Что было после смерти Ленина?
Владимир Ленин умер 21 января 1924 года от атеросклероза сосудов головного мозга. Изначально тело не собирались сохранять, профессор Алексей Абрикосов провел вскрытие, а потом временно забальзамировал его для церемонии прощания. Даже назначили дату похорон: 27 января Ленина должны были погрести на Красной площади, для этого построили деревянный Мавзолей (за все время существовало три Мавзолея. — Прим. ред.).
Но к назначенной дате очередь к телу не становилась меньше, несмотря на сильные морозы (ниже –28 градусов), народ со всей страны приезжал проститься с вождем. Из‑за огромного количества людей, желавших в последний раз почтить Ленина, правительство решило продлить церемонию прощания еще на несколько месяцев.
Долгое время труп не разлагался, а первые существенные изменения появились только спустя два месяца, в марте. Из‑за морозов уши, нос, веки и рот изменили свою форму, на теле и голове появились пигментные пятна, а на пальцах ног комиссия зафиксировала признаки мумификации.
В этом же месяце наконец-то было принято окончательное решение о судьбе трупа Ленина: его решили сохранить. За вождя взялись ведущие профессора — биохимик Борис Збарский и анатом Владимир Воробьев, они провели огромную работу по восстановлению и бальзамированию тела. При этом изначально Воробьев был против и отрицал возможность сохранения Ленина.
Как бальзамировали и сохраняли труп вождя?
Перед Воробьевым и Збарским стояла задача не только сохранить на века тело вождя пролетариата, но и восстановить его первозданный вид и форму. Это осложнялось тем, что во время первоначального бальзамирования Абрикосов удалил большую часть кровеносных сосудов, так как перед ним не стояла задача сохранять Ленина надолго. Для длительного же бальзамирования это было большой ошибкой, потому что именно по этим сосудам бальзамирующую жидкость можно было бы без проблем распределять по телу.
Ученые работали над сохранением Ленина четыре месяца, и уже в августе новый, деревянный, пышно декорированный Мавзолей был открыт для посетителей. Финальную, каменную версию Мавзолея построили только в 1930 году. Воробьев и Збарский, по мнению антрополога Алексея Юрчака, не просто на долгое время забальзамировали тело, но и разработали его «динамический» метод сохранения — он подразумевает, что труп требует регулярного ухода и функционирования многоуровневой системы, в которой он поддерживается: сохранение Ленина лежит не только на плечах ученых-биохимиков, но у покойного есть даже свои портные и рабочие, отвечающие за освещение в Мавзолее.
Тело непрерывно восстанавливают и заменяют изменившиеся участки новыми материалами, как это было с восстановлением его ушных раковин или носа. Ученые сохраняют не только видимые части трупа и черты лица вождя, но также его вес, форму и цвет.
Как пишет Юрчак в своей статье «Bodies of Lenin», труп вождя настолько хорошо сберегается, что ученые сохранили форму его пяток, волосы на груди и даже пигментацию под мышкой, которая была при жизни. Исчезновение части кожи на тыльной стороне правой ступни в 1945 году было целым ЧП. Тогда ученые проводили эксперимент с горячим желатином, который должен был им помочь скорректировать форму его ступней, но они ошиблись и случайно сожгли этот кусок тела. Его восстановили заплаткой из искусственной кожи, но эксперименты на Ленине с 1945 года запретили. Их стали проводить на других забальзамированных таким же образом телах. Это были трупы неизвестных, у которых не было документов и которых никто не разыскивал.
Чтобы тело оставалось в хорошем состоянии и не разлагалось, оно по завещанию Збарского и Воробьева раз в полтора года отправляется на «профосмотр», где проходит восстанавливающие процедуры длительностью два месяца (на это время Мавзолей закрыт для посещения). Труп тщательно осматривается на предмет новых разрушений и разложений, и если такие моменты есть, они немедленно устраняются. Все жидкости в теле обновляются, а старые отправляют на анализы, чтобы проверить, не завелась ли там плесень или какие‑нибудь микроорганизмы. Вождя купают в нескольких ваннах с разными растворами, чтобы сохранять объем, эластичность и гибкость тела. Потом Ленина переодевают в чистое белье и костюм и отправляют обратно в его стеклянный саркофаг на глаза публике. Кстати, чтобы Ленин выглядел как живой, его тело подсвечивается 14 лампочками розового спектра, которые придают коже естественный цвет, в саркофаге постоянно циркулирует воздух температурой +16 градусов, он сделан таким образом, что тело через него не искажается, а само стекло незаметно для смотрящего.
Сколько в Ленине осталось от Ленина?
Слухи о том, что вместо Ленина в Мавзолее лежит его восковая копия, появились сразу после его смерти и не прекращаются до сих пор. То, что тело вождя настоящее, подтверждают и исследователи, и те, кто непосредственно работал над его трупом. Да и вряд ли над куклой трудился бы целый штат специалистов, а государство выделяло бы несколько миллионов рублей.
Но сколько в этом трупе осталось от самого Ленина, с учетом постоянной замены его биологических материалов искусственными? Юрчак рассказывает, что, несмотря на постоянную «починку» тела, у Ленина остались неизменными большая часть кожных покровов, внутренние ткани, мышцы и суставы. Бывший министр культуры, а теперь помощник президента Владимир Мединский еще в 2008 году раскритиковал содержание вождя в Мавзолее. Он высказал мнение, что от тела осталось только 10%, поэтому его нужно захоронить. За погребение Ленина выступают и многие политики, считая, что держать труп человека в центре Москвы не по-христиански, а его захоронение сэкономит государству деньги, которые оно тратит на его поддержание. Другие же, оппоненты сторонников захоронения, приводят аргументы, что Ленин — это историческая память, с которой нельзя просто так расставаться. Президент Владимир Путин тоже подчеркивает, что Ленина трогать не нужно, во всяком случае пока есть те, кто связывает себя с Советским Союзом и бережет память о нем.
Журналисты еженедельника «Коммерсант-Власть» в 2008 году подсчитали цифры и пришли к выводу, что поскольку органы составляют 17% от массы тела человека, а жидкости 60%, то в общем тело Ленина потеряло 77% своего первоначального состава. Поэтому, по их заключению, в Мавзолее лежит не 10%, а все 23% тела. Антрополог Юрчак подмечает, что если учитывать его «динамическое» сохранение, то к этому моменту от первоначального тела Ленина осталось еще меньше. В каком‑то смысле его труп уже сейчас можно назвать копией, не потому что его когда‑то подменили, а потому что его биологические части постоянно обновляют. Но, с другой стороны, от этой замены Ленин не меняется, его внешность остается ровно такой же, какой была при его жизни. Нам остается только гадать, настанет ли тот момент, когда труп Ленина полностью заменят искусственными материалами и от него не останется ничего своего, или его захоронят раньше.