Создательница песокафе Dog House
Как появилась идея песокафе
Я работала маркетологом и волонтерила в фонде помощи животным. Мои знакомые открыли котокафе, где помогают бездомным кошкам найти новый дом. И я подумала, что можно сделать то же самое, только с собаками. Я как раз была в отпуске, размышляла о смене работы. Хотелось пойти в социальный проект, но ничего подходящего не было. Песокафе как раз могло соединить мою любовь к животным и маркетинг, я уволилась и начала работать над этой идеей.
Родственники, друзья, ребята из котокафе поначалу скептически отнеслись к идее. Мне говорили: «Это очень странно, собаки могут укусить, они будут драться, это невыгодно». Я слышала это отовсюду, но очень хотела сделать проект, поэтому не обращала внимания.
Но когда я объявила о старте и начала собирать на Planeta.ru деньги на открытие, все мне начали помогать. Котокафе консультировало, многие люди откликнулись на помощь в ремонте. В итоге на «Планете» мы собрали 100 тысяч рублей — больше половины от нужной суммы на аренду и ремонт. Деньги перечисляли не только жители Новосибирска, но и москвичи, петербуржцы и даже люди из соседних деревень.
Я задумала проект летом 2017 года, а в январе 2018 мы открылись. Самым тяжелым был декабрь, меня одолевали мысли «зачем это все нужно», «ничего не получается». Я сама еще многого не знала о поведении животных. Как только мы завезли собак из приюта, они начали везде гадить, я не понимала, что происходит, и ужасно злилась. Потихоньку стала разбираться, и все наладилось. Я много общаюсь с кинологами и наблюдаю за собаками — этого достаточно, чтобы начать их понимать.
Как работает кафе
Наша цель — найти собакам новый дом. Они живут в кафе, люди приходят, знакомятся с ними и могут забрать себе.
Мы работаем с 12 до 21. Сначала мы работали как тайм-кафе, но с весны убрали минуты и сделали абонементы по часам. В 9 утра приходит администратор, гуляет с собаками, убирается в помещении, затем выгуливает собак еще в три часа дня и 9 вечера. Собаки ночуют в кафе: мы везде поставили камеры, присматриваем за ними. Они могут поначалу побеситься, а потом засыпают. Собаки знают, что утром придут люди, выгуляют их и покормят.
Поскольку у нас одна комната для гостей и собак, мы не можем иметь кухню и готовить. Мы делаем только напитки и продаем упакованную выпечку. По правилам СанПиН каждый день мы делаем влажную уборку, пылесосим, моем полы, все дезинфицируем.
Наверное, благодаря котокафе проверяющие службы отнеслись к нам лояльно. Ветнадзор приходил, дал много советов, мы заключили с ним договор. У каждой собаки в кафе есть паспорт, они стерилизованы, привиты и чипированы.
Нам почти два года, но каждый месяц у нас что‑то меняется. Мы пытаемся сделать так, чтобы собакам было комфортнее. В песокафе им лучше, чем в приюте, но не лучше, чем дома. Кафе посещает много незнакомых людей, но нужно, чтобы собаки отдыхали. Недавно к нам приходила кинолог — она посоветовала сделать будочки, чтобы у каждой собаки было свое место. У нас есть комната отдыха, но они туда не особо ходят отдыхать.
Почему песокафе — это не контактный зоопарк
У песокафе есть правила посещения. Администратор на входе объясняет гостям, как общаться с собаками (нельзя кричать, делать резкие движения), как подружиться с ними, кого как гладить. У нас есть собака, которая гладится только с постоянными гостями. Потом нужно, чтобы гости помыли руки, и уже после этого они могут знакомиться с животными.
Администратор наблюдает за гостями, потому что не все понимают правила. Бывает, родители приходят с детьми и не обращают на них внимания: утыкаются в телефоны или друг с другом разговаривают. А дети делают, что хотят. Мы таким родителям объясняем, что раз уже они сюда пришли, то пусть научат ребенка общаться с животными.
Примерно 20% гостей вообще не понимает наш формат, и если человек после трех замечаний продолжает нарушать правила, мы имеем право попросить его уйти. Мы хотим научить всех, как правильно общаться с собаками. Нам важно, чтобы люди научились понимать животных. Иногда к нам приходят гости, которые боятся собак, и мы работаем с их страхами.
