Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр

Невидимые судьбы: посмотрите выставку о беженцах, чьи истории рассказывают стены

2 сентября 2021 в 20:37
Фото предоставлено Юрием Михайлиным
До 9 сентября в инклюзивном культурном центре «Тверская15» можно посмотреть документальную выставку «Бежать нельзя остаться», созданную на основе историй беженцев: футболист из Кот-д’Ивуара, поэт из Судана, швея из Сирии, подросток из Афганистана и еще трое героев волей обстоятельств оказались в России и говорят о своих удивительных судьбах.

Фрагменты историй беженцев в документальной выставке «Бежать нельзя остаться», сделанной по мотивам одноименной книги издательства «Самокат», звучат в аудиогиде, который получает каждый посетитель выставки, а образы из жизни воссозданы художниками в крошечных макетах, спрятанных по всему пространству второго этажа. Беженцы живут вокруг нас и вместе с нами, но мало кто фокусирует внимание на трудностях, с которыми сталкивается человек, вынужденный перебраться в чужую страну. Авторы и художники нашли простую и очень убедительную метафору невидимости, которую реализовали среди обычных кирпичных стен, а именно в их небольших отверстиях, заглянув в которые можно узнать историю жизни конкретного человека. Мы поговорили с некоторыми из авторов выставки о том, как она была придумана и воплощена.

Вера Тименчик

Куратор публичных программ инклюзивного культурного центра «Тверская15», автор идеи выставки

Поля Плавинская

Художник-иллюстратор, арт-директор издательства «Самокат», художник выставки

Сергей Гиндилис

Режиссер-документалист

Вера: Мы в «Тверской15» хотим создать комфортную и уютную атмосферу для людей с разными потребностями и дать возможность высказаться тем, кого обычно не слышно и не видно. Когда я прочитала книгу «Бежать нельзя остаться», я поняла, что мне очень хочется, чтобы эти истории как‑то ожили. Поэтому предложила издательству «Самокат» сделать по ней выставку.

Поля: Книга «Бежать нельзя остаться», которую мы выпустили вместе с УВКБ ООН (Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев) при поддержке музея «Гараж» — это комикс о детях из семей, которые вынужденно покинули свои родные края и сейчас живут в России. В комиксе на основе реальных историй, переработанных Алексеем Олейниковым и нарисованных студентами «Вышки», рассказывается о семи героях, которые ходят в одну школу.

Когда Вера предложила сделать выставку, мне это показалось очень интересным: важно и здорово, когда какой‑то проект, реализованный в очень конкретной форме (в данном случае книга) может породить новые — и таким образом расшириться, дав возможность посмотреть на тему или проблему с другого ракурса, показать что‑то новое.

Мне сразу захотелось уйти от классического формата выставок по книге, когда на стену вешают картинки в рамочках, и Вера эту идею поддержала. Незадолго до этого художник Маша Плавинская и режиссер Сережа Гиндилис сделали выставку о жизни циркового закулисья с включениями спектаклей-вербатимов. Мне показалось, что такой формат хорошо подойдет и нашему проекту, поэтому я предложила им поработать над выставкой вместе.

История мальчика. Одиночество

Мы изначально решили, что построим экспозицию на историях реальных людей. УВКБ ООН помогли нам найти героев для интервью. Меня поразили их рассказы, характеры, а особенно честная и открытость, готовность впустить в свой мир незнакомых людей. Одна героиня даже предоставила нам несколько фотографий из семейного альбома.

Сергей: Я занимался проведением интервью с героями. Было очень интересно общаться и нащупывать эмоциональные, важные для них истории. Как и в любом документальном проекте, это возможность выйти за пределы своего мира и узнать о проблемах современности не из новостей, а непосредственно от свидетелей. Каждый раз страшно, что контакт не произойдет. Еще мне интересно узнавать про другие страны и культуры.

Одной из моих любимых стала история Палваши из Афганистана. Там много грустного, и понятно, почему она уехала, но при этом она с большой теплотой вспоминает свой дом. Даже тогда, когда у власти в первый раз был «Талибан» (террористическая организация, запрещена на территории РФ), она видит хорошее: женщинам нельзя было выходить из дома, и они всей семьей сидели и смотрели индийские фильмы, которые ей очень нравились.

Меня поразила и история поэта Али из Судана — там люди живут в хижинах из земли [уровень грамотности населения этой страны один из самых низких в мире] но при этом он читал Достоевского и Маркеса. Сейчас он живет в центре временного содержания в Пересыпкино, и мы хотим привести его на закрытие выставки. Мы перевели некоторые стихи Али, и я снял для выставки небольшие видео, где он их читает. Они такие наивно-гуманистические и очень красиво звучат.

«Различия»

Не смейтесь надо мной — я человек!
Я, как и вы, здесь живу.
Как и вы, смеюсь, как и вы, плачу.
Как и вы, говорю, как и вы, внимаю словам.

Мои мысли и чувства — такие же, как у других
Цвет своей кожи я не выбирал
И пол свой я не выбирал,
Зато я волен верить в то, что выбираю.

Мы вместе с вами оказались здесь.
Нет расы, что была бы лучше всех,
Среди религий нет какой‑то главной,
И цвета кожи нет других важнее,
Ведь на земле так много есть цветов!

