Что произошло?
Косметический бренд Mixit выпустил спрей для туалета, который скрывает неприятный запах после дефекации. Согласно аннотации, средство можно распылить на поверхности воды в туалете, «чтобы создать защитный барьер, который задержит запах». Он «изменит мир, в котором ты вынуждена скрывать естественные вещи», говорится в подписи к посту в инстаграме бренда. Также SMM-менеджер бренда при описании спрея использовал выражение «принцессы не… [какают]». Марку обвинили в сексизме (ведь для мужчин схожего продукта нет), неверной репрезентации женского похода в туалет и неправильном позиционировании продукта в целом.
Среди комментариев к посту можно найти следующие высказывания: «Вы можете отстать от женщин? Россия — это просто дичь, у вас уже даже посрать нельзя спокойно», «А почему вы для мужчин такое не сделали? Или им не стыдно быть людьми с физиологическими потребностями?», «Как не стыдно требовать идеалов от женщин? <…> Это просто стыд… Разочарована в компании».
Как оказалось, этот продукт — аналог популярного за рубежом спрея Poo-Pourri. На сайте компании можно найти десятки разных спреев для туалетов, но нигде не сказано, что их изготавливают для женщин или «принцесс».
Как на «спрей для принцесс» отреагировали в соцсетях?
Некоторые посчитали ситуацию смешной и ожидаемо начали делать мемы. Другие возмутились таким подходом и осудили Mixit.
Журналистка Мария Смирнова напомнила, что подобное позиционирование продукта стигматизирует походы в туалет: «Феминистки: Дефекации, менструации и прочих физиологических процессов не стоит стесняться, потому что все они совершенно естественны. Табуирование этих тем мешает здоровому психологическому развитию и делает повседневную жизнь женщин значительно менее комфортной. Российский производитель: Девочки, записываемся на спрей для туалета, благодаря которому твой мужик ни за что не догадается, что ты вообще-то тоже умеешь ка… то есть — что у тебя есть туалетные секреты».
«Самое ужасное — то, что я хорошо помню треды на «Дайри» и в «ЖЖ» в закрытых женских сообществах, где девушки на полном серьезе обсуждали, как им ходить в туалет, когда они в отношениях. Больше всего запала мне в душу история о девушке, которая выходила в подъезд, чтобы покакать в пакетик. <…> О стигматизации месячных уже много сказано, написано, но товарищи бренды, давайте хотя бы стигматизацию какашек поощрять не будем. Оставьте женщинам хоть что‑нибудь, чего они не «обязаны» стесняться», — написала журналистка Саша Жуковская.
Нашлись и те, кому претензии к бренду показались абсурдными
Многие стали делиться историями о стигматизации процесса
Что ответили в Mixit?
В комментариях к посту представители бренда отметили, что их продукция нацелена преимущественно на женскую аудиторию, а также писали, что «продукт не призывает «не какать», продукт призывает «какать» с запахом манго». «Мы свои продукты делаем с любовью и заботой. Нам нравятся наши продукты и наш дизайн. Мы не хотели никого обидеть или оскорбить», — резюмировал бренд.