«Черный лебедь» — образ, который нашел экономист, философ и бывший трейдер Нассим Талеб для обозначения редких труднопрогнозируемых событий со значительными последствиями. Важной чертой «черных лебедей» в экономике, по версии Талеба, является не только их неожиданность и всеохватность последствий, но и то, что уже после наступления подобных событий кажется, что должны были быть очевидны. К «черным лебедям» относят, например, распространение интернета, развал СССР или теракты 11 сентября 2001 года.
Нассим Николас Талеб — американский ученый, статистик, эссеист и риск-менеджер ливанского происхождения. Родился в 1960 году. Сфера научных интересов — влияние случайных событий на мировую экономику. Называет себя эмпирическим скептиком. Впервые использовал термин «черный лебедь» в своем бестселлере «Черный лебедь. Под знаком непредсказуемости». Выбор названия объясняется тем, что подобные птицы — редкость в природе, до определенного момента их вообще считали мифическими.
Соблазн назвать «черным лебедем» пандемию COVID-19 предельно велик, но это мнение было развенчано самим автором идеи. Талеб заявлял в интервью, что приближение глобального кризиса предугадать было вполне возможно и это был самый что ни на есть «белый лебедь». Сложно было предсказать только его «вирусный характер». Однако сам Талеб говорил об опасности эпидемий еще как минимум в 2017 году. Но ни правительства, ни корпорации не имели стратегического плана преодоления таких экстремальных проблем, сосредоточившись на сиюминутных операционных целях. Ученый заявлял по этому поводу: «О пандемиях снимали кино! Какой же это может быть „черный лебедь“?»
Антихрупкость к черному
Управляющий по корпоративному и брокерскому бизнесу филиала «Центральный брокер» БКС «Мир инвестиций» Никита Демидов уверен, что книгу Талеба просто мало кто читал внимательно. «Поэтому популярным занятием стал поиск „черных лебедей“ в ближайшем будущем, который скорее напоминает поиск черной кошки в темной комнате. Saxo Bank особенно преуспел в создании таких „списков лебедей“. Однако смысл любого событийного „лебедя“ именно в непредсказуемости, а главный посыл Талеба — в необходимости стать антихрупким к тем из них, кто черен, а из белых извлечь выгоду», — говорит он.
Датский инвестиционный банк Saxo Bank ежегодно публикует «шок-прогноз» событий, которые способны существенно повлиять на мировые рынки. Предсказания зачастую носят апокалиптический и даже фантастический характер. На 2022 год Saxo Bank пророчит, в частности, резкий прорыв в медицине, продлевающий жизнь на четверть века, победу женской армии Reddit над «корпоративным патриархатом» и новую холодную войну с космической гонкой на фоне развития гиперзвуковых технологий.
«Моя личная точка зрения: упражняться в прогнозировании „черных лебедей“ — дело неблагодарное, а вот создание скриптов или, в стилистике спецслужб, протоколов на случай неожиданных неблагоприятных событий важно для каждого человека, любой семьи. Если при этом получится инвестировать незначительную часть капитала в новый Google или биткоин и кратно заработать, то вообще отлично», — говорит Никита Демидов.
«Нассим Талеб и в своих публицистических работах, и в более научных текстах повторяет из раза в раз, что предсказать появление „черных лебедей“ нельзя. В этом их сущность, и именно поэтому выбрана такая метафора: когда были известны только „белые лебеди“, никто не мог и подумать, что обнаружат черных», — объясняет автор курса по статистике для программ «Аналитик данных» и Data Scientist «Яндекс.Практикума», приглашенный преподаватель Георгий Милютин.
Что же из этого следует?
Так стоит ли строить прогнозы? Практика показывает, что в современной действительности без расчетов не обойтись. «Неприятности, которые можно предсказать, — уже не совсем неприятности. Тот, кто действительно знает будущее, наверное, должен бы скрыть от всех эту важную информацию и на ней заработать. Молчание, как известно, золото», — излагает свою точку зрения экономист, основатель телеграм-канала «Деньги и песец» Дмитрий Прокофьев.
Другое дело, что желание обезопасить себя может привести к построению бесчисленного множества возможных сценариев. А это, в свою очередь, развивает манию перестраховки. «Если вы возьмете случайного человека на улице, то его рост и вес практически никогда не будут отличаться от ваших в десятки раз или даже в разы. А вот сумма на банковском счету и количество подписчиков в соцсетях могут отличаться не то что в десятки — в сотни тысяч раз. Это так называемые переменные с „тяжелыми хвостами“. Изредка и в самый неожиданный момент они демонстрируют большие отклонения от средних ожидаемых значений. Об этом полезно помнить и продумывать планы B и C на случай резких изменений. Впрочем, слишком сильно увлекаться планированием не стоит: „черные лебеди“ все равно вас, скорее всего, удивят», — предупреждает Георгий Милютин.
Стандартный список угроз
Конкретными прогнозами поделилась независимый финансовый советник Елена Павельчук: «Ставка ЦБ будет еще расти (недавно достигла 8,5% годовых) в связи с дальнейшим увеличением инфляции, но к концу года может составить уже 7%. Сохраняются геополитические риски на фоне ситуации на Украине. Перспектива роста российских „голубых фишек“ остается в ожидании большой дивидендной доходности. Этой зимой также остается актуальным риск, связанный с коронавирусом, но к весне ожидается относительное успокоение ситуации. Доллар, скорее всего, будет находиться в диапазоне 70–75 рублей».
«Список угроз сейчас стандартный: война, ковид, инфляция и еще „зеленая повестка“. Это совсем не про добрых экологов, а про ограничение потребления и сверхприбыли корпораций. Что из неочевидного? Например, в России сумма задолженности физических лиц перед банками почти сравнялась с суммой депозитов. Можно сказать, что та Россия, у которой деньги есть, одолжила их той России, у которой денег нет. Подумайте, что будет, если та, „безденежная“, Россия не сможет платить по своим долгам?» — говорит Дмитрий Прокофьев.
Сложный опыт последних двух лет неизбежно повлияет на то, как мы смотрим в 2022 год. Наверное, одной из главных новинок для обывателя станет планирование как таковое. Прежде не все задумывались о его необходимости, теперь, как мы готовы предположить, многие стали рациональней. Строя расчеты, нужно помнить: упомянутый Талеб предупреждает, что человечество не может предвидеть многое из‑за собственного комплекса сверхуверенности в истинности своих знаний. И не забывать про значение образов в нашей жизни: лебеди уже сыграли в свое время роль заставки в одном ключевом для России историческом событии. Так что знаками и метафорами пренебрегать не стоит.