У нас много постоянных гостей: собаки к ним относятся по-другому, встречают их, радуются. У таких гостей обычно нет своей собаки, но они любят животных, а по возрасту все разные. И собак чаще забирают именно постоянные гости. Нам это удобно, потому что мы знаем, кому отдаем животное.
Какие собаки попадают в кафе
В песокафе сейчас находится семь собак. С первого дня у нас живет Долька, у нее три лапки. Мы взяли ее из приюта, а нашли ее на обочине дороги. Это та особенная собака, которая гладится только с постоянными гостями. Но мы недавно провели эксперимент, отдали Дольку на день на передержку, чтобы посмотреть, как она будет себя вести. В итоге она пришла домой и сразу же начала гладиться. Это значит, что если она в кафе ведет себя закрыто, то с одним человеком моментально становится другой.
Последняя отданная собака — Моня — обожает спать. В кафе она могла спать весь день и проснуться пару раз, чтобы поесть и поиграть с собаками. Посетители нас спрашивали: с ней точно все хорошо? Раньше она жила в семье, и ее выкинули зимой на улицу и не пускали домой.
Еще есть Ева, ее забрали с отлова, там собак в основном усыпляют, а ей повезло. Куратор приехала туда забирать щенков, а Ева в документации числилась как щенок, хотя была уже взрослой. И куратор ее забрала.
У нас нет договора с приютом, мы открыты для всех. Если кто‑то нашел собаку на улице, и она подходит нам по формату, то мы ставим ее в очередь, а потом забираем [с передержки]. Когда мы берем в кафе новую собаку, у нас есть неделя испытательного срока. Мы наблюдаем, как животное себя ведет. Если собаке наш формат не подходит, то мы ее возвращаем.
При выборе собак мы смотрим на разные вещи: животное должно быть дружелюбным к людям и к другим собакам, стараемся брать пассивных, чтобы не доминировали. Важен размер собаки, мы берем животных весом до 20 кг, потому что носим их на руках мыть лапки в песодуш. Стараемся, чтобы в кафе всегда были и спокойные собаки, и активные.
У нас среди первых собак был мальчик, и он потом начал плохо себя вести, пытался кидаться на людей. Он ревновал, защищал своих подружек, администраторов. Мы его пристроили, но после этого перестали брать мальчиков.
Как можно забрать собаку
Если человек хочет забрать собаку, он должен в течение недели прийти и погулять с ней раза два-три, чтобы она привыкла, и человек понял, как она себя ведет на прогулке. Мы проводим собеседование и задаем стандартные вопросы: где человек живет, с кем, куда денет собаку, когда поедет в отпуск. Но я больше доверяю интуиции. Иногда человек правильно отвечает на все вопросы, но я чувствую, что не хочу отдавать ему собаку. И это работает. Недавно мы отдали собаку девочке, хотя я чувствовала, что это ошибка, и через три недели она наигралась и вернула ее нам.
Мы заключаем договор с новым хозяином, где прописано, что, если собака потерялась, надо сообщить нам, чтобы мы помогли с поиском. Мы всегда объясняем, чем кормить, как гулять, рассказываем про особенности собаки, даем контакты кинологов. Нам могут и потом задавать вопросы. Когда человек забирает собаку, есть испытательный период — неделя, за это время животное привыкает к хозяину, а он к ней. В это время новый хозяин еще присылает фото и видео с питомцем.
В приютах собак больше: я там много волонтерю и, по моим наблюдениям, мы пристраиваем чаще. В среднем забирают одну собаку в месяц, но по факту цифра непостоянная. В августе мы пристроили пять собак, а в сентябре ни одной. За почти два года нам удалось найти дом для 23 собак. Я боялась, что они будут засиживаться в кафе, никто не будет их брать. Но когда есть личный контакт, все по-другому, это не фотография в соцсетях.
Почему песокафе — это не про бизнес
У нас нет долгов, все работает отлично, но доход зависит от сезона. Мы получаем деньги за время, проведенное гостями в кафе, продаем напитки, книги, сувениры и проводим платные мероприятия. Мы проработали год, и я понимаю, в какой месяц сколько мы получим. Моя зарплата скачет от 20 до 100 тысяч. Август — лучший месяц, он приносит самый большой доход, а зимой я могу вообще не заработать ничего. Но эта история не про деньги, это сложный бизнес, если его можно так назвать. Сейчас я думаю открыть что‑то еще, чтобы у меня была финансовая стабильность.
