Кратко
- Уехать работать за рубеж можно даже сейчас
- Наибольший спрос — на маркетологов, SEO, аккаунт-менеджеров и IT
- Лучше всего визовый процесс для работников налажен в Германии, Великобритании и Голландии
Что происходит?
Десятки иностранных компаний из разных отраслей объявили о приостановке или прекращении своей работы на территории России из‑за зарубежных санкций, введенных на фоне спецоперации на территории Украины.
Так, мебельный концерн IKEA и сеть ресторанов быстрого питания McDonald’s приостановили работу в России. Заморозили производства автоконцерны Mercedes-Benz, BMW, Volvo, MAN, Volkswagen Group, Toyota. Приостанавливают продажи многие ретейлеры одежды — H&M, Asos, Mango, Zara. Ограничили работу компании из сферы электроники и программного обеспечения — Apple, Dell, SAP, Oracle. Ушли или уходят из страны Spotify, Uniqlo и другие.
Последствия произошедшего затронули и затронут сотни тысяч работников, занятых на предприятиях зарубежных компаний. При этом ни одна компания пока не объявила о ликвидации и сокращении сотрудников.
Будет ли в России кризис найма?
Правительство в проекте бюджета на 2022 год рассчитывало, что безработица в ближайшие два года сохранится на уровне 4,5%. Согласно данным Росстата, в январе безработица в России выросла до 4,4%. Последние четыре месяца до этого она держалась на уровне 4,3%. Всего безработных в России в январе 2022 года насчитывалось 3,296 млн человек. Это сопоставимо с показателями тех же периодов допандемийных 2018 и 2019 годов.
Директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) Владимир Гимпельсон говорит, что теперь эти данные неактуальны. «Безработица может достичь и 10%, и не только из‑за ухода иностранных компаний. Дело в том, что и российскому бизнесу придется сжиматься. Этот кризис будет совершенно другим», — отметил он в интервью «Коммерсантъ FM». По его словам, в пандемию проблема была в заморозке предложения. Все предыдущие кризисы были преимущественно кризисами спроса. Теперь произошел кризис и спроса, и предложения. Такого ранее не случалось.
При этом пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков надеется, что количество потерявших работу после ухода западных компаний из России не будет исчисляться миллионами.
Вряд ли случится так, что все останутся без работы: даже при максимально закрытой экономике российские компании продолжают оставаться на рынке. Государство пытается поддерживать рентабельность бизнеса. Перспективными индустриями остаются те, что связаны с производством продуктов питания и медоборудования, фармацевтика, IT.
Где и как искать работу?
Пока бить тревогу рано: несмотря на масштабную приостановку деятельности, иностранные работодатели уверяют, что продолжат платить сотрудникам зарплату. Тем не менее стоит задуматься, как можно обезопасить себя от неожиданной потери работы и начать искать альтернативные варианты. Российские компании вряд ли сумеют быстро заместить внезапно появившиеся рабочие места, поэтому можно рассмотреть работу за рубежом. Как оставаться нужным специалистом в кризис?
Наиболее привлекательным местом для работы может стать Европа. Безработица в Европейском Союзе в январе снизилась до 6,2% (с 6,3% в декабре), что говорит о высокой занятости населения, а текущий курс евро (около 100 рублей на момент публикации текста) обеспечит достойную оплату труда и комфортные условия проживания.
Мы попросили эксперта международной компании EP Advisory Эку Ванькову рассказать подробнее о рынке труда за рубежом и о том, как на него попасть россиянам в 2022 году.
Карьерный консультант международной компании EP Advisory
Что изменится в условиях работы для россиян, у которых европейские работодатели? Увеличатся ли отказы россиянам в работе?
В Европе люди сочувствуют, они же понимают, что это локальный конфликт правительств, а не граждан — простых людей. Европа выступает против дискриминации, для них не взять человека на работу из‑за его национальности — это нарушение его прав.
Мы не считаем, что те русскоязычные люди, которые хотят переехать, останутся без работы в Европе. Влияние этой ситуации ограничено, оно остановится. Заморозки найма и отзыва сделанных оферов сейчас не происходит.
Прогнозируется ли приток или отток россиян на рынок Европы?
