Чем известен Сандармох?
Сандармох — лесное урочище в южной Карелии. Здесь в 1937–1938 годах расстреляли по меньшей мере 6241 человека — столько имен удалось установить на данный момент. Там похоронены люди около 60 национальностей, что ставит его в один ряд с памятниками всемирного значения: Освенцимом, Катынью и другими.
Место захоронения политзаключенных в 1997 году нашла поисковая экспедиция петербургского и карельского отделений общества «Мемориал». За следующие 22 года участники экспедиции, архивисты и другие эксперты проделали огромную исследовательскую и научную работу. Историки документально подтвердили судьбу каждого из расстрелянных в Сандармохе людей, а родственники и представители национальных общин установили около 450 памятников и памятных знаков.
Сегодня Сандармох в опасности. На пресс-конференции в «Интерфаксе», организованной «Международным Мемориалом» 24 июля, ученые, архивисты, общественные деятели и волонтеры, которые занимаются урочищем, рассказали, что ему угрожаетВ пресс-конференции приняли участие руководитель центра «Возвращенные имена» при Российской национальной библиотеке и редактор готовящегося издания Книги памяти «Место памяти Сандармох» Анатолий Разумов; директор НИЦ «Мемориал», автор книги «Сандормох: Драматургия смыслов» Ирина Флиге; депутат Законодательного собрания республики Карелия, председатель партии «Яблоко» Эмилия Слабунова; руководитель проекта «Сандормох. Карта памяти» Дмитрий Притыкин; инициатор общественного движения «Сандармох. Возвращение имен» Максим Лялин; руководитель готовящейся экспедиции «Сандормох. Карта памяти. Мониторинг состояния памятных знаков» Елена Кондрахина и директор Сахаровского центра Сергей Лукашевский.. На основе этой информации и открытых источников «Афиша Daily» составила краткий список проблем, с которыми сталкивается Сандармох прямо сейчас.
Захоронения повреждаются и частично утрачиваются
В конце августа 2018-го представители Российского военно-исторического общества (РВИО) и 90-й Отдельный специальный поисковый батальон Ленинградского военного округа провели раскопки на территории Сандармоха.
Перед ними стояла задача доказать версию, согласно которой в урочище похоронены советские военнопленные, расстрелянные финнами во время Второй мировой войны. Эта версия появилась относительно недавно. Многие отечественные и финские историки считают ее необоснованной: нет ни одного документа, на который бы она опиралась.
Директор НИЦ «Мемориал» Ирина Флиге называет раскопки «вандальными»: они были проведены на территории захоронений с нарушениями законодательства и без необходимого научного и профессионального сопровождения. У экспедиции не было ни «открытого листа» (то есть разрешения на археологические раскопки), ни историко-культурной экспертизы, ни проекта работ, позволяющего вести раскопки на объекте культурного наследия.
В результате раскопок, проведенных РВИО:
— было сделано не менее шести раскопов;
— вскрыты захоронения;
— поврежден культурный слой;
— собраны объекты, которые могли нести историческую информацию (пули, гильзы и т. д.) — их нашли при помощи металлоискателя и увезли в неизвестном направлении без описи и необходимой фиксации.
Останки расстрелянных оскверняются
Представители РВИО выкопали останки пятерых людей, сложили их в мешки и передали на экспертизу в Медвежьегорск, ближайший к Сандармоху город. Эти останки до сих пор не перезахоронены, а сами раскопки проводили без учета мнения родственников погибших там людей. Представители РВИО проигнорировали открытое письмо, в котором люди требовали не тревожить прах их предков.
По итогам раскопок РВИО провело две пресс-конференции — в сентябре 2018 года и в июне 2019-го. Экспертиза, которую проводило управление Следственного комитета по Карелии, определила пол, возраст и рост расстрелянных. Эти данные никак не подтверждают версию РВИО, раскопки ничего не доказали. Между тем историк и профессор ПетрГУ Сергей Веригин, автор «финской» гипотезы, заявил, что «исследования нужно продолжать» и «нужна дальнейшая работа в районе Сандармоха».
