Как в целом выглядит законопроект?
Законопроект о профилактике домашнего насилия состоит из 28 статей, в которых описано, что считается семейно-бытовым насилием, кто может стать жертвой и какие меры государство должно принять для защиты пострадавших.
К мерам профилактики относятся правовое просвещение, беседа, защитное предписание, учет, контроль, а также помощь в социальной адаптации тем, кто подвергся насилию. Для агрессоров предусмотрены специальные психологические программы. А полиция, прокуратура, общественные социальные организации, омбудсмены, органы власти, медицинские и другие учреждения должны принимать участие в профилактике домашнего насилия и помощи пострадавшим.
Также законопроект предусматривает защитное предписание. Оно предполагает, что полиция или суд сможет запрещать автору домашнего насилия контактировать со своей жертвой. Такое ограничение будет действовать 30 суток. Но если этого будет недостаточно, суд может продлить ограничение до года.
Какие важные пункты не внесли?
Определение «семейно-бытового насилия» полностью исключает все виды физического насилия, в том числе побои и причинение вреда здоровью, потому что за них уже предусмотрена административная ответственность.
Это значит, что закон никак не сможет защитить тех, кого бьют дома: ведь такие ситуации попадают под уже существующую административную статью о побоях. Дела об административных правонарушениях могут рассматривать от нескольких месяцев до года, при этом государство не обеспечивает защиту и социальную поддержку потерпевшим.
Согласно законопроекту, пострадавшими от семейно-бытового насилия могут быть только «супруги, бывшие супруги, лица, имеющие общего ребенка, и близкие родственники». Законопроект не защищает, например, людей, живущих в незарегистрированном браке. Между тем, по словам правозащитницы Алены Поповой, в России около 12% таких семей, а почти 30% пар проживали вместе до заключения официального брака.
Согласно законопроекту, свидетели могут писать заявление в полицию, если угрозы высказаны «в отношении лиц, находящихся в беспомощном или зависимом состоянии». Например, если соседи услышат, как муж угрожает жене расправой, но при этом правоохранительные органы сочтут, что жена не находится «в беспомощном или зависимом состоянии», обращение соседей рассматриваться не будет. Значит, не будут приняты и профилактические меры. Авторы предлагают переформулировать эту часть статьи так, чтобы полиция была обязана рассматривать все обращения граждан, которым стало известно о свершившемся домашнем насилии или об угрозах.
А что добавили?
Одной из основный целей законопроекта Совфед считает «поддержку и сохранение семьи». Авторы проекта говорят, что такая формулировка искажает основной смысл закона, ведь его задача — в первую очередь защищать жертву.
Как переписали другие пункты законопроекта?
Защитное предписание выносится только с согласия лиц, подвергшихся насилию, или их законных представителей. В этом случае не учитывается, что жертва может находиться в состоянии зависимости от нарушителя или испытывать страх и из‑за этого не соглашаться на защитные меры.
Пока защитное предписание запрещает нарушителю только вступать в контакт с жертвой и предпринимать попытки выяснить ее/его местоположение. Существующие правила легко обойти, так как закон не запрещает, например, общаться с пострадавшим через третьих лиц или посещать место пребывания, учебы, работы жертвы.
Нарушение защитного предписания грозит административной ответственностью — штрафом и арестом. Авторы законопроекта считают, что штраф можно предусмотреть только в случае первого нарушения защитного предписания. А за повторные нарушения необходимо ввести уголовную ответственность.
Чего еще не хватает в законе?
Разработки методических рекомендаций по обучению сотрудников всех организаций и ведомств, которым придется работать с профилактикой домашнего насилия.
Доступа потерпевших к бесплатной юридической и социальной помощи вне зависимости от уровня их дохода.
Контроля и надзора за соблюдением законодательства. Пока эта глава полностью отсутствует в законопроекте. Но авторы считают, что систематический мониторинг правительством, качественные исследования и статистика важны для отслеживания динамики в сфере семейно-бытового насилия.