До пандемии меньше 10% наших клиентов работали на европейские компании удаленно, но после ее начала ситуация стала меняться. Во время пандемии в Европе появилось много удаленных вакансий, связанных с онлайном, контентом, журналистикой, маркетингом, коммуникациями. Тогда произошел сильный приток.
За неделю с 10 по 17 марта посещаемость сайта нашей компании увеличилась на 1715%, а за тридцатидневный период (с 17 февраля по 17 марта) — на 577%. Это было связано в том числе с тем, что EP Advisory запустила свою контентную платформу. Там собраны шаблоны и примеры резюме и сопроводительных писем, пособия для подготовки к собеседованию в международные компании. Около 70% клиентов сейчас — те, кто хочет уехать из России, и 30% — те, кто уже живет в другой стране.
Какие индустрии или рабочие сферы сейчас наиболее доступны? Где низкий порог входа, возможность быстро освоить какие‑то знания и навыки?
Это однозначно аккаунт-менеджмент. Это что‑то среднее между прямыми продажами и маркетингом. Эта специальность помогает сохранять выручку и привлекать клиентов. Аккаунт-менеджер взаимодействует с клиентом от имени компании. В Европе огромное количество вакансий по этому направлению, которое не требует специальных знаний. От работника нужны клиентоориентированность и высокие коммуникативные навыки. Также большое количество вакансий по контент-маркетингу, SEO, пиару, не хватает специалистов по контенту.
Сколько в среднем может занять поиск работы?
Если это перспективная специальность (аккаунт-менеджмент, контент-маркетинг), у человека хороший английский и нет большого опыта, поиск занимает примерно 3–4 месяца от начала поиска до получения оффера. На получение документов стоит закладывать еще 1–2 месяца. При этом мне как консультанту очень важно, чтобы человек закладывал время на поиск работы, а главное — делал это регулярно. Не бойтесь отказов, ведь это нормальная часть поиска. Это знание помогает оставаться устойчивым.
А если человек ищет работу удаленно?
Тогда то же самое, но без учета времени на оформление документов. При этом человек может работу удаленно, проработать определенное время и по своему желанию переехать в страну работодателя. Мы советуем искать вакансии в социальной сети для деловых контактов LinkedIn (заблокирована на территории РФ по требованию Генпрокуратуры — Прим. ред.), там их огромное количество. Некоторые работодатели будут готовы к переводу и даже помогут с оформлением необходимых документов.
Как сейчас будет выглядеть процесс оформления визы для россиянина, который хочет работать в Европе?
Сам процесс оформления визы не меняется. Никто в Европе не говорит об отмене рабочих виз для россиян. Все те пути, которые существовали для переезда, остаются на законодательном уровне. Правда, добираться до Европы придется обходными путями. Но здесь дело во многом и в ковидных ограничениях, которые официально не сняты. Следите за обновлениями: например, на днях вышли свежие новости о новых визах в Великобританию.
В какой стране проще всего получить рабочую визу?
Германия, Голландия и Великобритания — страны с самой понятной иммиграционной системой. В этих трех странах есть отдельные категории рабочих виз с прозрачными правилами получения, в отличие, например, от Франции.
Кстати, Брекзит сыграл россиянам на руку: так как после него всем (включая граждан ЕС) стали нужны рабочие визы, а не только россиянам, требования к этим визам снизили. Поэтому сейчас переехать легче, чем до Брекзита. Тем не менее, чтобы получить работу в Великобритании, нужно, чтобы работодатель приложил усилия к оформлению визы для сотрудника. Она называется Skilled Worker Visa, и к ней есть определенные требования. Например, зарплата должна быть не менее 26 тыс. фунтов в год (это меньше, чем средний заработок по стране). А сам работодатель должен иметь лицензию на спонсорство сотрудников из других стран.
В Голландии и Германии работодателю такая лицензия не нужна. Если компания делает оффер, визу человек может оформить сам. Еще можно обратить внимание на ОАЭ и страны Азии.
Может ли смутить компанию, что человек больше замотивирован покинуть Россию, нежели в работе конкретно у него?
