В каком‑то смысле гендерный активизм существует столько, сколько существует гендерная вариативность. Гендерные вариации, о которых шла речь в предыдущих главах, всегда находили поддержку отдельных людей и организаций по борьбе за свободу гендерного самоопределения.
Но большинство современных гендерных общественных движений уходит корнями в историю развития феминизма (с конца XVIII века в Европе и США) и движения за права трансгендеров (с конца XIX века связаны с первыми движениями за права ЛГБТК и сексологией).
В конце XVIII века Мэри Уолстонкрафт, Олимпия де Гуж (1748–1793) и другие женщины выступали за равноправие между мужчинами и женщинами. Де Гуж, чья «Декларация прав женщины и гражданки»«Декларация прав женщины и гражданки» написана Олимпией де Гуж в 1791 году и основана на «Декларации прав человека и гражданина», принятой Национальным учредительным собранием Франции и ставшей одним из первых в мире официальных документов по правам человека. Своей работой де Гуж показывает, что Французская революция не признала права женщин. вышла в свет в 1791 году, за год до эссе Уолстонкрафт «В защиту прав женщин», призывала мужчин «изучать природные характеристики пола, чтобы убедиться, как они повсюду пересекаются в гармонии и сотрудничестве». В своих многочисленных трудах де Гуж описывает права женщин как часть естественных прав человека.
Борьба за гендерное равенство никогда не ограничивалась деятельностью западных белых женщин высшего класса, даже на самом раннем этапе развития.
Интерсекциональный подход имел особое значение в текстах черного и постколониального феминизма, поскольку рассматривал пересечения гендера и расы. Чернокожие феминистки привлекли внимание общественности к дискриминации женщин по расовому и гендерному признаку на рабочем месте. Многие из первых феминисток участвовали в борьбе за отмену рабства и в движении за социальную справедливость.
История Соджорнер ТрутСоджорнер Трут (около 1797–1883) — псевдоним женщины, рожденной в Нью-Йорке и сбежавшей из рабства еще до его отмены в штате в 1828 году. Сыграла значительную роль в раннем движении за права женщин. проливает свет на то, как в результате пересечения гендера и расы возникают неблагоприятные условия. Самую известную свою речь «Разве я не женщина?» Трут произнесла во время выступления на собрании по правам женщин в Огайо в мае 1851 года: «Вон тот мужчина говорит, что женщинам нужно помогать садиться в экипажи, переносить их через канавы, уступать им везде лучшие места. Никто никогда не помогает мне садиться в экипажи или перешагивать через лужи, не уступает мне лучших мест. А разве я не женщина? Посмотрите на меня! Посмотрите на мои руки! Я пахала и сеяла, я собирала урожай, и ни один мужчина не мог сделать работы больше меня! Разве я не женщина? Я могу работать и есть столько же, сколько мужчина, когда есть что поесть, и выдержать не меньше ударов кнутом! Разве я не женщина? Я родила тринадцать детей и видела, как большинство из них были проданы в рабство, а когда я оплакивала их своим материнским горем, никто, кроме Иисуса, меня не слышал! Разве я не женщина?»
Активистка за права женщин Соджорнер Трут часто позировала для портретов, которые потом отпечатывали и распространяли под девизом «Пожертвую тенью ради истинного содержания». Эти фотографии подтверждали статус Трут как «свободной женщины и хозяйки собственного образа».
Студийный портрет аболиционистки Гарриет Табман в молодости во время Гражданской войны в США; 1868–1869 годы.
Бьюла Фейт, до войны работавшая продавцом в универмаге, настраивает оборудование токарного станка на Объединенной авиастроительной компании; Форт-Уорт, Техас, 1942 год.
Трут заявляет о своей гендерной идентичности, снова и снова задавая риторический вопрос: «Разве я не женщина?» Но она показывает, что в глазах белых мужчин и женщин ее женственности не существует.
Как отмечают социологи Гейл Льюис и Энн Феникс в книге «Раса, этничность и идентичность» («Race, Ethnicity and Identity», 2004), «эта короткая речь нанесла серьезный удар по эссенциалистским взглядам, согласно которым любая женщина непременно слабее мужчины, а черная рабыня и вовсе ненастоящая женщина».
Благодаря усилиям таких женщин, как Трут и Харриет Табман (около 1822–1913) в конце XIX и начале XX века в Европе и Северной Америке стало набирать силу движение суфражисток, боровшихся за женские избирательные права.
Традиционные гендерные роли изменились во время Первой и Второй мировых войн, когда женщины вынуждены были трудиться в промышленности и торговле вместо при званных на службу мужчин. Ожидалось, что в мирное время они вернутся к домашним делам, но опыт женской независимости в военные годы положил начало переменам, которые подорвали незыблемость гендерных ролей и перестроили представления о гендере. В Британии женщины старше 21 года получили право голосовать в 1928 году.
