Редактор раздела «Инфопорно»
С каждым днем количество заболевших коронавирусной инфекцией увеличивается в геометрической прогрессии. И становится странно полагать, что вирус, которым в России заражены уже более 150 тыс. человек, тебя не коснется. Многие гонят от себя мысль, что температура в течение двух дней или резкая потеря обоняния вызваны именно коронавирусом, списывают на сезонную аллергию или простуду. Вероятно, статистика заболеваемости в стране не соответствует действительности, ведь даже Сергей Собянин убежден, что в одной Москве COVID-19 болеют не менее 300 тыс. человек. Чтобы узнать реальную картину, даже при слабом недомогании стоит сделать тест, позвонив в районную поликлинику. Почему я так считаю? Потому что у моего молодого человека обнаружили коронавирус при почти бессимптомной болезни.
Ираклий, мой парень, всегда был крайне законопослушным гражданином, порой даже слишком. Например, он не переходит дорогу на красный свет, даже когда нет машин, и всегда уступает места в общественном транспорте. Он предпочитает делать все по предписанным правилам — этому качеству стоит поучиться всем в сегодняшней ситуации. С 17 марта (то есть почти два месяца) мы вместе с ним сидим на самоизоляции: выходим лишь в магазин в масках и перчатках, выносим мусор раз в два дня, периодически заказываем еду. В общем, делаем все, чтобы не заразиться коронавирусом. Но это, как оказалось, не помогло его избежать.
24 апреля у него поднялась температура до 37,3 градусов, и начало немного болеть горло. Где‑то раз пять-семь за день он мог покашлять. Будь я на его месте, я бы забила и не обратилась к врачу, так как это всего лишь признаки простуды. Но он решил тут же позвонить в поликлинику и рассказать о своих симптомах. Врач не заставил долго себя ждать — уже через полчаса у нас на пороге стояла медсестра в медицинской маске, но без защитного костюма. Она померила ему температуру, посмотрела горло, сказав, что оно немного красное, и выписала антипростудные препараты. Также нас попросили подписать бумаги, в которых говорилось, что мы не имеем права покидать дом в течение двух недель. Он не мог выходить как человек с подозрением на коронавирус, я — как человек, который контактировал с предполагаемым заразившимся. В бланке нужно было указать номера наших телефонов и поставить подписи; если бы мы нарушили режим самоизоляции, нас ждал бы штраф в 5000 рублей. При этом нас не обязали поставить приложение «Социальный мониторинг», отслеживающее местоположение, которое должны устанавливать все люди с коронавирусом или с подозрением на него.
На следующий день к нам пришла другая медсестра, чтобы уже взять тест на коронавирус. Почти что с порога она достала тесты и взяла у Ираклия мазки из горла и носа. Медсестра тоже была без химзащиты, в каком‑то костюме из ткани, похожей на ту, из которой делают медицинские маски, в шапочке и перчатках. В то время пока она брала тест, я заполняла небольшой бланк, где нужно было указать ФИО молодого человека, паспортные данные, его фактический адрес и адрес прописки, а также мобильный телефон и место работы с полным названием компании. У меня тест не взяли, и я до сих не понимаю почему — мы живем в однушке в 30 квадратных метров, и если у него есть вирус, то он с огромной вероятностью будет и у меня. Но я не стала настаивать на тесте (теперь понимаю, что зря). Взяв анализы, медсестра удалилась, добавив, что ей еще нужно в квартиру этажом ниже — тоже взять тест. Она сказала, что если результат будет положительным, нам позвонят через несколько дней.
Спустя пару дней у Ираклия прошли все симптомы, и он чувствовал себя абсолютно здоровым. Тогда же ему пришла СМС о том, что необходимо поставить приложение «Социальный мониторинг»; он сначала немного противился, опасаясь за свои данные, но все же установил его. По сути, в приложении почти нет никаких функций: несколько раз в день оно посылает продолжительные сигналы о том, что человеку необходимо сфотографироваться, чтобы было понятно, что он находится дома, а не где‑то еще. При этом залить уже заранее сделанный снимок нельзя — фотографироваться можно только в приложении.
Прошло несколько дней, из поликлиники так никто и не позвонил, и мы решили, что коронавирус не нашли. Расслабились и продолжили сидеть дома. Я была не удивлена, что у парня не было COVID-19, все-таки симптомы были очень слабые, прошли моментально, и я списала все на простуду.
Ситуация кардинальным образом изменилась утром 7 мая. Парню позвонили из поликлиники и сообщили, что тест на COVID-19 у него, оказывается, положительный. Прошло уже две недели с момента сдачи теста, а позвонили только сейчас. Все это время мы были уверены, что коронавируса у него нет. Реакция Ираклия была спокойной. Он удивился, что ему сообщили об этом настолько поздно, немного обрадовался, что коронавирус его особо не потревожил и он отделался малой кровью. По статистике, около 60% больных коронавирусом переживают болезнь бессимптомно. В ближайшее время к нам должен снова приехать врач и сделать повторный тест — я очень надеюсь, что мне его тоже сделают.
Я не знаю, болела ли коронавирусом или нет, но очень надеюсь, что перенесла его полностью бессимптомно. Хуже в эти две недели я себя не чувствовала, и признаков COVID-19 у меня не наблюдалось. Если я им не болела, то это будет удивительно — все-таки я 24/7 проводила в одной квартире с больным, ела с ним из одной посуды и спала в одной кровати.
Единственный способ узнать, был ли у меня коронавирус или нет, — сдать тест на антитела. Ради интереса посмотрела цены: в среднем он стоит около 5000 рублей, порой даже и больше. Пока что я не уверена, что готова тратить такие деньги на тест, который неизвестно что покажет. Тем более что антитела в среднем вырабатываются через две недели после перенесенного заболевания, а, по моим подсчетам, столько времени еще не прошло. Возможно, закажу тест именно на коронавирус у «Яндекса» — его делают только в том случае, если у вас не наблюдается никаких симптомов. Тест бесплатный; чтобы его сделать, необходимо записаться на определенный слот, и в это время к вам домой приедет медицинский работник в защитном костюме. Результат приходит на электронную почту в течение трех дней.
Какой вывод можно сделать из этого всего? Вы можете болеть коронавирусом и даже не подозревать об этом. Возможно, симптомы вашей стандартной весенней аллергии на самом деле — симптомы COVID-19. Человек, с которым вы живете, может быть заражен. Возможно, часть из нас уже им переболела и не знает об этом. Средства защиты вроде масок и перчаток не всегда помогают оградиться от болезни, она может прийти откуда не ждали. Тесты делаются медленно, и доверять им можно не всегда — существует большой процент ложноположительных или ложноотрицательных тестов. Скорее всего, в конечном итоге мы все переболеем, и остается только надеяться, что болезнь, как ветрянка, бывает раз в жизни. Делайте тесты, если чувствуете недомогание, не выходите на улицу без веской причины и берегите себя.