Работодатель все же заинтересован в пользе для себя. Если человек для себя понимает, что он хочет иммигрировать, а работа — это возможность сделать этот процесс легче, то у работодателя свои интересы, ему нужно закрыть какую‑то свою рабочую задачу с помощью ваших навыков. Прямо ему свою политическую позицию лучше не озвучивать. Некоторые из моих коллег рекомендуют указывать политическую причину переезда в сопроводительном письме, но я все равно считаю, что главное — делать акцент на пользу от вас как сотрудника.
Собеседование — это своеобразная игра, есть правила, и им нужно следовать. Европейцы активно принимают на работу беженцев и иммигрантов. Для работодателей важнее всего, насколько эффективно работник справляется со своими задачами. Поэтому всегда лучше делать акцент на то, что вы можете сделать как сотрудник.
То есть лучше нейтрально говорить о своей политической позиции?
Да. Они считают, что политика — личное дело. В Европе, если человек хорошо воспитан, он не будет поднимать тему политических взглядов. Это щепетильная тема. Всегда лучше держать фокус на пользе.
Стандартный план трудоустройства
В Европе существует многолетняя культура найма. Европейцев с университета учат писать резюме, продавать себя и свои навыки. Поэтому они очень щепетильны в отношении пользы, которую приносит сотрудник (Value).
Есть несколько этапов собеседования. Сначала проходит ознакомительное интервью. Рекрутер собеседует по резюме, спрашивает про детали рабочего опыта, проверяет адекватность резюме и того, что говорит претендент на работу. Затем интервью с нанимающим менеджером. Тот, кто разбирается непосредственно в задачах и имеет большее влияние на решение по трудоустройству. Тут важно рассказать о своих навыках и достижениях ключевых метрик. Всегда смотрят на то, как человек общается, вольется ли он в команду. Далее соискателю дают тестовое задание. Его наполнение зависит от позиции, на которую претендует человек. После этого этапа принимается решение, делать оффер или нет.
На любом этапе трудоустройства всегда лучше фокусироваться на пользе, которую человек принесет компании. В конце могут спросить про раздел хобби. Таким образом работодатели пытаются понять, схожи ли ваши ценности с ценностями команды и компании в целом. Как кандидат я могу сказать, что люблю бегать марафоны. Это может сказать о моих амбициях, страсти к соревнованию и здоровой конкуренции. Если начальник и команда нацелены на результат, я им подойду.
Не так важен ваш стаж работы: сформулируйте, какую пользу вы можете принести компании. Выделите свои рабочие достижения, подкрепите их конкретными результатами и цифрами. Персонализируйте свое резюме, то есть указывайте то, что напрямую относится к описанию вакансии. Стремитесь показывать свою экспертность только в одной индустрии и при необходимости делайте несколько резюме.
Европейского работодателя может смутить, если человек решил кардинально сменить свою профессию и начать работать за границей?
Может смутить и европейского, и британского, и американского. Всегда легче менять страну проживания, если карьера уже более-менее сложилась. Человеку всегда проще развиваться в той профессии, в которой у него уже есть опыт. Освоение новой специальности потребует дополнительных усилий. В Европе особое внимание придают вашим достижениям и вкладу, который вы можете принести компании.
Недавно были новости, что европейские вузы отчислят русских студентов. Среди европейских работодателей есть сейчас какая‑то неприязнь к русским, к россиянам?
Я с такими ситуациями не сталкивалась. Наоборот, насколько мне известно, университеты в Европе и Англии высылают русскоязычным студентам имейл-письма с поддержкой. Если нужен выходной или любая другая помощь, то университеты и компании готовы это предоставить.
Что‑то может измениться для россиян, которые уже работают в международных компаниях?
Некоторые компании, у кого есть бюджеты, оперативно организовывают помощь, помогают переезжать тем, кто в этом заинтересован. Рынок знает, что кризис происходит, и готов помогать. Мы ожидаем, что европейские работодатели в ближайшее время могут приостановить найм на российском рынке. Однако им нужно продолжать свои рабочие процессы. Я считаю, что для профессионала всегда найдется работа, вне зависимости от цвета его паспорта. Стоит продолжать инвестировать в себя, в свои навыки и быть гибким.