В 2014 году я переехала из Самары в Москву. Первые несколько лет я снимала жилье вместе со своим молодым человеком. После расставания с ним передо мной встал выбор: аренда однокомнатной квартиры у МКАДа или комнаты в центре города. Ни один из вариантов меня не устраивал. В первом случае я бы тратила много времени на дорогу, во втором — соседствовала бы с посторонними людьми (неважно, в дружеских ли отношениях).
Я видела минусы в съемном жилье: твой статус как арендатора временный, и нет гарантии длительного проживания. А также не всегда есть возможность адаптировать жилье под себя. Ипотека — это компромисс между шикарной квартирой в центре, в которой все хотели бы жить, и каким‑то небольшим, но уютным и личным обустроенном пространством.
В 2013 году я получила в наследство небольшую квартиру в Самарской области. Похвастаться нечем: она была в запущенном состоянии, а сам дом располагался в неблагополучном районе. После разговора с родителями я решила продать квартиру. Ее рыночная стоимость составляла 900 тыс. рублей, но я нашла покупателей, которые приобрели ее за 1 млн 200 тыс. рублей.
Эти деньги я вложила в покупку нового жилья под Самарой, в активно растущем микрорайоне. Недостающую сумму добавила моя мама — в разгар кризиса ей показалось разумным таким образом распорядиться деньгами. Квартира площадью 44 кв. м. с финишной отделкой и двумя лоджиями стоила 1 млн 600 тыс. рублей.
В 2016 году я уже всерьез задумалась о собственной недвижимости в Москве, потому решила продать купленную квартиру. Покупателя я искала почти 10 месяцев и получила в итоге 1 млн 700 тыс. рублей. Вырученные деньги я рассчитывала использовать в качестве первоначального взноса.
Для меня было важным не обременять себя кредитом более чем на два-три года, поэтому я искала квартиру в пределах 2 млн 700 тыс. рублей. Но итоговая стоимость апартаментов вышла чуть больше — 2 млн 900 тыс. рублей. Сумма первоначального взноса составила 2 млн рублей, а ипотечная ставка — 13,9%. Ипотека погашалась аннуитетными платежами, то есть сначала выплачивались проценты, которые начисляются банком, затем — основной долг (тело).
Как я искала квартиру
Квартиру я искала не совсем привычным способом, и для этого посетила выставку-продажу, которая проходила на трех этажах в ЦДХ на Крымском валу. Мне показалось, что это быстрый и информативный способ узнать о всех застройщиках и их предложениях.
На выставке я подходила к каждой стойке застройщика и просила подобрать квартиру в пределах 3 млн рублей, обязательно в Москве и близко к метро. «Девушка, это невозможно, такого не бывает», — твердили менеджеры.
Когда я уже отчаялась, за очередной стойкой мне ответили, что у них есть подходящие варианты. Апартаменты, которые мне предложили, находились рядом с пятью станциями метро, а за окнами располагался Ботанический сад. Сама квартира представляла собой небольшое прямоугольное помещение с отдельным санузлом.
Как я брала ипотеку
За день до одобрения ипотеки мое место работы внесли в список нежелательных организаций. Я была вынуждена расторгнуть трудовой договор и стала формально безработной. Меня спасла мама: она оформила ипотеку на себя. Я бы не смогла это сделать даже после того, как заключила договор другой организацией — для банка требовался полугодовой рабочий стаж.
Летом 2017 года я продала квартиру под Самарой и внесла первоначальный взнос по ипотеке. На момент покупки апартаментов сам дом уже существовал, а его сдача планировалась в 2018 году. Но застройщик переносил сроки, и в итоге ключи от квартиры я получила только зимой 2019 года.
Ипотека была сроком на пять лет, но в моих планах было закрыть ее за два-три года. Ежемесячный платеж — 24 тыс. рублей, но я платила больше и отдавала почти половину своего дохода. Ипотеку удалось погасить осенью 2018 года. Все это время я снимала комнату у метро Динамо за 10 тысяч рублей — таким образом экономила на жилье.
Есть такая теория: чем больше человек зарабатывает, тем больше тратит. Но это не про меня. Я не спускала все заработанное, поэтому у меня на счету всегда был запас денег. Это помогло мне без каких‑либо лишений прожить те полтора года, когда я погашала ипотеку. В тот период мне удалось даже слетать на месяц в Гоа.
Всего я вложила в квартиру 3 млн 500 тыс. рублей (вместе с ремонтом), и сейчас ее рыночная цена даже при неблагоприятной кризисной ситуации составляет 4 млн рублей. Я считаю это долгосрочной инвестицией, и при желании это поможет мне улучшить жилищные условия в будущем.