Вероятно, уже в августе могут начаться новые раскопки, которые приведут к еще большему урону для кладбища.
Власти игнорируют требования экспертов и родственников погибших
Все это происходит при непосредственном участии Министерства культуры Карелии (министр Алексей Лесонен — председатель карельского отделения РВИО) и администрации Медвежьегорска. Именно они в обход законодательства выдали разрешение на работы.
Родственники похороненных в Сандармохе людей и депутат Законодательного собрания Республики Карелия Эмилия Слабунова неоднократно писали заявления в Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия, в прокуратуру Карелии, в Генеральную прокуратуру РФ и в суд о незаконности проведения раскопок. Однако они получали только формальные ответы, игнорирующие нарушения статей законодательства, которые были указаны в заявлениях.
Более того, в Управлении по охране объектов культурного наследия Карелии уже после проведенных раскопок решили поменять статус Сандармоха с «памятника истории» на «достопримечательное место», что в будущем позволило бы проводить на его территории земляные и строительные работы. Пока Министерство культуры РФ отказалось снижать статус и порекомендовало сначала провести государственную историко-культурную экспертизу.
Повреждаются памятники и памятные знаки
Раскопки РВИО отчасти повредили и сложившийся художественный облик мемориала в тех местах, где они проводились. Но, помимо этого, памятные знаки подвержены влиянию времени. Часть столбиков-голубцов (распространенные на Севере России намогильные столбики с двускатной крышей) сгнила и упала. Их необходимо бережно отреставрировать или заменить. Но реставрация, даже из лучших побуждений, может привести к утрате памятных знаков, нанесенных на голубцы (иногда это карандашные надписи, сделанные руками родственников еще в 1998 году).
Постепенно разрушаются и сами памятные знаки: из‑за осадков и выгорания от солнечного света бумажные или деревянные таблички теряют часть информации, а металлические подвергаются коррозии (включая отслоение и частичную утрату букв или цифр). Необходима профессиональная, деликатная реставрация.
Иногда памятные знаки портят намеренно
К сожалению, недавно на территории памятника появились случаи вандализма. Например, по отношению к памятному знаку американскому финну Эноку Маттиасу Нельсону. «Символическое захоронение постоянно подвергается вандализму, — пишет его родственник Сергей Нельсон. — Кто‑то целенаправленно снимает американские флаги с могилы, в прошлом году их сорвали 4 августа, за день до Дня памяти. Мы теперь пытаемся проверять каждые 3–4 месяца и восстанавливать все снова, если что‑то пропало».
Дни памяти проводить все труднее
В 1998 году в Сандармохе был учрежден Международный день памяти жертв Большого террора — 5 августа. Это дата начала операции по приказу от 30 июля 1937 года НКВД СССР 00447 «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и других антисоветских элементов». Важность этой даты в том, что память о ГУЛАГе тут рассматривается как часть международной памяти: в Сандармохе похоронены люди многих национальностей, а на Дни памяти приезжают делегации из Украины, Грузии, Литвы, Латвии, Польши, США, Германии и других стран.
С 2014 года в Днях памяти не принимает участия украинская делегация, прежде очень многочисленная. А с 2016-го правительство Карелии начало игнорировать эту дату и перестало поддерживать событие: отказалось выделять автобусы и предоставлять звуковую аппаратуру и т. д. Постепенно День памяти становится «все более международным и все менее государственным».
Сандармох вовлекают в «войны памяти»
С 2016 года вокруг Сандармоха создается новый информационный фон. С подачи историков ПетрГУ Юрия Килина и Сергея Веригина активно разрабатывается «финская версия», согласно которой Сандармох — это место памяти советских военнопленных, замученных финскими оккупантами, союзниками Гитлера. Несмотря на то, что версия не имеет никакого документального подтверждения, на эту тему была написана книга, а также продолжают выходить статьи и телепередачи. Например, телеканал «Звезда» выпустил репортаж «Вторая правда концлагеря Сандармох: как финны замучили тысячи наших солдат».
