Акция по сбору подписей против принятых поправок к Конституции началась в 19.00 на Пушкинской площади в Москве. Ее организовала кампания «Нет!», которая выступает против новой Конституции. Люди на площади начали собираться примерно за час до начала — по Тверской ездили автозаки, при этом на бульваре практически не было полиции.
«Я фигурант дела «секса в «Яме», — рассказывает парень в толпе. — Когда на меня заводили дело за хулиганство, оперуполномоченный отобрал мой телефон. Я не хочу забирать его и продолжать им пользоваться, потому что понимаю, что теперь у них есть все мои данные. Я пришел, потому что меня заботит наша с вами информационная безопасность, которой сегодня нет». Рядом стоят парни под зонтом и обсуждают, как сегодня будет действовать полиция. Дождь усиливается, но людей становится все больше. К компании друзей подходит парень в маске и в серой толстовке, обращаясь к девушке: «А вы сколько раз оказывались в автозаке?»
— Я — один. Это было, кажется, зимой на пикетах, — отвечает она.
— Я — пять. И есть ощущение, что сегодня будет шестой.
Полиции на площади все еще не видно, всего несколько сотрудников стоят вдоль ограждений. Привычных для всех протестов предупреждений — «Уважаемые граждане, ваша акция несогласованна, просьба разойтись» или «Уважаемые граждане, не мешайте проходу других граждан» — не слышно.
В 19.00 с трех сторон вокруг памятника Пушкина встают организаторы кампании «Нет!» для сбора подписей. Толпа подтянулась ближе к ним, началась небольшая давка. За памятником образовалась очередь, которая в итоге протянулась до Московского театра мюзикла. Среди тех, кто собирает подписи, мундеп и одна из организаторок кампании Юлия Галямина. В руках она держит листы для подписей и небольшой букет цветов.
Недалеко от памятника пытается привлечь внимание мужчина в футболке с надписью «Призраки явки». «Я член избирательной комиссии с 30-летним опытом и соавтор Конституции 1993 года, — говорит Василий Рыбаков. — Я обвиняю в особо тяжком преступлении членов всех избирательных комиссий в России, я написал заявление в Генпрокуратуру и хочу, чтобы вы тоже под ним подписались». В заявлении Василий утверждает, что прошедшие выборы были полностью сфальсифицированы, а значит, они привели к нарушению прав граждан РФ. Также, по мнению Рыбакова, если поправки приняты нелегитимно, но при этом старая Конституция утратила силу, на данный момент Россия «не имеет легитимно принятой и действующей Конституции». Люди охотно разбирают распечатанные заявления, уточняя, что именно от них требуется.
На площади появляется все больше людей с плакатами не только против новой Конституции, но и в поддержку Юлии Цветковой, Азата Мифтахова и других политзаключенных, а также в поддержку митингующих в Хабаровске. Толпа по очереди скандирует самые разные лозунги, от «Путина — в отставку» до «Позор гомофобам». Справа от памятника несколько ЛГБТ-активистов с флагами и плакатом «Я не признаю власть, что не дает мне завести семью». Сначала к ним подбежали несколько молодых парней, вырвали флаг и убежали, потом провоцировать пытался журналист телеканала «Царьград», но протестующие вытеснили его с площади с криками «Позор!».
Примерно в 20.30 большая часть людей пошла в сторону Страстного бульвара. Протестующие быстро заполонили проезжую часть, скандируя: «Москва, выходи!» На дороге образовалась пробка. Полиция попросила уйти на тротуары и освободить дорогу, но несколько протестующих легли на проезжую часть прямо перед полицейской машиной.
— Ребят, смысл вы здесь легли? Можно так же на площади лечь, зачем мешать движению? — спрашивает парень, стоящий рядом.
— Да ******* [достали]. Они постоянно переезжают наши тела и души. Сколько можно?! — кричит девушка, лежащая на дороге.
— И не поспоришь.
Через несколько минут их все-таки уговаривают встать, люди постепенно уходят с дороги.
К тому моменту, как толпа сворачивает на Петровку, в переулках появляется несколько автозаков — из них выбегает около 15 бойцов ОМОНа и еще столько же полицейских. Они быстрыми шагами направляются к шествию. Буквально через несколько минут на Петровке начинаются первые задержания.
Первый заполненный автозак уезжает уже через 15 минут. Один из полицейских говорит другому, что есть сводка задержать всех митингующих. Так и происходит: сотрудники выбирают в толпе случайного человека и уводят его. Тех, кто пытается сопротивляться, — бьют.
Практически за час протестующими заполнились все автозаки, стоящие вдоль дороги; к 22.00 Петровка практически опустела — осталось несколько сотрудников полиции и журналисты. Всего, по данным «ОВД-Инфо», полиция задержала 147 человек.