Тем временем в России

Посмотрите новую серию мультфильма о Большом терроре, снятого детьми

30 октября 2020 в 15:14
Мультипликаторы Юрий Михайлин и Александра Кононова продолжают документальную серию о жертвах репрессий. «Афиша Daily» показывает новый фильм «Братья Эппле», а участники съемок рассказывают о том, как он создавался.

О фильме «Братья Эппле»

Документальный анимационный проект «Хорошо помню» — это сериал, в котором при помощи мультипликации рассказываются истории семей, переживших репрессии. Дети, внуки и правнуки рисуют и оживляют истории о родственниках, пытаясь понять, что произошло десятилетия назад и как быть с этой памятью сегодня.

Николай Эппле

филолог, автор книги «Неудобное прошлое: память о государственных преступлениях в России и других странах», внук героя фильма Николая Артуровича Эппле

Мой дед Николай погиб в Севураллаге (исправительно-трудовой лагерь — Прим.ред.) при неизвестных обстоятельствах, лишь недавно удалось найти выписку из лагерной карточки, где написано, что он «выбыл» в 1944 году. Нет никаких документов, соответственно, не может быть и реабилитации. Есть только единственное письмо его брата Льва о том, что Коли больше нет. Может, со временем что‑то выяснится, но пока никакие запросы ничего не дают.

Параллельно с тем, как мы делали мультфильм, я переводил довольно известную английскую книжку про феномен постпамяти.

Оказывается, следующие поколения, не пережившие какие‑то трагедии, могут не просто знать о них, а помнить, причем на глубоком эмоциональном уровне.

Обычно это передается через изображения. Я всегда знал, что в истории семьи был этот период — высылка деда и его брата в Сувураллаг, лесоповал. Но, конечно, всегда оставалась лакуна, зияющая черная дыра — ведь нет никаких изображений этих событий. И вдруг, когда мы рисовали мультфильм и сняли сцену лесоповала, я понял, что теперь эта картинка есть. У меня и, может быть, у детей появилось ощущение, что мы знаем, как это было. Сейчас это живая история, вызванная буквально из небытия. Это необъяснимое, но очень сильное переживание.

Саша Эппле

14 лет, правнук Николая Артуровича Эппле

Папа и раньше говорил нам про своего дедушку, но если это просто рассказывается, то слушать не особо интересно и запоминается не очень хорошо, а когда рисуешь, а потом оживляешь, становится намного интереснее, и все запоминается сильнее. Мне очень понравился такой путь получения информации.

Признаюсь, в первые несколько занятий нас, можно сказать, почти заставляли рисовать, но потом все как‑то пошло-поехало, и мы поняли, что это круто. Нам помогали делать мультфильм авторы проекта «Хорошо помню» и художники-аниматоры, мы придумывали сюжет и кадры. Я нарисовал всех героев. Мне кажется, это было самой сложной частью, потому что они маленькие, а прорисовывать черты лица непросто.

Мой любимый момент — два кадра, где Лев Артурович рисует портреты, находясь в лагере. Нужно было прорисовывать черты лиц героев под угольком, которым писал Лев. Смотря на результат спустя два года (съемки фильма начались в октябре 2018 года. — Прим. ред.), я, честно говоря, пребываю в шоке. Не думал, что получится так здорово. Все эти маленькие реалистичные детали и то, как смонтирован мультфильм — он получился просто отличным. Короче говоря, мне безумно понравился результат.

Лиза Эппле

17 лет, правнучка Николая Артуровича Эппле

Я плохо знала историю семьи. Мы часто встречались с дочерью Льва Эппле Татьяной, и папа рассказывал, что Лев был художником и пережил лагерь. Я знала и про обезьянку, которая жила в семье, но это было детское представление, без подробностей.

Когда нам сказали, что нужно будет много рисовать, сначала было страшно. К тому же никто из нас не понимал, как все будет выглядеть в итоге. Самым трудным было начать и сделать первый портрет. До этого мы с Саньком особо не рисовали, поэтому [нарисовать] лицо, хоть отдаленно похожее на фотографию, было довольно сложно. Самым интересным было снимать и видеть результат сразу после конкретных сцен. Съемки — это что‑то новое и совершенно непонятное: например, как должны летать крылья птиц? Это было ужасно увлекательно, и в итоге получилось красиво.

Хорошо помню, как рисовала и снимала самолеты — это одна из первых сцен, которую я делала. Очень трудной была [сцена] с лесоповалом. Там была пила, которую держат два человека, и нужно было их координировать. Я долго не могла понять, как в этот момент действует тело — куда идет корпус, руки, ноги. Периодически у нас что‑то отваливалось, расклеивалось. А еще в лесу летали птицы, нужно было не забывать менять их положение и помнить траекторию полета. Переснимать такую сцену было бы еще сложнее, поэтому приходилось все делать точно с первого раза.

Любимый момент в фильме — сцена про Шаляпина, когда музыкальные инструменты и ноты кружатся и собираются в кристалл. Она очень милая и светлая, как и сам момент в воспоминаниях Льва. Я помню, как долго мы обсуждали, как же его снять. Съемки были в учебные месяцы, мы проводили вместе все выходные. Мне очень нравится вспоминать это время.

Премьера фильма (13 октября в Музее истории ГУЛАГа. — Прим. ред.) прошла очень здорово. Когда я услышала с экрана голос Сани, то даже не узнала его, потому что сейчас он сильно изменился. Я впервые увидела фильм целиком и начала думать о том, что он заставляет меня чувствовать. На ум приходили картинки из фильмов про войну и мысли о том, как бесчеловечно поступали с людьми.

Несмотря на то что рисунки, возможно, выглядят детскими, момент, когда одна половина экрана гаснет и говорится, что брата не стало, очень серьезный.

Он показан деликатно, но сразу становится понятно, что произошло. Мне кажется красивой идея со стеклышками (стереостекла с объемными фотографиями XX века из семейного архива Эппле. — Прим. ред.), которые показывают в начале. Это не просто история про интересные и необычные фотографии, она не забывается и используется в фильме как прием, когда экран поделен на две части. Я до сих пор не могу понять, как снята езда братьев на велосипедах и качающаяся обезьянка с мальчиком. Это фотография, но все двигаются, — все выглядит красиво и трогательно. Притом что конец фильма заставляет задуматься, такие детские моменты в начале оставляют светлое впечатление и мысли о хорошем. Когда в финале мы смотрим на фотографии семьи за столом, где братья еще маленькие, на заднем плане видна елка, это придает всему какую‑то радость.

Сейчас, когда я смотрю фильм на экране, гораздо отчетливее понимаю, что это моя семья. Раньше эти истории казались не очень важными, незначительными, довольно обычными эпизодами из жизни. А когда из этой ситуации сделали целый фильм, на который потратилось столько времени и сил разных людей, конечно, это трогает сильнее. И [появляется] больше гордости за родственников с фотографий.

Мультфильм «Братья Эппле» создан при поддержке «Фонда Памяти»

Расскажите друзьям
Теги:
Читайте также