Ситуация осложняется тем, что, как стало известно в августе прошлого года, в начале 2000-х прокуратура Карелии уничтожила документы о проведенных в Сандармохе в 1997 году экспертизах «как не имеющие исторической ценности».
На территории другого карельского кладбища репрессированных Красный Бор (под Петрозаводском) неизвестные установили табличку в память о погибших военнослужащих в годы Великой Отечественной войны. Похоже, на кладбище Красный Бор начали отмечать и 9 Мая (на кресте у могил заключенных кто‑то повесил военную каску). Говоря о планах относительно Сандармоха, автор «финской версии» Веригин отметил: «Если мы гипотезу подтвердим, то там, где стоят памятники репрессированным, мы поставим и памятник нашим военнопленным».
Как помочь?
Подобные попытки вытеснения, замещения истории случались прежде и в других местах, связанных с советским террором. Например, в мемориале «Катынь» (посвящен памяти польских военнопленных, расстрелянных органами НКВД СССР в апреле и мае 1940 года) в 2017 году представители РВИО установили стенды «Советско-польская война 1919–1921 гг. Судьба красноармейцев в польском плену».
Особенность ситуации с Сандармохом в том, что вокруг него сложились несколько сообществ людей, неравнодушных к судьбе кладбища. Это родственники расстрелянных, национальные диаспоры, исследователи, историки, общественные деятели, волонтеры. После ареста в декабре 2016 года Юрия Дмитриева, одного из открывателей Сандармоха, место привлекло большое внимание медиа. Благодаря этому, в частности, удалось организовать общественное наблюдение за прошлогодними раскопками, доказать их несостоятельность и опровергнуть все заявления представителей РВИО об их находках. Без такого освещения в СМИ это, вероятно, было бы невозможно.
Сейчас работа по сохранению и изучению Сандармоха продолжается. 22 июля в Петербурге состоялась презентация монументального исследования Ирины Флиге «Сандормох: драматургия смыслов» (есть два варианта написания этого слова, в Петербурге больше распространено «Сандормох». — Прим. ред.). Историк Анатолий Разумов совместно с находящимся в СИЗО Юрием Дмитриевым готовит семитомник «Место памяти Сандармох», в который войдут дополненные и расширенные справки обо всех расстрелянных там людях. В сентябре выйдет первый том с 1000 именами.
В 2017 году начался и продолжается волонтерский проект «Сандармох. Возвращение имен», благодаря которому каждый желающий может установить на кладбище табличку в память о ком-то из расстрелянных (аналог проекта «Последний адрес»). В конце августа состоится экспедиция «Сандормох. Карта памяти. Мониторинг состояния памятных знаков», после которой исследователи начнут работу над проектом реставрационных работ.
Присоединиться к работе по сохранению и изучению Сандармоха может каждый. И вот способы это сделать:
Посетить Дни памяти 4 и 5 августа. Они организуются каждый год, автобусы от Петрозаводска или Медвежьегорска бесплатные. Впрочем, приехать можно и в любой другой день.
Установить табличку в память о ком-то из расстрелянных. В разделе «Имена» на сайте о Сандармохе можно узнать краткую биографию каждого из 6241 похороненных там людей. Там же указано, установлен ли ему памятный знак (в большинстве случаев нет). Стать заявителем мемориальной таблички или волонтером, который поможет ее установить, можно, написав письмо по адресу sandarnames@gmail.com. А в этом посте указано, как можно помочь финансово.
Поучаствовать 5 августа в чтении имен Сандармоха в Москве и других городах мира. Список городов можно найти здесь; там же можно предложить чтение в городе, которого пока нет в списке.
Сделать пожертвование в фонд помощи Юрию Дмитриеву. Деньги идут на оплату работы адвоката, командировок специалистов на судебные заседания в Петрозаводск, поддержку семьи. Если хотите помочь, напишите Даниилу Саксонову.
Следить за новостями о Сандармохе. Например, здесь.