По данным, опубликованным на сайте центра «Такие же дети», в Москве и Московской области проживает множество детей беженцев и мигрантов, которые бегут из родных стран от войн, бедности и рабства. Пока родители занимаются документами и пытаются свести концы с концами, дети остаются неадаптированными — часто их лишают возможности получать образование и общаться со сверстниками. Из‑за плохого знания языка и общей растерянности они теряют шанс на достойную жизнь в будущем.
Центр «Такие же дети» занимается адаптацией детей беженцев из Афганистана, Сирии, Конго, Камеруна, Кот-дʼИвуара, Нигерии, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана, Кубы, Египта, Филиппины, Вьетнама и других стран. Работники центра и волонтеры помогают детям устроиться в школы, выучить язык, стабилизировать психологическое состояние — это особенно важно для тех, кто пережил травмирующий опыт в своей родной стране.
Помимо прочего, в центре занимаются творческим развитием подопечных в рамках программы «Интеграция через искусство». Прошлой зимой дети участвовали в мультипликационной мастерской в «Открытых коллекциях» Политехнического музея, где им предложили создать мультфильм о коммуникациях. «Мысль была очень простая: мы хотели, чтобы среди множества объектов коллекции Политеха дети нашли знакомые или такие, которые были предшественниками знакомых объектов, — написала в своем посте в фейсбуке Вера Шенгелия, руководитель инклюзивных программ Политехнического музея. — Нам хотелось, чтобы страшное чувство, что они высадились на Марс, понемногу проходило».
Здесь и далее — фотографии с выставки рабочих материалов
Дети сами рисовали мультфильм. Сначала они выбрали экспонаты музея, которые понравились им больше всего, и разделились на группы. Каждый ребенок сделал рисунки, которые в итоге стали частью мультфильма. «За все время работы над мультфильмом дети нарисовали много просто отличных рисунков: замечательные фоны космоса, очень классные телефоны, ужасно трогательную собачку», — говорит преподаватель анимации Юрий Михайлин.
Как только персонажи и фоны первой группы были готовы, начались съемки. Дети покадрово передвигали объекты под камерой, а взрослые направляли их и объясняли, как сделать лучше. Потом возникла идея с разговорами по телефону, чтобы сами дети были в кадре, — так они стали актерами. А еще они сами озвучили мультфильм: причем не только на русском, но и на своих родных языках. «Еще дети пели (Мадлена и Мардок), — говорит Юрий. — Иногда просто бесились (например, играли с реальным телефоном и большим увеличительным стеклом), это удалось снять, и мы решили использовать видео в фильме. Хотелось поддерживать эту атмосферу игры, когда она возникала, чтобы сам мультфильм был пропитан игрой».