Нам хватает денег покрывать ежемесячную аренду и оплачивать работу четырех администраторов. Админы работают на полную ставку (2/2 по 12 часов) и получают двадцать тысяч рублей (средняя зарплата в Новосибирске — 20–30 тысяч рублей). Они молодые, всем примерно по двадцать лет: студентки или выпускницы. Я понимаю, что для них это первая работа, они потом уйдут. Но я стараюсь их развивать, чтобы они получили опыт. За дополнительные обязанности, которые они берут на себя, доплачиваю. Например, одна девушка занимается мероприятиями, а другая отвечает за порядок и закупки. Хорошего администратора найти непросто. Иногда люди приходят, думая, что это какое‑то развлечение. А потом понимают, что нужно работать, поставить себя так, чтобы животные слушались, вникать в кинологию, а не просто с собачками играть.
Мы стараемся развиваться, и одно время очень хотели переехать: искали помещение с несколькими комнатами, чтобы можно было готовить, а в соседней комнате общаться с собаками. Открыли второй проект на краудфандинге, с трудом, но собрали нужную сумму. Но подходящее помещение так и не нашли. Поэтому просто сделали ремонт, поделили комнату на разные зоны, перекрасили стены, купили стиральную машину. Всем очень понравилось.
Сейчас мы уже работаем немного как фонд — занимаемся финансовым кураторством (собираем деньги на лечение найденных собак, например) и социализацией животных в приютах. Каждое воскресенье с волонтерами ездим в приют и работаем с пугливыми собаками. И действительно эффект есть: животные перестают бояться людей. Это помогает не только находить им дом, но и качественно улучшает жизнь собаки в приюте. Когда к животным приезжают люди, общаются с ними, гуляют, то это лучше, чем если бы собаки просто сидели весь день в вольере.
Мне пишет много людей по поводу открытия похожих кафе, я уже перестала отвечать. Я их не знаю, не понимаю их мотивацию. Кто‑то хочет заработать, а кто‑то открывает потом мопсокафе, где мучают бедных собак.
Как научиться понимать собак
У меня есть собака, я взяла ее из приюта за день до того, как объявила, что открываю песокафе. Она была пугливой, и для меня это был большой стресс. Получалось, я запускала проект, а в это время ко мне не подходила моя же собака.
Когда сталкиваешься с проблемой, кажется, будто ее невозможно решить или это сложно. Думаю, поэтому некоторые люди отказываются от животного. Сейчас моя собака кажется мне идеальной, хотя, думаю, для каждого человека найдется свой идеальный пес.
У собак определенный язык общения — пока я его не понимала, мне бывало страшно. Когда они играют, могут порычать друг на друга, не поделить и игрушку и подраться. Для нас это нормально, мы понимаем, что они не бьются на смерть, это такой спор: поорали и разошлись. И мы знаем, что делать в таких ситуациях, как их успокоить.
За последние два года я научилась превращать проблему в задачу и пытаться ее решить. Еще я научилась терпению и в каком‑то плане сама себя дрессирую, больше работаю над собой, своим характером, и тогда все получается.
Меняться самим
Котокафе, песокафе — это те места, где люди узнают о проблеме бездомных животных, начинают лучше понимать кошек и собак. Часто люди не знают, почему стерилизация — это хорошо или чем страшен отлов. В Новосибирске работает муниципальный отлов, который должен лечить собак, кормить их и пристраивать. Но по факту сотрудники очень грубо обращаются с животными, убивают их. Оттуда можно забирать собак, но всех спасти не получится. А люди, которые не знают, что такое отлов, могут отдать туда свою собаку, не осознавая, что ее потом ждет.
Мне кажется, в проблеме бездомных животных самое важное — не вредить. Если бы люди не размножали животных и не выкидывали их на улицу, то уже стало бы лучше. Сейчас появляется все больше волонтеров, которые помогают пристраивать собак. Возможно, нужно больше времени, чтобы сменились поколения, и ситуация станет лучше. Я не особо понимаю, когда начинают проводить митинги, не думаю, что это работает. Мне кажется, когда люди начнут меняться, то изменятся и законы, и государство.