Я уважаю белокожих,
Я уважаю чернокожих,
А также уважаю смуглых.
Я уважаю всех кудрявых
И уважаю всех прямоволосых,

Ведь все мы на Земле братья и сестры,
Нам не к лицу воевать.
Мы должны жить в мире,
Жить тихо и уходить тихо — без шума, никого не убивая.

История Палваши. Индийское кино

Вера: Изначально замысел был традиционным, более тяжеловесным и серьезным. Но ребята походили по нашему центру и придумали идею, которая отвечает всей концепции.

Люди с опытом вынужденной миграции живут в нашем городе, но мы плохо представляем, как и почему они тут оказались. Так и объекты выставки — сначала не видны, надо присмотреться и прислушаться, чтобы узнать о них.

Поля: Вскоре к нам присоединились художники Катя Эрдэни и Федя Кротков, и мы стали вместе придумывать образы для каждой истории.

Сначала хотели сделать комнатки, куда бы зритель заходил и погружался в мир героя. Но каждая история рождала больше одного образа, не хотелось их упускать, да и сама идея громоздких объектов как‑то не вязалось с пространством «Тверской15». И в какой‑то момент именно оно натолкнуло нас на финальную версию идеи. В стенах центра много дырочек, трещин, углублений — таких скрытых от первого взгляда и укромных. Мы решили, что будет здорово, если небольшие объекты будут запрятаны по всему пространству, и зрителю нужно будет приложить небольшое усилие, чтобы их отыскать и рассмотреть. На наш взгляд, идея перекликается и с темой беженцев в целом, когда все мы знаем о существовании этой проблемы, знаем, что такие люди есть вокруг нас, но не особо фокусируемся на этом в повседневной жизни.

Сергей: Мы выбирали фрагменты, которые, во-первых, казались хорошими для визуализации, а во-вторых, были заряжены драматургически. С самого начала думали про образ дома: утерянный и обретенный. Искали то, что насыщено деталями и где возникала картинка. А потом, основываясь и на общих магистральных историях, и на рифмах между эпизодами, я смонтировал из интервью аудиогид, состоящий из разноголосья героев.

Поля: Когда собрали все интервью и придумали образы, мы начали прямо на месте распределять истории по локациям. В этот момент к нам присоединился художник по свету Юра Курамшин, работа которого на самом деле лежит в основе всех объектов: мы обсуждали и придумывали свет для каждого из них, и после того как Юра его проводил и устанавливал, делали уже сами объекты. Их миниатюрность, мне кажется, сохранила и поддержала искреннюю человечность всех историй. А самый большой объект — путь героя, расположенный в шести подоконниках, где мы сверху видим различные образы пути человека, — объединяет всех героев и, как мне кажется, придает выставке целостность.

История Траоре. Футбол

Вера: Было видно, что команда художников не воспринимают работу как некий заказ, а пропускает через себя. Ребята придумали, как лучше показать рассказ каждого героя, как сделать объекты проводниками этих историй, максимально сохраняя их аутентичность: не затенить героев художественным высказыванием, но максимально ярко их представить.

Поля: На открытие пришло много людей, и было здорово наблюдать, как благодаря наушникам и всей концепции каждый, находясь в толпе, оставался наедине с выставкой и ее героями, был сконцентрирован на своих собственных действиях: найти точку на карте выставки, дойти до нее, послушать историю. Во всех проявилась какая‑то живость и искренняя, немного детская радость от увиденного. То, что мы закладывали, сработало. Это очень круто.

Но, наверное, самым волнующим было видеть, как герои выставки смотрят и слушают истории про самих себя. Они были очень благодарны за это. Было видно, как важно для них, что мы об этом рассказали. Только ради этого имело смысл все делать.

Вера: Наш центр находится на Тверской, поэтому у нас часто бывают случайные посетители, которые просто заходят узнать, что тут у нас такое. Мы всем, конечно же, рассказываем про выставку, и многие остаются ее посмотреть. Для нас очень ценна реакция таких людей: часто можно услышать, что раньше они ничего не слышали о беженцах в России и благодаря выставке хотят больше узнать о том, как в нашей стране живут люди с опытом вынужденной миграции — в чем они нуждаются, как им можно помочь. Для нас очень важно, что зрители чувствуют себя соучастниками, так как эмпатия — одни из главных элементов инклюзивного взаимодействия.

История матери. Рынок

В процессе работы над выставкой из нее родилось несколько документальных спектаклей-вербатимов — такой театральный сериал, в котором каждая часть посвящена одному или двум героям. Так из книги получился большой проект с выставкой и спектаклями.

Очень хотелось бы сделать выставку постоянной, но, к сожалению, наш центр скоро закроется на ремонт, и пока не очень понятно, каким помещение будет после него. Будем очень рады, если у выставки будет продолжение и какой‑нибудь музей или центр захочет разместить ее у себя. Мы открыты к таким предложениям.

Поля: Мне бы очень хотелось сделать эту выставку постоянной. Для нее не нужно много места, и было бы очень здорово, если бы она продолжала жить какую‑то свою жизнь, туда всегда можно было бы заглянуть и послушать эти истории.

9 сентября на выставке будет показан документальный спектакль «Мой Афганистан». Вход бесплатный, зарегистрироваться можно здесь.

Расскажите друзьям