Что такое гипноз?
Клинический психолог, кандидат психологических наук
Слово «гипноз» (греч. «сон») не совсем медицинское, правильнее сказать «медицинский гипноз» или «гипнотерапия». В основе гипнотерапии лежит методика наведения транса, а сам транс — это особенное временное состояние сознания, в процессе которого сужается концентрация внимания и ослабевает самоконтроль. Такое состояние может возникать и в обычной жизни — например, при пробуждении ото сна или когда мы занимаемся какой‑то монотонной деятельностью, едем в транспорте.
Где применяется гипноз?
Гипнотерапия официально рекомендуется при синдроме раздраженного кишечника (заболевание, не вызванное органическими причинами, при котором человек ощущает боль, дискомфорт и вздутие в области живота; работа кишечника при этом нарушена. — Прим. ред.). Ее до сих пор используют при обезболивании в стоматологии, в хирургии, во время родов. Гипнотерапию часто комбинируют с когнитивно-поведенческой терапией (позволяет корректировать неосознанные умозаключения человека. — Прим. ред.), в том числе при расстройствах сна, стрессе, тревогах, депрессиях, для снижения веса и борьбы с курением. Есть данные, что сочетание этих методов дает более высокие результаты, чем одиночные, но можно применять их и отдельно.
Как проходит сеанс?
Сеанс проходит в тихом и безопасном пространстве — в кабинете у специалиста — и может длиться до одного часа. Можно назвать следующие этапы.
Определение запроса
Отслеживается манера речи клиента, слова, которые он использует, ценности человека. Обсуждаются методы безопасности, объясняется смысл сеансов и ставится цель.
Наведение транса
«Присоединение» к человеку. Оно может быть по словам, по позе, по жестам — специалист начинает дублировать то, что происходит с человеком, чтобы у него в сознании возникало согласие. Например, гипнотерапевт говорит: «Вы чувствуете, как рука касается кресла». И рука человека в этот момент действительно должна лежать на кресле, чтобы он это чувствовал.
Транс. Текст гипнотерапевта зависит от запроса и ценностей конкретного человека. Он может включать воспоминания, визуальные образы.
Постгипнотические внушения. Тоже зависят от запроса.
Выход из транса
Специалист предлагает клиенту вернуться в комнату, привлекает его внимание к звукам и пространству. Клиент рассказывает, что почувствовал и заметил.
Сколько должна продолжаться гипнотерапия?
Этот формат помощи относится к краткосрочным методам. Например, при синдроме раздраженного кишечника рекомендовано 12 сеансов по одному часу в неделю. Большой плюс — впоследствии человек может сам использовать это состояние, это называется самогипнозом.
Как выбрать гипнотерапевта?
Лучше идти к врачу-психотерапевту или к психологу, который владеет этой методикой в лечебных целях. Этика такая же, как и в психотерапии: не навреди клиенту, соблюдай его личное пространство.
Какие мифы связаны с гипнозом?
«Можно вспомнить все, что было до рождения»
С помощью гипноза можно вспомнить любое событие, которое хранится в мозге, но, естественно, не с самого рождения, потому что этой информации в мозге нет. Если вы идете вспоминать свою историю до рождения, то все ваши воспоминания будут продуктом воображения. Такие предложения среди специалистов являются псевдонаучными, поскольку мозг хранит ту информацию, которую человек испытал при жизни. В то же время нет стопроцентной гарантии, что все воспоминания, полученные в состоянии гипноза, будут правдивыми, даже если они будут относиться к событиям их жизни человека.
«После гипноза наступает амнезия»
При поверхностном трансе амнезии может и не быть. Есть понятие «гипермнезия», когда человек начинает вспоминать события, которые давно не вспоминал, или добавлять от себя. Есть еще феномен возрастной регрессии, когда человек начинает вспоминать детство, и возрастной прогрессии, когда он может представить или даже ощутить себя тем, кем бы мог быть спустя много лет.
«Под гипнозом можно левитировать»
Что происходит с телом во время транса? Мышцы расслабляются, дыхание становится более равномерным, снижается частота сердечных сокращений, появляется подергивание частей тела. Иногда происходит «левитация» — например, поднимаются пальцы рук.
«Один сеанс может изменить все»
Этот миф построен на магическом мышлении людей и доверчивости россиян. Миф о быстром решении проблем с помощью гипноза популярен среди нашего населения ввиду недостаточности психообразования.
Есть ли противопоказания?
Повреждения головного мозга, инфаркт, инсульт, сотрясение мозга.
Наркотическое или алкогольное опьянение.
Психотическое состояние (характеризуется бредом, галлюцинациями, расстройствами восприятия и тяжелым нарушением обычного поведения. — Прим. ред.).
Эпилепсия.
Высокая температура.
С осторожностью при беременности.
Как помогает гипноз?
Журналистка, Москва
Опыт психотерапии у меня четыре года. Однажды после чудовищного панического приступа я оказалась у терапевта, которая направила меня к неврологу, а та — к психотерапевту.
Первая психотерапевтка была настроена на медикаментозное лечение, и тогда это было уместно. В течение года таблетки дали замечательный эффект, но после отмены те же самые ощущения начали возвращаться. Я стала думать про альтернативные варианты и обратилась к другой психотерапевтке, которая в числе прочего практикует медицинский гипноз.
Про гипноз я слышала еще в компании своих знакомых, они учились в медвузе, проводили исследования, собирали группы. Им лично я доверяла, хотя в целом медицинский гипноз все равно казался какой‑то эфемерной фигней. Но мои подруги говорили, что гипноз оказывает на них благостный эффект и сильно снижает тревожность. С этими ожиданиями я и пришла. У меня был запрос не столько на гипноз, сколько на попытку нормализовать состояние без таблеток. Поскольку я уже знала все об образовании моей терапевтки, о ее подходе, научных работах, было понятно, что она адекватный человек, который придерживается принципов доказательной медицины.
