поддерживающих выпускников школ в период gap yearGap yearПерерыв между окончанием школы и поступлением в вуз, который традиционно делают многие западные выпускники, чтобы более осознанно подойти к выбору профессии. Самые престижные западные образовательные институции — в том числе Гарвард — рекомендуют абитуриентам провести год вне привычной обстановки, получить реальный жизненный опыт и более взвешенно подойти к решению о поступлении в тот или иной университет.. Тот, кто не поступил, может рассчитывать либо на службу в армии, либо на неквалифицированную работу. Стажировок или благотворительной занятости в тех направлениях, которые потом могли бы стать профессией, практически не существует. Поэтому, увы, свободный год чаще всего оказывается довольно бестолковым времяпровождением, которое далеко не всегда знакомит выпускника с интересной взрослой жизнью».
«Если вам кажется, что ребенку был бы полезен перерыв между школой и следующей ступенью образования, стоит заранее подумать о том, чем он или она будет заниматься в это время. Сам недавний школьник вряд ли справится с организацией свободного года. Если предоставить его самому себе, то, скорее всего, он проведет все это время в играх за компьютером.
Значит ли это, что всем надо обязательно поступать в вуз? Совсем нет. Сейчас довольно многим востребованным профессиям, в том числе таким как программист, можно учиться в колледжах и училищах. Если вы видите, что ребенок очень устал, стоит выбрать учебу там — это позволит и получить профессию, и снизить учебную нагрузку. Кроме того, в колледжах и училищах гораздо больше практики, это поможет понять, правильно ли выбрана профессия. Наконец, сейчас активно развиваются альтернативные форматы образования — платформы онлайн-курсов, а также различные школы и обучающие программы от передовых компаний (например из индустрии IT), многие из которых также дают качественный контент и могут помочь достаточно быстро получить актуальную профессию».
Иван Боганцев: «Если у ребенка есть возможность после школы взять gap year, чтобы дозреть, а также если родители осознают ценность этого свободного года, тогда это хороший способ понизить уровень стресса для всей семьи».
Антонина Сидельникова: «Очевидно, не всем обязательно поступать в вуз. Чтобы не было мучительно больно в конце пропущенного года, еще раз напомним правило: начинайте что‑то, представляя конечную цель, тогда ваше движение будет как минимум целеустремленным.
Подумайте, что может быть хорошим результатом? Что надо успеть сделать за этот год? Что попробовать? Где побывать? Отталкиваясь от цели, формируйте шаги по ее достижению, тогда каждый день становится наполненным смыслом».