Почему лидеры мнений должны следить за тем, что говорят? Отвечает Катя Федорова

27 апреля 2020 в 18:30
Фотография: R.S.V.P.
Автор телеграм-канала Good Morning, Karl! Катя Федорова все последние дни находится в эпицентре скандала вокруг Регины Тодоренко как человек, обративший внимание СМИ на высказывания ведущей и освещающий реакцию общественности в своем канале. «Афиша Daily» публикует ее комментарий о том, каким должен быть лидер мнений.

«Мы все, даже самые сильные и успешные, бываем не уверены в себе, сомневаемся, колеблемся, ищем совета и поддержки, особенно переживая какую‑то сложную жизненную ситуацию.

И вот есть человек из телика/интернета, на которого ты равняешься или хочешь быть похожим, потому что он добился чего‑то и живет жизнью твоей мечты, а значит, по ощущениям разбирается в жизни и том, что правильно, немного больше тебя. И ты начинаешь прислушиваться к его советам: какой крем намазать на лицо, чтобы твоя кожа так же сияла, какой подгузник надеть на младенца, чтобы твой инстаграм стал такой же картинкой идеальной жизни, что сделать, чтобы у тебя тоже был такой классный мужчина, который будет носить тебя на руках. Эта незнакомая звезда из интернета становится твоим ориентиром — лидером твоего мнения, особенно если ее статус поддерживается официальными наградами уважаемых в обществе изданий. 

Я знаю, что чувствует человек, переживший насилие, будь то физическое или эмоциональное: как только проходит первая адреналиновая реакция, острая физическая и моральная боль, страх и гнев, он с большой вероятностью начинает сомневаться в себе; думать, что он мог сделать по-другому и что он сделал и сказал, чтобы вызвать такую реакцию. Может, слишком много требовала? Может, суп и правда могла подогреть получше? Зачем истерику устроила, дура ты эмоциональная? И тут появляется ее кумир: красивая, успешная, сидящая рядом с таким же глянцевым мужем и идеальным розовощеким младенцем, и говорит: «Не, ну а правда, ты подумай, что ты сделала, чтобы он тебя ударил? Пилила небось мужика? Недостаточно готовилась к браку? Да и вообще не того выбрала. Тебе что, сразу не видно было, что он мудак?» Вы понимаете, насколько это опасно?

Сейчас будет лирическое отступление не по теме, но считаю важным это еще раз напомнить. Я не знаю ни одного человека, которого полюбили бы за суп или ежедневную укладку и покладистый характер. Ценили как удобное приобретение? Да! Но любят не за что‑то. Любят вопреки.

Но вернемся к лидерам мнений. Обретая любовь миллионов и вследствие этого рекламные контракты, мы становимся ответственными за то, что говорим в публичном пространстве. И да, каждый человек имеет право на мнение, пусть даже неверное, но в тот момент, когда к нему начинают прислушиваться миллионы, он обязан сто раз подумать, чтобы выразить его так, чтобы кому‑то не навредить.

Последние несколько лет в Америке и в меньшей степени в Европе процветает институт того, что называется cancel culture, когда интернет-общественность наказывает селебрити и бренды за неприемлемые действия и высказывания вполне себе реальными последствиями — расторжениями контрактов, увольнениями, падениями продаж. К чему это привело? К тому, что люди стали больше задумываться перед тем, как открывать рот, а бренды стали нанимать специальных менеджеров по этическим вопросам, чтобы, не дай бог, никого не обидеть. В результате показы Victoria’s Secret — праздник объективизации женщин — отменяют, а в глянце начинают появляться героини самой разнообразной внешности. Представителям ЛГБТ-сообщества и другим меньшинствам начинают давать платформы для высказывания, вследствие чего они отстаивают свои базовые права, такие как возможность официально зарегистрировать свои отношения. Актера, избившего жену, больше не зовут ни в кино сниматься, ни на телике что‑то там вещать. Мир потихоньку меняется к лучшему. 

И с каждой новой звездой, которая сделала каминг-аут, и ее коллегами, которые это поддержали, все больше людей начинают задумываться — ну раз они считают, что это нормально, значит, это действительно так, и мне тоже пора пересмотреть свои взгляды.

История с Региной, премией «Гламура» и рекламными контрактами — это не победа, и ощущения от нее, особенно когда после первой эйфории осознаешь масштабы ******* [ужаса], происходящего в головах людей, живущих рядом с тобой, самые гадостные. 

Но это первая ласточка того, что собравшись вместе и выразив свое недовольство, мы сможем что‑то изменить. В нашей стране, где так много общественного мнения зависит от государственной повестки и пропаганды с телевизора и где мы привыкли, что мы не можем что‑то менять, это особенно важно. 

И ни в коем случае не надо травить саму звезду и писать ей гадости. Это буллинг и мерзость. Это не наши методы. Нет, надо призывать к ответственности бренды и медиа, которые эту звезду поддерживают, и призывать их не только словами, но и рублем. Только тогда остальные лидеры мнений начнут задумываться, что в случае чего контрактов могут лишиться и они, и не будут публично говорить общественно опасные вещи вроде «когда тебе дали подзатыльник — это не насилие». 

Я считаю, что нам нужно не останавливаться сейчас, а продолжать спокойно и без эмоций (ха-ха, это я в первую очередь себе говорю) делать так при любом вопиющем случае, будь то вопрос насилия, прав любых меньшинств, расизма и других вещей, в случае которых есть только один единственный неоспоримый правильный ответ.

И да, вы слышали, что абьюзера Марата Башарова все еще зовут на телик?».

Расскажите друзьям