В период, который часто называют первой волной феминизмаПервой волной феминизма называют общественные движения за права женщин XIX и начала ХХ века. Они фокусировались на юридических аспектах, включая избирательное право, право на собственность, развод и опеку над детьми., шла борьба за договорные и гражданские права женщин, что дало почву для развития второй волны феминизмаВторая волна феминизма охватывает период с конца 1960-х до начала 1980-х годов, когда круг проблем расширился до фактического неравенства, вопросов сексуальности и репродуктивных прав. в США и Великобритании в конце 1960-х — начале 1970-х годов. Активизм в это время был широко распространен. Национальная женская организация, Ассоциация за отмену закона об абортах, Коллектив Комбахи-риверКоллектив Комбахи-ривер (1974–1980) — группа чернокожих феминисток, многие из которых были лесбиянками; они выступали против расизма в движении белого феминизма. Они создали «Заявление Коллектива Комбахи-ривер» — один из первых документов, призывающих к интерсекциональному подходу, учитывающему все аспекты угнетения. и другие организации в Америке боролись за равные права в семейной, репродуктивной, профессиональной сферах, а также против насилия над женщинами.
Вместе с феминизмом второй волны внимание общественности стали привлекать ЛГБТК-организации и издания, которые отстаивали права геев, лесбиянок и трансгендеров.
Обложки журнала Transvestia, посвященного, как гласит издание 1963 года, «людям с нормальной ориентацией, которые обнаружили существование [sic] своей «другой стороны» и стремятся ее выразить».
Пионерами в США стали Луиза ЛоуренсЛуиза Лоуренс (1912–1976) — одна из первых трансгендерных женщин, с начала 1940-х годов жившая исключительно как женщина. Она объединяла широкую сеть кросс-дрессеров и трансгендеров, помогала в исследованиях Альфреда Кинси и Гарри Бенджамина. , ведущая переписку с сообществом трансгендеров в Европе и Америке в 1950-х годах, и Вирджиния Принс (1912–2009), основавшая журнал TransvestiaTransvestia — независимый журнал для гетеросексуальных трансвеститов, публиковался в 1960-х годах трансгендерной активисткой Вирджинией Принс. Читатели журнала могли поделиться в нем своими историями и фотографиями. в 1960 году. Первая версия журнала вышла еще в 1952-м под названием «Трансвестия: журнал американского общества равенства в выборе одежды» и считается многими теоретиками, включая Сьюзан Страйкер (род. 1961), отправной точкой движения за права трансгендеров в США. В 1969 году трансгендерные активисты сыграли ключевую роль в Стоунволлских бунтахСтоунволлские бунты — серия протестов и жестких столкновений между полицией и членами ЛГБТК-сообщества в 1969 году. Спровоцированные полицейским рейдом в нью-йоркском баре «Стоунволл-Инн», они стали катализатором активизма. в Нью-Йорке, привлекших широкое внимание общественности к правам ЛГБТК и послуживших стимулом для появления многочисленных правозащитных организаций.
Феминистские и ЛГБТК-движения конца ХХ века продвигали идею гендера как изменчивого и гибкого социального конструкта, а не врожденной биологической характеристики. Проблематизация идеи жестких гендерных ролей была важна для феминистских движений, поскольку она оспаривала теорию о предопределенности неравенства между женщинами и мужчинами. А также она была важна и для многих ЛГБТК-сообществ, поскольку подразумевала существование гендерных ролей и сексуальных ориентаций вне цисгендерных и гетеросексуальных норм.
Общественные движения не ослабевали с середины ХХ века, и вторая волна феминизма сменилась третьей в 1990-х и 2000-х годах. Современные феминистские движения (которые иногда называют четвертой волной феминизма) продолжают разносторонне развиваться на Западе.
Кэтлин Ханна, участница американской панк-группы Bikini Kill во время выступления в культурном центре Макондо, Лос-Анджелес, 1993 год. Bikini Kill — одни из пионеров движения Riot Grrrl, известного своими открытыми феминистскими текстами.
Российская концептуальная художница Надежда Толоконникова и группа Pussy Riot на концерте в Хьюстоне, Техас, 2017 год. Группа начиналась как партизанское движение, сейчас состав ее варьируется, а политика остается центральной темой ее спонтанных представлений.
Флешмоб против насилия и сексуальных домогательств #MeTooХештег #MeToo придумала в 2006 году активистка Тарана Берк (род. 1973), а в 2017 году он приобрел большое распространение в связи с использованием в кампании против сексуальных домогательств со стороны кинопродюсера Харви Вайнштейна. Под хештегом #MeToo миллионы женщин и мужчин рассказали в социальных сетях свои истории сексуального домогательства или насилия. выявил дисбаланс власти между мужчинами и женщинами, особенно в профессиональной сфере. Чтобы обеспечить большее равенство на рабочем месте, требуются улучшения в системе ухода за детьми и более гибкие условия труда и для мужчин, и для женщин.
Общественные кампании бросают вызов стереотипному представлению о воспитании детей и ведении хозяйства как «женской работы» и о «женской работе» как менее значимой.
Женщинам, следующим традиционным гендерным ролям, сложно претендовать на равенство с мужчинами из‑за обесценивания женственности, а мужчинам, в свою очередь, брать на себя традиционно женские роли или проявлять женственные черты без ущерба для собственного статуса.
Гендерные стереотипы усложняют жизнь и женщинам-профессионалам. Британская специалистка по подбору и управлению персоналом Пола Парфитт в 2015 году рассказала о неосознанных предубеждениях, влияющих на отбор кандидатов: «Известно, что женщин-кандидатов работодатели склонны оценивать по опыту, а мужчин — по их потенциалу; кроме того, на собеседовании вопрос о способности совмещать работу и семью женщинам задают чаще, чем мужчинам».
Издательство
Купить