На первом сеансе мы довольно долго разговаривали о том, что это за метод. Терапевтка не взращивала во мне завышенных ожиданий и помогла принять идею, что это может сработать, а может — нет. На сеанс я пришла с повышенной тревожностью и снова начавшейся депрессией. Я не могла работать, концентрироваться, спать. Каждый раз, когда мне ударяла в голову какая‑то мысль, я ее записывала. Например, пишу я заметку про биржевые фонды, и тут происходит страйк — визуально это можно было бы изобразить как разноцветные шарики, которые сыпятся с разных сторон. Бац: «Твои родители тебя не любят» — угу, записала. «Твой бойфренд хочет с тобой расстаться» — и так далее. Это были мысли без триггеров в реальности, которые, тем не менее, очень выматывали, и я постоянно была уставшей.
Оказалось, что для этого состояния более чем уместен гипноз. От меня требовалось максимально расслабиться, закрыть глаза и прокручивать в голове мысль, что я хочу войти в трансовое состояние. Мне нравилось, что мне все объясняют в медицинском ключе, потому что эзотерика бы меня отпугнула. Мне не предлагали ждать, что я воспарю над креслом и мне откроются какие‑то глубины. Надо было просто слушать и следовать понятным наводящим фразам.
Это не требовало от меня никаких сверхусилий: мне объяснили правила, я им последовала, и все сработало. Эффект был такой: это очень здорово помогало расслабиться, настроение было приподнятым. Но в какой‑то момент мы прекратили заниматься.
Это давало классный эффект, но он был непролонгированный, а мне было нужно обратное. Я даже попала в легкую зависимость: грубо говоря, мне было тревожно — я приходила, становилось получше. Я попросила психотерапевтку вернуться к таблеткам, и уже почти год я в хорошем продуктивном состоянии, в котором мне комфортно.
Иногда я практикую гипноз дома в усеченном виде: лежу в кровати перед сном и повторяю этапы, которые мне запомнились. Но степень погружения — ниже. Когда получается, это очень успокаивает.
Волшебник, Санкт-Петербург
С 20 лет я активно искал способы решения своих проблем: оценочная зависимость, одиночество, страх публичных выступлений, переживание жизни как пустой и бессмысленной. Обращался к специалистам различных направлений (попробовал более 10 школ), прошел более 70 часов психоанализа. Каждый раз — временное облегчение и постепенный возврат к исходной ситуации.
В 2003-м я посетил очный тренинг Бетти Эриксон (психотерапевт, дочь Милтона Эриксона, знаменитого американского психиатра и психотерапевта, использовавшего медицинский гипноз. — Прим. ред.) в Москве и поучаствовал в ее демонстрационном сеансе. Из этого тренинга и сеанса вынес для себя ощущение, что она крутой специалист, но, увы, долгосрочных изменений не случилось.
К 2016 году я сменил профессию, стал успешным волшебником, справился (с помощью очередного консультанта) с внешними проявлениями тревоги. Я уже решил, что буду так жить до самой смерти, но тут один давний коллега-фокусник стал рассказывать о классическом гипнозе и посоветовал Владимира Макулова (психосоматолог, автор книги «Регрессивная гипнотерапия по методу Владимира Макулова». — Прим. ред.). Я был уверен, что гипнотерапия суть те же ритуалы утешения и поддержки, но заинтересовался возможностями ее применения в своих иллюзионных шоу.
Я рассматривал обучение гипнотерапии как инвестицию в свое развитие как иллюзиониста. Чтобы проверить качество обучения у Макулова, я нашел на его сайте его выпускника, работающего в моем городе, и обратился к нему с запросом про оценочную зависимость. После онлайн-диагностики было проведено три сеанса. Сеанс длительностью в среднем 2–4 часа стоил 8000 рублей, а психоаналитику в 2007-м я платил 2500 за 50 минут, так что цена казалась мне адекватной.
Первый сеанс длился более пяти часов. Сразу после я помнил все, что происходило: гипнотическая индукция на расслабление, повторное проживание недавней ситуации, где возникала проблема, регрессия по более ранним ситуациями с подобными ощущениями. Интересно, что я на первом же сеансе «вспомнил» момент своего рождения, неприятные ощущения от рук и инструментов врачей и что‑то мешающее во рту.
Еще два сеанса прошли примерно в том же настрое, потом я ощутил некий потолок, дальше которого движение не пошло.
В мае 2017 года мне посчастливилось получить три сеанса у Геннадия Иванова, который был помощником Макулова на курсе, где я учился. На втором сеансе я заново пережил ситуацию из возраста одного года: у меня был запор, а мама и бабушка ставили клизму, делали мне больно, не обращая внимания на мои крики, и смотрели с презрением и отвращением на меня (скорее на какашки, но я тогда перепутал).
По итогам трех сеансов я в значительной степени освободился от ощущения, что со мной что‑то не так, что я должен опасаться отвращения и презрения на лицах людей. Несколько месяцев после этого я спал не более 5–6 часов, летал как на крыльях, начал получать гораздо больше удовольствия от выступлений, стал замечать красивых и удивительных людей вокруг, улучшил отношения с детьми и женой.
Сейчас этой проблемы у меня нет. Вскрылись многие другие. Некоторые из них поддаются гипнопроработке, другие требуют обычной работы по саморазвитию и самореализации.